Иметь больную совесть гораздо опаснее, чем плоть, спутавшую свою половую принадлежность

Молодые люди, получившие женское воспитание (дома, в детсаду, в школе), не ведут себя как мужчины, у них просматривается женский алгоритм поведения, женские реакции на возникающие проблемы

Свято-Георгиевский приход, настоятелем которого я являюсь, занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. С 2002 года среди реабилитантов появились ВИЧ-положительные юноши, и в последнее время они составляют до половины от общего числа воспитанников. Служители храма приобрели немалый опыт в работе с наркозависимыми и с людьми, живущими с ВИЧ, и пришли к пониманию, какие проблемы возникают при их духовном окормлении, при совместной жизни с ними, что надо делать, чтобы вывести ребят в устойчивую ремиссию. В данной статье будут кратко, пунктиром обозначены гендерные аспекты реабилитации молодых людей на православном приходе.

С чем приходится сталкиваться при работе буквально с каждым наркозависимым воспитанником.

Первое. Многие из них выросли в неполных семьях, воспитывались одними лишь матерями, другие возрастали в атмосфере неблагополучных семей или в семьях, где было нарушено традиционное разделение обязанностей и зон ответственности между мужем и женой, где отец фактически не являлся главой семейства. Молодые люди, получившие женское воспитание (дома, в детсаду, в школе), не ведут себя как мужчины, у них просматривается женский алгоритм поведения, женские реакции на возникающие в жизни проблемы. Частые всплески эмоций, чрезмерная зависимость от настроения, хаотичная неупорядоченность внутреннего мира, неумение сдерживать себя и владеть собой, импульсивность в поступках. Для этих ребят свойственно отсутствие стратегического мышления: они не просчитывают даже ближайшие последствия своих действий, не имеют навыка и не умеют ставить перед собой задачи и цели, не способны последовательно реализовывать запланированное.

Второе. Все наши наркозависимые воспитанники сформировались под влиянием молодежной субкультуры. Взгляд на отношения между полами у них замусорен стереотипами, рожденными в горниле сексуальной революции. Вот некоторые из постулатов: главная цель сексуальной близости – получение удовольствия, хранение девственности не имеет смысла, прежде заключения брачного союза надо «распробовать» избранницу, пожив с ней некоторое время. Многие готовы наивно верить в то, что посредством операции над половыми органами и гормональной коррекцией можно мужчину превратить в женщину, и женщину в мужчину. При этом у наркозависимой молодежи полностью отсутствует понятие о целомудрии. Как выстраивать отношения с целомудренной девушкой, для них тайна за семью печатями.

Третье. После реабилитации практически все наркозависимые подопечные настроены на создание семьи. Некоторые из воспитанников должны восстановить семью, распавшуюся из-за того, что они начали принимать наркотики. Наличие ВИЧ у человека многократно усложняет для него поиск спутницы жизни. Как создается благополучная семья? Как правильно вести себя в качестве мужа, в качестве отца? Опыт, полученный в родном доме, либо никакой (неполные семьи), либо негативный (семьи неблагополучные). Необходимы знания, необходим живой пример, востребован наглядный неложный образец.

От правильного решения трех означенных проблем в немалой степени зависит успех реабилитации, зависит устойчивость ремиссии. Методология реабилитации, принятая на приходе, включает получение воспитанниками как теоретических знаний, так и практического опыта. При решении гендерных вопросов применяется этот же подход. Каждая из трех гендерных тем требует отдельного разговора, отдельной беседы. Может быть, даже не одной. Во время общения по данной проблематике участники, как правило, не скучают. Хотя в рамках короткого доклада невозможно коснуться всех частей теоретической базы, задействованной для прояснения церковного взгляда на вопросы пола, будет небезынтересно обозначить хотя бы некоторые моменты.

