Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Идешь на пляж – помолись по дороге

Успенский пост приходится на лето, длится всего две недели, а по строгости такой, как Великий. А если он совпал с долгожданным отпуском? Как остаться христианином во время отдыха и успеть провести самый короткий пост года с пользой, разбираемся с настоятелем храма Святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке протоиереем Федором Бородиным

Коллаж

– Солнце, тепло, радость, многие наконец увиделись с семьей и лихорадочно пытаются догулять последние дни отпуска. И тут – пост! Как погрузиться в постную атмосферу летом?

– Надо понимать, что христианство в принципе аскетично и другим не бывает. Апостол Павел говорит: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Телу всегда хочется не того, что духу. Чтобы эту лошадь держать в узде, нужна дисциплина, в том числе и регулярные посты (среда и пятница), и многодневные. Именно такая дисциплина позволяет человеку жить духовной жизнью, по-другому не бывает.

Христианин – это не тот человек, который обычно расслаблен, а постом вдруг взял и страшно напрягся. Христианин всегда стремится к восстановлению своей внутренней иерархии, пытаясь стать таким, каким Господь его сотворил. Поэтому в христианстве нет моментов, когда Церковь говорит: «Сегодня мы объедаемся», а потом вдруг: «А сейчас постимся». Так что сам настрой на пост не должен быть каким-то неподъемным делом. Но вообще пост – это не про то, что «в какой-то период этого нельзя». Воздержание в пище помогает усилить и через это структурировать духовную жизнь, но главное – это усиление молитвенного труда. Хорошо в пост добавить молитв к ежедневному правилу, прочитать хорошую духовную книгу.

Коллаж. Успенский пост

– Как сочетать это с отпускной суетой? С утра бежишь занять лежак, спешишь, пока есть возможность, окунуть детей в море, потом экскурсия и мысли, чем накормить семейство, – когда тут читать духовную книжку?

– Царь Давид говорил: «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс. 118:164). То есть при всей своей занятости человек, управлявший растущей империей, успевал за день помолиться семь раз. Обычай молиться несколько раз в день древний – это мы в обиходе его потеряли. Как исправить? Прибавьте к своему правилу 150 Иисусовых молитв, читайте их в три подхода. Плюс утренние и вечерние – итого пять остановок. Как говорит Григорий Богослов: «Не умеешь молиться – молись кратко, но часто». И тогда молитва из повинности становится утешением и радостью, ты начинаешь к ней стремиться.

А потом качество молитвы меняется: ты чувствуешь, что Господь откликнулся. Это не значит, что Он исполнил какую-то твою просьбу, но тебе стало спокойно и радостно – это значит, твой монолог стал диалогом. Если ты любишь кого-то, как ты можешь не поговорить с ним несколько раз в день?

Причем иногда это может быть и на ходу. Я знаю человека, у которого на работе сослуживцы идут курить, а он в это время ходит по коридору и читает Иисусову молитву. Можно и в отпуске найти время для Бога. Идешь на пляж – помолись по дороге! Днем сходили с детьми на море – вечером встаньте с ними вместе на молитву. Дайте им прочитать какую-то часть правила, поговорите о Евангелии.

Конечно, Господь хочет, чтобы мы все были здоровые и отдохнувшие. Но и более важными вещами пренебрегать неправильно. Если вы постом оказались в отпуске – поблагодарите Господа, донесите до Него молитву благодарности. В конце концов, если мы когда-нибудь доберемся до Царствия Божия, там все молитвы будут славословиями. Что ж, почувствуйте себя в отпуске как в раю.

Коллаж. Успенский пост

– Как, в каком порядке построить работу над собой Успенским постом? Для Великого поста у нас «маршрут» подробно прописан, а сейчас как быть? Тем более что пост такой короткий.

– Сконцентрируйтесь не на исполнении устава, а на молитве. Если кажется, что «замылилось» правило, проявите творческий подход. Успенский пост посвящен Божией Матери, и чтобы стать хоть немного похожими на Нее, мы, конечно, стараемся больше молиться. Но это не значит, что мы должны механически вычитывать набор положенных молитв. Молитва – это величайшее творчество. Как любое живое общение с Живым, молитва не может быть одинаковой, дежурной.

Был, например, раньше хороший обычай – верующие читали избранные псалмы, благодарственные или покаянные, в зависимости от своего душевного состояния. Еще можно в среду и пятницу почитать канон Страстям Христовым, а в воскресение – акафист «Слава Богу за все» или просто поблагодарить Бога своими словами.

Я, например, составил себе свои избранные цитаты из Псалтири, выписал в специальную книжечку и читаю разные под настроение. У Иоанна Кассиана Римлянина, например, монахи читали вместо Иисусовой молитвы стих из псалма: «Боже, в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщися» (Пс. 69:2). Или прочтите 50 раз со вниманием: «Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя» (Пс. 62:9), – из вас радость просто брызнет потоками.

– Как Успенским постом не утонуть во внешней атрибутике – «освящаем мед», «освящаем яблоки», «освящаем орехи»?

– Давайте вспомним смысл всех этих вещей. У человека есть урожай. Часть этого урожая он в благодарность приносит в храм, и через это весь урожай освящается.

Не «покропил в храме святой водой, принес домой, съел и через это освятился». Не так. В древности смысл был совершенно другой: у тебя уродилось 100 снопов, ты один принес в храм и пожертвовал нищим. Через это весь урожай освятился. У нас этот смысл, к сожалению, утерян.

Давайте чину освящения плодов вернем древний смысл: день освящения – это день, когда ты что-то жертвуешь. Покормите нуждающихся – это и будет Преображение.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?