Инвалид не должен просить кого-то о помощи в аэропорту, его уже должны ждать там. ВОИ разработал стандарт обслуживания инвалидов на воздушном транспорте

Новый стандарт обслуживания пассажиров с инвалидностью на воздушном транспорте был разработан Всероссийским обществом инвалидов, авиакомпанией «Трансаэро», московским аэропортом «Домодедово» и Ассоциацией производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте. «Трансаэро» и аэропорт «Домодедово» станут первыми российской авиапредприятиями, внедрившими этот стандарт в свою работу. Это послужит примером для всех остальных.

Стандарт представляет собой свод рекомендаций по всестороннему обслуживанию инвалидов различных категорий. Грубо говоря, документ рассказывает о том, как это должно выглядеть в идеале, и является добровольным корпоративным стандартом. При его разработке учитывалось законодательство РФ, документы ООН (Конвенция о правах инвалидов), уже внедренные международные стандарты авиаперевозки инвалидов и многие другие документы.

В рамках стандарта предполагается специальное обучение сотрудников всех авиапредприятий и предоставление каждым авиапредприятием информации об особенностях перевозки инвалидов. Каждый инвалид должен иметь возможность заранее проинформировать аэропорт со всеми его службами (регистрация, сдача багажа, таможня и т.д.) и авиакомпанию о том, что собирается воспользоваться их услугами. После этого инвалид получит всестороннее профессиональное сопровождение в аэропорту.

Согласно стандарту, в каждом аэропорту должна быть разметка для остановки пассажиров-инвалидов, специальный пульт вызова помощи (распложенный в 700-1200 мм над уровнем земли), спецавтотранспорт для подъема и спуска инвалида на самолет, туалет для инвалидов (и пиктограммы с указанием расположения этих туалетов), стойки для прохождения «формальных процедур» высотой не более 1200 мм, все виды инвалидных кресел и многое другое. То же самое касается и оборудования самолетов, которые должны быть одинаково удобными как для полностью здоровых, так и для пассажиров с инвалидностью. Немаловажная часть стандарта касается поведения сотрудников авиапредприятий, которое должно обеспечивать инвалидам максимально комфортное прохождение всех процедур. Специальный курс по внедрению этого стандарта обучит сотрудников авиапредприятий всему, что касается медицинской помощи инвалидам, навыкам общения с глухими и слепыми и т.д.

«Пока этот стандарт добровольный, — рассказывает Олег Виктрович Рысев, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, — но он должен стать обязательным. Ведь эти рекомендации к обслуживанию инвалидов могут касаться не только тяжелых колясочников или глухонемых, но и, к примеру, обычных пожилых людей или женщин с детскими колясками». По словам Рысева, не должно быть такого, чтобы инвалид просил кого-то о помощи в аэропорту, его уже должны ждать и без проблем помочь пройти все необходимые процедуры. Все должно быть идеально отлажено. «Сейчас таких механизмов нет, – говорит Рысев. — Сначала инвалиду кто-то помогает зарегистрироваться и сдать багаж, потом добраться до паспортного контроля, причем часто водят туда через медпункт, и его сотрудники жалуются, почему это на них повесили, потом работник медпункта звонит грузчикам, которые поднимают инвалида на руках… Были случаи, когда инвалидов роняли, коляски разбивали. Это не от непрофессионализма сотрудников, а просто потому, что это не их обязанность, они не знают, как и что сделать правильно». Добровольное принятие этого стандарта, по мысли Рысева, будет первым шагом российских авиапредприятий на пути к такому обслуживанию пассажиров с инвалидность, какое давно уже есть в странах Европы, США, Канады и других.

Диана РОМАНОВСКАЯ