К сожалению, в наше время возникает необходимость проговаривать даже такую банальную истину, что различие полов невозможно свести к различию одних только детородных органов и визуально воспринимаемых половых признаков. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Разделение на два пола изначально задумано Создателем в предвидении грехопадения. В Святой Троице, по образу которой создан человек, нет основания для полового разделения. «Прежде всего, он (Адам – и.М.) должен был чистой жизнью, союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов, преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью. …В результате грехопадения человек оказался ниже своего призвания. …Грех, объективировав тела («они увидели, что наги»), превратил две первые человеческие личности в две раздельные природы, в двух индивидуумов, между которыми существуют внешние отношения. …Но Божественный план не изменился». (Лосский В. Н. «Догматическое богословие»). В нашем падшем мире для человека приближение к исполнению данного задания, как и в райский период, достигается только на путях духовного восхождения. При этом надо ясно понимать, что цель будет достигнута лишь в будущем веке, где воскресшие уже «не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Mф. 22:30). Этапом в этом восхождении является духовное соединение ума и сердца у подвижника, после чего восстанавливается утраченная прародителями целостность познавательного процесса, в котором равно значимы интеллектуальная зрячесть и озарения сердца. В обычном состоянии ум и сердце человека нередко вступают в противоречие друг с другом, опережают и доминирует одно над другим в акте восприятия реальности: известно, что у мужчин приоритетным органом познания является ум, у женщин сердце. Мужчина, прежде всего, акцентирует внимание на том, что собственно говорят, потом, как говорят, у женщин, наоборот, в основе восприятия заложено отмечать как, с каким чувством говорят, потом вникать в то о чем идет речь. В общении мужчина ищет понимания, женщина – сочувствия, из чего следует, что мужчину следует понять, а женщину почувствовать, когда задался целью заложить фундамент для плодотворного общения.

Банальный, но не лишний комментарий к только что сказанному, чтобы не дать повода быть истолкованным превратно. Преодоление разделения не должно идти по пути воспитания женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Это было бы движением вспять, прямо в противоположную сторону от поставленной цели. Мужчины должны становиться более мужественными, а женщины более женственными в процессе восхождения, которое предполагает не отвержение своей природы, но превосхождение ее. Достойно скорби, но в силу множества причин мы становимся свидетелями все более острого дефицита мужественности в мужчинах и женственности в женщинах и происходящих вследствие этого патологий.

Вторым важным моментом для понимания разницы между полами является знание о том, что восприятие и мышление мужчины всегда иерархически выстроено, субъективно более яркое женское восприятие настроено на видение всего сразу. Женщина обращает внимание на каждую мелочь, ничего не выпуская из вида, мужчина в согласии со своей природой постоянно выделяет главное, расставляет приоритеты, пренебрегая второстепенными деталями, просто не замечая их. Восприятие мужчины целостно, восприятие женщины мозаично. Мужчине нетрудно сделать выбор в пользу более значимых вещей и целенаправленно двигаться к цели, для женщины важно все и для того, чтобы сделать выбор, для нее не будет лишней подсказка руководителя, которому она доверяет (родители, муж, духовник). Внутренний мир женщины структурируется с опорой на мужчину, и даже с ориентацией на него – «и к мужу твоему влечение твое» (Быт. 3:16). Почему в храмах много женщин и относительно мало мужчин? Потому что последние без труда пренебрегают своим религиозным опытом, если он не был ярким и значительным, находится на периферии их сознания, а женщины находят место для религии в многоцветии своей внутренней жизни. Малый опыт соприкосновения с духовным миром имеет практически каждый человек, и этот опыт не выпадает из поля зрения женщины, понуждает ее считаться с ним. С другой стороны, если мужчина сподобится посещения свыше, на которое не сможет не обратить внимания, то всю свою последующую жизнь он может легко переориентировать на духовное подвижничество, отринув все, что ему мешает или с ним не согласуется. Результатом такого выбора может стать его стремительное духовное возрастание. Но даже религиозно одаренной женщине подобная целостность жизни, в силу отмеченной сейчас особенности женской природы, дается с гораздо большим трудом, потому множество верующих женщин в результате порождает из своей среды относительно малое количество ревностных и успешных подвижниц.

