Им тринадцать

Наладить контакт с 13-летним ребенком еще не поздно. Стать близким такому подростку, мне кажется, несложно. Важно проявить серьезный, искренний и живой интерес к его делам. И узнать, о чем же он мечтает

Передо мной сидит шестой класс – 22 тринадцатилетних человека. Мы говорим с ними о стихах Алексея Толстого и Тютчева, о наклонениях глагола, о Грэе и Ассоли. Каждая тема вызывает живой интерес.

  «Шестой» и седьмой»

  В отличие от следующего, седьмого класса, где собрались 14-летние, с этими – и сложнее, и проще. В шестиклассниках гораздо больше детского, чем в семиклассниках: отсюда, с одной стороны, их баловство, но неподдельная непосредственность – с другой. С ними можно обсуждать планы на будущее, и услышать чистосердечные признания, что кто-то хочет быть актрисой, а кто-то олигархом. Семиклассники, скорее всего, сообщат вам, что еще не знают, не решили кем будут. Их ответ будет «правильным» и рациональным.

  Семиклассницы четко делятся на барышень/не барышень, а в шестом такого деления еще нет. Девочки похожи на встрепанных воробьев, смешных и задиристых.

  Их мечты

  В связи с «Алыми парусами» Грина мы обсуждаем мечты Ассоли и Грэя и многочисленные желания учеников 6 класса. Оказывается, что кто-то хочет стать священником, а несколько человек делятся, что у них будут семьи и дети.

  О материальных ценностях как о мечте говорят немногие, но упоминание об этом выглядит очень детским: «хочу, чтобы мне в мою комнату купили новый шкаф и кровать со столом. Еще я очень хочу, чтобы мою комнату обвешали зеркалами. И каждый день я бы вставала и смотрела в зеркало. А еще благодаря зеркалам помещение визуально увеличивается. Я бы хотела, чтобы в моей комнате был строгий стиль…»

  Некоторые ребята на предложение описать «свою мечту» пишут связный текст, а некоторые по пунктам перечисляют все, что приходит в голову. И тогда в одном списке соседствуют:

  1. Хочу хорошо рисовать.
  2. Хочу каникулы.
  3. Хочу Пасху.
  4. Хочу, чтоб не было этого мертвого космоса.
  5. Хочу попасть в Рай.
  6. Хочу быть спортивной.
  7. Хочу пойти в пятницу на футбол, но не успеваю.
  8. Хочу иметь хорошее зрение!
  9. Хочу, чтоб у моих родителей все было хорошо.
  10. Хочу стать актрисой.
  11. Хочу хорошо выучить английский.

  Самое неожиданное желание

  Иногда заветные желания шестиклассников выглядят настолько неожиданными, что становится непонятно – смеяться тут или плакать: «самая моя, наверное, серьезная мечта это – чистота на Земле. Я бы хотел, чтоб был прекращен незаконный слив отходов в реки. А мусоросжигательные заводы закрылись. Все разгильдяйство по отношению к лесам исчезло. Люди как-то больше ценили природу и понимали, что все, что у них есть, дала природа. Еще я хочу, чтобы у всех людей был один общий язык (помимо своих). Я мечтаю, чтоб в мире было больше взаимопонимания. Больше общего…»

  Мир вокруг


  В 13 лет детям очень хочется путешествовать. Они хотят учить иностранные языки, чтобы потом поехать в разные страны. Несколько человек из класса собираются стать переводчиками. Бывает, правда, что ребенок хочет не просто посмотреть другие государства, а, скорее, эмигрировать: «Я куплю себе дом, а лучше пятизвездочный отель, а затем остров типа Гренландии. Буду жить заграницей, где-нибудь в теплом месте рядом с экватором. Может в Египте. Буду стоять на крыше-веранде здания и вспоминать, как хорошо мне было на родине, то есть в России, а именно в Москве. Или буду жить в Испании рядом с морем, где мне в лицо будет дуть ветер. Разумеется, я буду навещать родных. Я буду жить заграницей со своей женой и детьми».

  Их одиночество

  В наших разговорах и их творческих работах часто звучит тема дружбы и одиночества. Многие говорят о том, что им нужен верный друг – в представлении многих девочек таким другом может быть пес. О животном как о близком существе упоминает большинство детей. Мечтают о лошадях, хомячках и котах. Трогательно, что некоторые говорят о желании видеть вновь живым и здоровым умершее уже животное, а не о желании купить новое.

  Наладить контакт с 13-летним ребенком еще не поздно. Стать близким такому подростку, мне кажется, несложно. Важно проявить серьезный, искренний и живой интерес к его делам. Им, действительно, хочется быть с кем-то рядом, они часто одиноки и с удовольствием откликаются на совместные проекты.

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама, учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.

Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко «Катки растаяли. Куда пойти с детьми?»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться