Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Инвалид: приключения слова

17 августа 1988 года в нашей стране было создано Всероссийское общество инвалидов. В то время это слово еще не считалось унизительным или пренебрежительным. Его объявят таковым несколько позже

Плакат. Медсестра ведет раненного солдата. Надписи "Помогите увечным воинам", "25-26 марта 1916 г."
Плакат времен Первой мировой войны

Бравые инвалиды

Слово «инвалид» – международного значения. Его понимают практически во всех странах мира, так же, как слова «компьютер», «полиция» и «такси». Произошло оно от латинского invalidus – «слабый». Фактически, это однокоренное слово с «валидолом», то есть, «придающим силу». Но мало кто задумывается об их родстве.

В дореволюционной России употребление слова «инвалид» имело свои любопытные особенности. В 1813 году, сразу же после изгнания наполеоновской армии, в нашей стране начали издавать газету «Русский инвалид». Но к инвалидам в классическом значении слова она имела опосредованное отношение – оно заключалось в том, что часть дохода шла в помощь утративших трудоспособность на фронте.

Да, именно на фронте и никак иначе. Инвалидов детства, пострадавших при всякого рода происшествиях и героических пожарных это благотворительное начинание обходило стороной.

Старинная газета "Русский инвалид или военные ведомости", 1829 г.
Газета «Русский инвалид или военные ведомости»

Сама же газета вскоре сделалась официальным изданием военного ведомства и вплоть до закрытия была своего рода аналогом нынешней «Красной звезды».

Само же слово «инвалид» использовалось в значении «ветеран».

Дело в том, что еще в XVIII веке в российской армии существовала категория служащих под названием «военные инвалиды», которые разделялись на «служащих инвалидов» и «неслужащих инвалидов».

Неслужащие в большинстве своем и вправду были инвалидами, в прямом значении этого слова. А из служащих, то есть, вполне здоровых ветеранов, в основном, участников боевых действий, формировали инвалидные роты и инвалидные команды.

То есть, эти инвалидные подразделения были гораздо ближе к современным ЧВК, чем к обитателям специализированных интернатов. Надо ли говорить, что слово «инвалид» произносилось с уважением.

Пушкин пишет во второй главе «Евгения Онегина»:

В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя…

Имелось в виду следующее: поживший и многоопытный Онегин снисходительно выслушивает сердечную историю неискушенного молодого человека.

Правда, все тот же Пушкин пишет в стихотворении «Дорожные жалобы»:

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Здесь отношение скорее ироничное. Но не забываем, что, во-первых, это зоил Пушкин, а во-вторых, при городских заставах действительно использовали далеко не самых бойких и не самых юных военных инвалидов.

Интересны воспоминания писателя Николая Лейкина, который, будучи в городе Вологде решил посетить там музей Петра Первого:

«Тут инвалид в садике проживает, – сказал нам извозчик, подвезя нас к садику. – Инвалида-старичка спросите, и он вам все покажет!

Мы вошли в садик, стали приближаться к домику, выходящему на реку, и натолкнулись на старинную пушку петровских времен, а может быть, и древнейшую… Тут же был и инвалид – старик без сюртука в ситцевом ватном нагруднике и форменной фуражке, который мел дорожки сада.

– Можно посмотреть домик? – спросили мы.

– Сколько угодно. Пожалуйте… Подождите малость. Я только за ключами схожу».

Вот служба, что называется, не бей лежачего. Тем не менее этот «старичок», служивший одновременно и сторожем, и экскурсоводом, и главным хранителем, состоял на довольствии военного министерства.

А вот приказ брянского губернатора: «Для водворения в имении Жаковского должного порядка и оказания содействия брянскому исправнику в поимке бежавших крестьян… назначить в оное экзекуцию из 20 чел. нижних чинов брянской инвалидной команды с 2 унтер-офицерами впредь до поимки всех бежавших крестьян и представления их в уездный суд».

Ясно, что тут имеются в виду не старички, а бравые служаки.

«Свирепый калека»

Фрагмент газеты «Газета-Копейка», 1912 год
«Газета-Копейка», 1912 год

К слову «инвалид» в современном значении ближе всего было слово «калека». Газета «Московский листок» в 1904 году сообщала: «Крестьянин Дмитрий Попов, проходя по Мясному переулку, встретился с каким-то калекою, шедшим на костылях. При встрече у них из-за чего-то произошла ссора, во время которой калека пустил в ход свои деревянные костыли и ими нанес Попову тяжкие побои, после чего поспешил скрыться».

Называлась заметка «Свирепый калека».

А вот другая заметка под названием «Нищий» («Газета-Копейка», 1912 год): «На Хитровом рынке давно промышляет нищенством средних лет мужчина с параличными ногами, ездивший на тачке при помощи рук. Обыватели постоянно подавали этому калеке. Вчера пьяная ватага хитрованцев вздумала «пошутить» над нищим и вывернула его из тележки по откосу.