Представители разных полов по естеству испытывают влечение друг к другу. Но случается, что кто-то испытывает сексуальное влечение к представителю того же пола, к которому принадлежит сам. В таких случаях принято говорить о нетрадиционной сексуальной ориентации человека. Как к этому относиться? Относиться к этому надо спокойно, и не делать в связи с этим фактом ложных выводов. Во-первых, согласно откровению, человек – существо падшее, у него изначально, от рождения, более или менее расстроена или повреждена деятельность всех психофизических и духовных сил, потому вплоть до исхода смертного ему временами досаждают самые разнообразные страстные влечения. В том числе бывает, что у некоторых из потомков Адама неразумная плоть воспламеняется сексуальным вожделением к существу своего же пола. Но такой сбой психофизической составляющей естества встречается заметно реже, чем повреждения в настройке совести, относящейся к духовной природе человека. Между тем, иметь больную совесть гораздо опаснее, чем плоть, спутавшую свою половую принадлежность. Во-вторых, человек – существо иерархичное, а не гармоничное. Согласно замыслу Творца человек – венец творения, призван делать выбор: предпочитать более важное менее значимому, духовное предпочитать телесному, и ничего не предпочитать Богу. Не дано человеку гармонично и в равной мере развивать все свои духовные и телесные способности и потенции, не дано в полноте удовлетворять все желания и потребности плоти и духа. Выбор неизбежен, и этот выбор является судьбоносным для человека. Если человек ориентирован на вечную жизнь с Богом, который крайне негативно (как повествует об этом Библия) относится к однополым сексуальным отношениям, что подтверждают руины Содома и Гоморры, то этот человек сможет обуздать похоть глупой плоти и удержаться от капитуляции перед нетрадиционным сексуальным влечением, если таковое в нем обнаружится. Православная Церковь традиционно благословляет именно такой аскетический выбор, в то время как общественное мнение на западе постепенно дрейфует к признанию гомосексуальной связи не только допустимой, но, более того, обладающей равным достоинством с традиционным союзом между мужчиной и женщиной. При этом относительно педофилии, некрофилии, зоофилии (точно так же связанных с нездоровым капризом похотливой неразумной плоти) пока что сохраняется всеобщее согласие: надо воздерживаться, а отказавшихся от воздержания приверженцев допустимо (необходимо) наказывать. Диагноз, который ставит Церковь, исходя из откровения, и рецепт, который она прописывает в связи с гомосексуализмом, многим может не нравиться и вызывает порицания, но останется неизменным.

Что предлагает приход в практическом плане? Столпом реабилитационного процесса является совместное проживание насельников прихода, костяк которых составляют четыре монаха священнослужителя, и реабилитантов. Совместные богослужения, совместный труд, совместное питание, общее участие в культурных мероприятиях, присутствие всех без исключения в реабилитационном процессе, органично вошедшем в структуру приходской жизни. Поведение и взаимоотношения монахов, их попечение о прихожанах, общение с гостями, отношение к своим обязанностям, их верность избранному однажды пути, – вот что воспитанники имеют возможность ежедневно наблюдать. И не только наблюдать, но и встроиться в эту новую жизнь, найти в ней свое место, приобрести жизненный опыт, испытать вкус церковного бытия. Реабилитация длится год – полтора, а это целая эпоха для молодого человека. В интенсивном многомерном взаимодействии с приходским монашеским братством у подопечных формируется новое мировоззрение, жизнь обретает неведомую прежде ценность и смысл, над ними теряют власть пагубные привычки.

Конкретно по означенным в докладе гендерным аспектам в практическом плане можно отметить следующее. Во-первых, трое из четырех монахов Свято-Георгиевского прихода выросли в полных и благополучных семьях. Ни один из них не принял постриг в результате несчастной неразделенной любви (так принято писать в романах). Годы, прожитые по заветам аскетической традиции православной Церкви, так же способствовали воспитанию в них мужских характеров. Каждый по отдельности из этих очень разных людей и все вместе они могут дать неплохой образ мужского поведения в различных ситуациях.

