Иосиф Волоцкий стал покровителем предпринимателей

Если предприниматели всерьез воспримут завещание Иосифа Волоцкого народу, в том числе и людям богатым, то это хорошая идея провозгласить преподобного покровителем предпринимательства, потому что Иосиф Волоцкий призывал богатых не только честно зарабатывать свои богатства, но и помогать страждущим

7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, по просьбе Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе небесным покровителем православного предпринимательства был объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец.

Известно неоднозначное отношение наших современников к этому волоколамскому чудотворцу, главному опоненту преп. Нила Сорского в споре «нестяжателей» и «иосифлян», пламенному борцу с так называемой «ересью жидовствующих» (крупнейшей русской ересью XV века , по сути модернистским новгородским религиозным движением, чьи сторонники отрицали монашество, духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, троичность Божества и божественность Христа). Известно, что преп. Иосиф настаивал на казни еретиков, в то время, как первые соборы осудившие ересь ограничивались исключительно проклятием и отлучением от церковного общения адептов еретического учения.


Преп. Иосиф Волоцкий. XVII в.

За комментарием мы обратились к известному церковному историку, профессору Санкт Петербургской православной духовной академии протоиерею Георгию Митрофанову, настоятелю храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического образования: «Что касается казни еретиков, то тут преподобный Иосиф просто оказался человеком своего времени, — объясняет отец Георгий. — К сожалению, не каждый может подняться над своим временем, и святые тоже не безгрешны, у них тоже бывают свои слабости. Как и все люди того времени, Иосиф Волоцкий считал смертную казнь возможной. Кроме того он хорошо знал, что ересь «жидовствующих» может погубить формирующуюся богословскую традицию Русской Церкви, которая тогда не имела систематического богословского образования. Он считал, что в таких случаях как ересь — священноначалие может прибегать к помощи государства, с его государственными методами, в том числе и смертной казнью. В данному случае он не поднялся над своим временем, как должно христианину, но его действия можно объяснить в первую очередь заботой о Церкви.

В любом случае главное, за что церковь прославила его в лике святых — совсем не борьба с еретиками. Он был монахом и выдающимся подвижником. Все обычно помнят, что он призывал к обогащению монастырей, но ведь богатства, которые меценаты жаловали монастырю, как считал преп. Иосиф Волоцкий, принадлежат не монахам, не является собственностью монахов как таковых: они пожертвованы Богу. Для Иосифа Волоцкого эти монастырские вотчины были эдаким «фондом общего потребления». Государство тогда не заботилось об униженных и оскорбленных, и всю помощь голодающим оказывала Церковь. Монастырские владения в первую очередь были финансовой основой церковной благотворительности. Кроме того, чтобы Церковь могла быть независимой от государства, она должна была обладать достаточным имуществом, опираться на какую-то силу. Это сочетание личной аскетичности со способностью трудиться на благо ближних и было отличительной чертой его подвига. Кроме того, он был одним из немногих русских иерархов, способных обличать власть, что не так часто встречается в истории Православной Церкви. Он не боялся критиковать Иоанна III, и не только за его Судебник попытавшийся отнять у церкви земли, но и за увлечение царя той же ересью «жидовствующих».

Если предприниматели всерьез воспримут завещание Иосифа Волоцкого народу, в том числе и людям богатым, то это хорошая идея провозгласить преподобного покровителем предпринимательства, потому что Иосиф Волоцкий призывал богатых не только честно зарабатывать свои богатства, но и помогать страждущим, обездоленным, и рассматривать свое богатство как дар Божий, данный им не только для того чтобы самим жить хорошо, но и для того чтобы творить дела милосердия. Я уверен, что предприниматели должны как можно больше заниматься благотворительностью, меценатством, просвещением. То есть делать то, к чему и призывал своих современников и что делал сам Иосиф Волоцкий».

Напомним, что 31 октября вятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, знаменитую обитель основанную преп. Иосифом 530 лет назад. «Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. — подчеркнул Патриарх, обращаясь к насельникам монастыря — Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным. Всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве это надуманные обвинения. Устав Свято-Успенской обители, в которой мы находимся, был почти самым строгим на Руси. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своей комнате. Разрешалось только самое необходимое иконы и книги; все остальное не должно было находиться в келиях. Преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок 1500 раз в день произносил Иисусову молитву… Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в день по четыре кафизмы в своей келии. Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. В этой обители была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот. Много было сказано неправедных слов, но эти неправедные слова не смогли поколебать веру нашего народа в святость жизни преподобного — не смогли поколебать потому, что многие чудеса были совершены здесь, у его гробницы, по молитвам людей, которые приходили в эту обитель» — отметил Патриарх.
В Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре до сих пор хранятся вериги преподобного, напоминающие об аскетическом подвиге святого основателя этой подмосковсно обители.

Дмитрий РЕБРОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?