К общему удивлению калека-паралитик с быстротой кошки вскочил на ноги и погнался за уносящими тележку. Оказывается, что причиной резвости нищего оказался спрятанный на дне тележки мешочек с солидной для нищего суммой – до двухсот рублей, едва не захваченных хитрованцами».

Во время Первой мировой войны входит в словесный обиход еще одно определение – «увечный воин». В Воронеже даже открыли кинотеатр с таким названием.

«Инвалид» в медицинском значении тоже используется, но значительно реже.

Сергей Андреевский описывал Невский проспект (поэма «Обрученные», 1885 год):

Курсистка с книжкою и с думою суровой;
Кокотка смуглая под шляпкою пунцовой,
В боа закутана – два обруча в ушах;
Убогий инвалид привстал на костылях
Пред сочной выставкой съестного магазина…

Но подобных примеров не много.

Инвалидизация всей страны

Фрагмент плаката «На дом инвалидов», 1916 г
Социальный плакат(фрагмент) «На дом инвалидов» создан в 1916 году. Плакат призывает жителей Казани жертвовать средства 4-го апреля для обустройства дома инвалидов для увечных русских воинов, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны

Происходит революция. В том числе и в языке. Слово «калека» теперь представляется оскорбительным и неэтичным. Но его есть чем заменить. И элегантное слово «инвалид» прочно врывается в советский быт.

Быть инвалидом не зазорно, а, напротив, выгодно. Оформить инвалидность, чтобы получать от государства лишнюю копейку – дело, как говорится, житейское.

Инвалид уже не бравый ветеран и даже не медлительный дедушка у шлагбаума. Это именно человек с ограниченными возможностями. И на одном из «профплакатов», которые Владимир Маяковский придумывал в 1924 году, значилось:

Если ты
на работе
стал инвалид,
профсоюз
тебя
обеспечить велит.

Инвалидов в стране было много. Ничего удивительного – две ужасные войны, криминал, бытовое пьянство, пренебрежительное отношение к охране труда. Человек на деревяшке с колесиками (тогдашний заменитель инвалидной коляски), на костылях, слепой, безрукий – все они не вызывали ни любопытства, ни прочих эмоций.

Дети вырастали среди них. Сам инвалид, а также слово «инвалид» были привычнее, чем, например, автомобиль. На машину бежали смотреть всем двором.

В обиход вошло новое слово – «самовар». Так называли не девайс для кипячения воды (давно уж перешли на чайники), а человека, у которого полностью ампутированы все четыре конечности. Слово, конечно, далекое от нынешних этических стандартов.

Многие самовары даже самостоятельно передвигались по улице. Для них мастерили специальные тележки с рычагом и стаканом. Самого инвалида вставляли в стакан, а рычаг, который, собственно, и приводил в движение тележку, он зажимал во рту. И тут уже не до политкорректности.

Слово «инвалид» было расхожим. Так, в полушутку, называли просто заболевших или просто не особо резвых. «Ну, инвалидная команда, поворачивайтесь», – кричал учитель физкультуры, добрый малый, не имевший в мыслях никого обидеть.

Художник Александр Бенуа записывал в дневник: «Мотя – инвалид; третьего дня она себе обожгла руки, туша вспыхнувший благодаря ее неосторожности примус».

«Я сегодня инвалид, / У меня живот болит, / Больно мне ворочаться – / В класс идти не хочется», – бубнили школьники стихотворение Самуила Маршака «Петрушка-иностранец».

Инвалиды сбивались в артели и торговали папиросами. Про одного из них – слепого мальчика – сложили жалостливую песню: «Ночка темна и туманна, все кругом темно…»

Это было в 1920-е, а вот мои личные воспоминания, из начала семидесятых. Мы снимаем «дачу», а на самом деле комнату в обычном деревенском доме. В нем же живут хозяева, семья. Один из них стоит своей единственной ногой на табурете, одной рукой опирается о крышу деревянной будки-уборной и одновременно держит гвоздь, а другой приколачивает этот гвоздь молотком. Костыли, обвязанные в верхней части грязными вафельными полотенцами, чтобы было удобнее в подмышках, прислонены к двери туалета.

Если бы дяде Коле-инвалиду в тот момент сказали бы, что в этой сцене все неправильно, что он не инвалид, а человек с ограниченными возможностями, что «канадки» гораздо удобнее этих вот усовершенствованных костылей, а его социальная интеграция и адаптация должны выглядеть как-то иначе, он подавился бы гвоздями, которые держал во рту.

Нет, все это казалось нормальным. Как и то, что лет примерно через десять я сидел на лавочке у «хрущевской» пятиэтажки и пел под шиховскую гитару: «Ночка темна и туманна, все кругом темно…»

* * *

Наступила новая эпоха, и сегодня уже слово «инвалид», как некогда «калека» требует замены. Оно затерто и дескредитировано, оно пропахло нищими интернатами, злобными нянечками, унизительными пенсиями, недоступными лекарствами, непреодолимыми пандусами, любопытными взглядами случайных прохожих и недельными очередями на социальное такси.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?