Во-вторых, воспитанники, привыкшие за годы наркотизации к половой распущенности и чтившие кодекс сексуальной революции, впервые сталкиваются на приходе с группой людей, живущих по законам целомудрия. Они видят, что холостая жизнь давших обет безбрачия мужчин нисколько не нарушает их душевного равновесия, понимают, что слухи о мучительности полового воздержания чрезмерно преувеличены. Сдержанное обращение монахов с прихожанками и гостьями прихода, происходящее перед глазами реабилитантов, проясняет им, как выглядит непогрешительное общение с лицами другого пола. К монаху, трезвящемуся над тем, чтобы хранить себя для Бога, приходит ясное видение и понимание того, как пленяются человеческие сердца, но он пользуется этим знанием только для собственной защиты и никогда для нападения, подвизается не отдать свое сердце в плен и случайно не похитить чужое. Он может компетентно рассказать, как надо ухаживать за девушкой, которая тебе понравилась, чтобы добиться взаимности. Как возрастать в любви к своей избраннице. У него можно деятельно учиться гораздо более сложной науке: хранению верности, умению уклониться от соблазна.

В-третьих, приход – это огромная семья, включающая в себя представителей обоего пола, людей всех возрастов, социальных положений, различающихся по своим способностям и личностным качествам. При том, сложившийся приход – это устойчивый организм, способный выжить в самых сложных обстоятельствах (православные приходы прекрасно доказали это в период коммунистического правления в России). В центре приходской жизни стоит духовный отец, батюшка, по благословению которого принимаются все значимые для прихода решения, который несет бремя ответственности за все. Человек, решивший создать семью, войдя во внутриприходскую жизнь, имеет возможность пройти хорошую школу семейного строительства.

Дополнением к наглядному примеру здорового образа жизни, который воспитанник может воочию наблюдать во время своей реабилитации при храме, служат проводимые с ними обсуждения кинофильмов. На второй-третий день после совместного просмотра художественного фильма монахи и их подопечные высказывают каждый свое мнение по наиболее важным проблемам, которые затронуты в картине. Для воспитанников мнения монахов по тем или иным вопросам часто становятся настоящим откровением. На материале фильма Стивена Содеберга «Секс, ложь и видео» можно плодотворно поговорить о лживости основных постулатов сексуальной революции, фильм «Памятная прогулка» Адама Шенкмана показывает пример выстраивания отношений с целомудренной верующей девушкой. Важные аспекты семейных отношений можно обсуждать после просмотра таких фильмов, как «Крамер против Крамера» Роберта Бентона, «Париж, Техас» Вима Вендерса, «Любовное настроение» Вонг Кар-Вайя, «Мосты округа Мэдисон» Клинта Иствуда.

Наши неблагополучные подопечные родились и были воспитаны в обществе, отошедшем от традиций, которых придерживались предки в течение многих столетий. В традиционном обществе люди без особых усилий, без напряженных исканий узнавали и усваивали ответы на самые сложные проблемы бытия. В настоящее время оторванные от предания люди теряются при решении самых простых вопросов. Проблемы пола простыми не являются. Уходя от наркотиков, подопечные должны при этом куда-то прийти, иначе они просто будут топтаться на одном месте. Церковь предлагает им свое решение, выверенное веками и основанное на божественном откровении. Его не просто понять и принять. Ответы Бога по вопросам пола казались жесткими, почти невыполнимыми даже неизбалованным древним людям, в том числе избранным Христом Его ближайшим ученикам. Известен ответ Спасителя апостолам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:3-12). Послушники древнего великого святого спросили наставника: «А кто те люди, которым дано, кто сможет вместить?». Святой ответил им: «Сможет тот, кто захочет».

Игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?