Олег Леонкин – детский реабилитолог, кинезотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу. Отец пятерых детей
Может ли массаж быть опасным?
Когда делают массаж, у ребенка нет шанса его проигнорировать. На ребенка постоянно оказывают воздействие, на которое он реагирует. Даже если это рефлекторно. И если темп слишком высокий, если с ним обращаются как с вещью, как с подушкой надувной, то остается два варианта: выключиться, уйти в аутосимптоматику или орать.
Все эти рассказы, о том, как первые два сеанса ребенок плакал, а потом перестал плакать, свидетельствуют о том, что он ушел просто в аут: «Делайте что хотите, меня здесь нет». Сначала сопротивлялся, потом понял, что бессмысленно, и перестал.
Вообще, ребенку можно делать больно. Безумное количество моментов, когда необходимо делать ребенку больно. Врачи, по сути, практически только этим и занимаются. Поставить укол или систему, когда спасаешь его жизнь, это, мягко говоря, неприятно. Но там есть конкретные задачи. Например, как еще с кривошеей справиться? Это медицинская процедура. И если ребенок орет – пускай орет. Если не исправить, будут серьезные последствия. Тут не до нежностей. И родители хорошо понимают, на что идут, почему к их ребенку так. Но это не развитие. А если мы говорим о развитии, то хотя бы темп должен соответствовать. В противном случае это очень похоже на пытку.
Когда массаж действительно нужен?

Если есть конкретная проблема у ребенка, надо решать конкретную проблему. А не делать массаж по схеме. К этой схеме есть серьезные вопросы, которые люди почему-то не задают.
До года делают общий массаж. Всего тела. Вот ребенок четырехмесячный, которому не нужно работать ногами, он не ходит и не ползает еще. Зачем делать ему массаж стопы?Если это переводить на логику школьника, давайте я вам расскажу весь курс математики, он вам, конечно, в третьем классе не нужен, но я расскажу.
Дай схему массажа, мы будем ее делать. Для меня это неприемлемо.
Физиология человека устроена так, что он развивается сверху вниз и от центра к периферии. Так и нужно делать массаж. Постепенно ребенок развивается, и делать акцент на те места, которые сейчас активно используются.
Как выбрать массажиста?

Специалисту нужно несколько раз задать один вопрос: зачем? Например, массажист говорит, что нужно снижать тонус ребенку. Спрашиваешь, зачем? Если он объясняет логику, то тогда понятно, что у него есть конечная цель.
Если специалист снижает тонус ради того, чтобы снизить, это странная история. А если тонус помогает ребенку? Такое чаще встречается, чем то, что тонус мешает. Значит, снижая тонус, вредим ребенку.
Когда специалист выстраивает прогноз, то это история, достойная внимания. А если не может объяснить, да еще прикрывается какой-нибудь методикой, тогда становится все про него ясно.
Вопрос зачем – первый маркер. Умеет ответить или не умеет?
Второй маркер – ваша интуиция. Это как с выбором супруга. Есть хорошая женщина, замечательная, милая, красивая, умная, но – не моя. Есть люди, которых мы интуитивно не воспринимаем. Не важно, что не понравилось. Внешний вид, тембр голоса. Не мой человек, я не хочу, чтобы он имел отношение к моему ребенку.
Есть табуированные вещи для меня. Если человек говорит: «Где вы раньше были?» я сразу разворачиваюсь и ухожу. А где ты раньше был? Почему не ходил по домам и не предлагал свои услуги? Тем более, как правило, родители не ждали, родители искали, к кому можно обратиться.
Если специалист такое делает, осознанно или неосознанно, он снимает с себя ответственность. И если что-то не получится, он скажет: «А что вы хотите? Где вы раньше были?» Это в моем представлении недопустимо.
Всем ли младенцам надо делать массаж?

Нет. Это не еда, не вода. Вы можете приехать в любую точку земного шара и не найдете там человека, который обходился бы без воды. Но достаточно приехать в Германию, там к детскому массажу совсем другое отношение. Там не назначают массаж всем подряд.
У нас это пошло с советских времен, когда в год нужно было ребенка отдать в ясли. Это была суровая необходимость, чтобы ребенок в год уже умел ходить. И поэтому тренировали детей, чтобы они ходили. Массаж – вообще очень мощное средство для стимуляции. Можно сделать так, чтобы ребенок с опережением развивался. В советское время это была вынужденная мера – статью за тунеядство никто не отменял, не работать было нельзя. И большинство детей в год уже ходили в ясли. Система диктовала, надо было соответствовать.
А сейчас декретный отпуск до трех лет, необходимость отпала. И зачем делать массаж, стимулировать, если ребенок вписывается в рамки, которые еще и постоянно раздвигаются. Сейчас ВОЗ пишет, что в полтора года нормально начать ходить.
Как надо делать массаж?

Я тот массажист, который ползает за ребенком по квартире на четвереньках и делает ему массаж, пока он учится ползать. Чем он в этот момент пользуется, то и массирую. Нужно ему выставить ногу, я стимулирую здесь или специально мешаю. И скачки по всей квартире, и глаза удивленные родителей, которые подготовили стол, а он не нужен.
Куда дети – туда и я. Они под стол, и я под стол. Я в процессе участвую, я помогаю, я рядом.
Своим детям я массаж не делаю. Я могу создать условия, чтобы ребенок развивался. Туда игрушку положил, здесь руку легонько придавил, здесь укусил нежно за пятку. Всегда идет такая игра-работа, но это не напрямую массаж.
В самом начале, чтобы ребенка развивать, надо просто с ним рядом
лежать. Это папина работа на 100%. Лег и кайфуешь, и мусор не попросят выносить. Можно даже заснуть, все равно ребенок развивается.Как в передачах про животных показывают: лев лежит, а по нему львята ползают. Если переборщили, он их откинет лапой и дальше лежит. Вот ровно так же это выглядит со стороны. Это мечта любого человека: ничего не делать и при этом, чтобы все делалось.
Рисунки Оксаны РОМАНОВОЙ