Отвечает прот. Владислав СВЕШНИКОВ: «Люди искренне стремятся самоотверженно служить ближним, народу, обществу, государству, но не вполне бескорыстно – одновременно со стремлением к служению стремятся и первенствовать…»

Когда человек приходит в Церковь, он во многом меняется. Некоторые ценности «прошлой» жизни отодвигаются на второй план, другие – отвергаются полностью. Например, современный мир предлагает настрой на карьеру любой ценой. В неофитском запале многие стремятся «опроститься», уходят с престижной работы. При всей искусственности такого пути людей можно понять. Карьеру ради самоутверждения вряд ли можно считать добродетелью. Но разве лучше зарывать в землю данный Богом талант?
Итак: греховно ли стремление к карьере?

Отвечает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
о.Владислав Свешников
— Стремление к карьере основано на нескольких очевидно греховных принципах и страстных переживаниях. Во-первых, на гордости как важнейшем свойстве падшего человека. Во-вторых, на тщеславии, потому что карьеризм – стремление к первенству перед людьми. Известно, что в прошлом некоторые руководители нашего государства (не берусь сказать, как нынешние) очень любили смотреть себя по телевизору. А это и есть очевидное выражение тщеславия.
Кроме того, в карьере как стремлении к власти всегда есть готовность к манипуляции людьми в своих корыстных интересах. Именно на этом чаще всего основано стремление к власти.
Другое дело, что у некоторых бывает склонность к служению – либо сознательная (чаще у христиан), либо на каком-то внутреннем полубессознательном уровне. Для этих людей нечто или некто (государство, общество, народ) — ценности более высокие, чем собственная жизнь или самоутверждение. Но и тогда чаще всего проявляется греховная человеческая природа. Люди искренне стремятся самоотверженно служить ближним, народу, обществу, государству, но не вполне бескорыстно – одновременно со стремлением к служению стремятся и первенствовать. Эти два стремления прямо противоположны в духовно-нравственном отношении. Тем не менее, почти у каждого человека они смешиваются в странный нравственный клубок, когда в одном и том же содержании жизни один мотив является бескорыстным, нравственно позитивным, а другой разрушает личное бытие.
Что делать христианину? Ни в коем случае не замыкаться от мира – это большей частью воспитывает внутреннее фарисейство. Надо выстраивать свою жизнь как образ возможного служения. Служения Родине, народу, семье, приходу. К любой работе относиться именно как к служению. А это всегда выход за пределы собственного индивидуального бытия.
Такое отношение встречается в социальной сфере – помощи (в том числе и духовной) старикам, инвалидам, сиротам, заключенным. Все эти частные проявления общественного служения очень важны. Но в наше время гораздо более востребовано высокое общественное служение — обществу, государству. Таких людей буквально единицы.
Само слово «служение» приобрело сегодня почти карикатурный оттенок. Этим мы «обязаны» тому, что можно назвать общественным мнением, включая средства массовой информации, и вообще всему общественному устройству. Принято обвинять систему образования, но, на мой взгляд, в данном случае система образования только выражает сложившееся общественное мнение.
Можно ли изменить ситуацию? В делах милосердия и других видах социального служения можно. Возможно и изменение приходской действительности, особенно если приход большой и им руководят люди, которые сами относятся к делу как к служению. Если же говорить об общественно-государственном устройстве, то пока перспективы изменения не видно. Скорее всего, для этого должно вырасти общественное движение с верными духовно-нравственными предпочтениями, необязательно даже церковными, но с пониманием народной и государственной жизни и желанием служить. Оно не должно строиться по иерархическому принципу. Людей, страдающих от сегодняшнего положения дел и готовых к активному деланию, немало, но они не знают, как применить свои силы. Думаю, что многие из них охотно присоединились бы к такому общественному сетевому движению, если бы оно возникло. Но пока в этом направлении ничего не делается.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