В офисе перед начальством все культурные. А как сел за руль, тут характер и проявился

Эвакуаторщик Александр

Особенно это заметно со стороны, например эвакуаторщикам. Именно они чаще всего видят автомобилистов «в стрессе» и многое могут порассказать о человеке. Они вытаскивают машины с дорог, из рек, вывозят с рок-фестивалей. Приводят в чувство рыдающих водителей. Отбиваются от тех, кому «помешали».

Кто в Москве вызывает эвакуатор

Женщины, чьи машины заглохли на оживлённых трассах. Водители, только пересевшие за руль новых авто, и с непривычки к новым габаритам «словившие» бордюр или отбойник.

Эвакуаторщик Александр 34 года за рулем. 20 из них рулил на Севере. Про машины знает все. Но поработав на эвакуаторе, немало узнал про людей.

Ведь эвакуация — это не просто спасение тяжелой техники. Порой приходится «откачивать» хозяев машины, как женщин, так и мужчин.

Эвакуаторщиков не нужно путать с городской службой «Московский паркинг» — зелёные эвакуаторы (коллеги называют их «кузнечиками») убирают с улиц исправные и целые, но неправильно припаркованные машины. «Кузнечики» работают в сцепке с инспекторами, которые выписывают штрафы.

Остальные эвакуаторы увозят на себе заглохшие, неисправные машины или машины после аварий.

В Москве услуги по эвакуации оказывает «Мосгортранс», но быстрее и иногда дешевле вызвать частную фирму.

Девушка в истерике, вставшая в центральной полосе МКАДа, выслушавшая массу «добрых слов» от всех, кому она мешает проехать, у которой потоком машин тут же снесли предупредительный треугольник, — обычное дело. Средства откачки: сочувствие, беседа.

Хуже (но реже), когда рыдать в кабине эвакуатора начинают попавшие в аварию мужики.

По словам Александра, тут приходится «включать психотерапию»: «Ну, чего ревёшь? Главное, все живы. Сейчас оттащим твоего коня, починишь и будет как новенький». И ведь помогает!

Опасная профессия

 

Бывали случаи, когда в плотном потоке машин специалистов службы эвакуации просто сбивали. Но об этом говорить Александр не любит. Говорит только, что посреди дороги его коллеги стараются не работать, а по возможности оттащить машину к обочине и загружать уже там.

Но ведь не со всеми моделями такое возможно, некоторые при выключенном зажигании без крана просто не сдвинуть. Ещё сложнее с машинами после аварии, где, например, оторваны колёса. А люди недовольны – служба спасения им «мешает».

Бывает, водителя просто разводят. Например, стоимость перевозки вычисляется в зависимости от марки машины. Иногда вызывают на перевозку дорогой большой машины, а потом: «А у меня денег – только полторы тысячи». Или просто – сгрузили машину, вдруг хозяин бросается бежать – и ни хозяина, ни денег. Но стоит здесь эвакуаторщику начать поднимать авто обратно на платформу – это будет считаться кражей.

Правда, есть и у эвакуаторщика своя техника безопасности. Если хозяин агрессивен или неадекватен, эвакуаторщик имеет право не везти его машину. А номера машин, хозяева которых отказались платить за транспортировку, заносят в чёрный список.

База ненадёжных клиентов – общая для нескольких московских служб, так что в следующий раз жадному хозяину откажут все.

Ещё опасность – на эвакуатор могут загрузить угнанную машину. На этот случай водитель эвакуатора всегда спрашивает и переписывает данные ПТС, номера машины и VIN. Впрочем, если затормозивший гаишник обнаружит, что машина в угоне, эвакуатор поменяет маршрут и повезёт свой груз прямо на штрафстоянку – до выяснения. Самому водителю эвакуатора, если он грамотно заполнил документы, за это ничего не будет.

А вот к пьяным клиентам эвакуаторщики относятся по-разному. И часто – с пониманием.

Потому что бывают такие разумные люди, которые, выпив рюмку коньяку, предпочитают домой доехать не за рулём, а на эвакуаторе. С ними как раз проблем нет.

Спасение и оборона

Отдельная беда – сейчас в автошколах почти не изучают устройство автомобиля. Опытному водителю смотреть, как таких горе-новичков разводят в салонах, особенно тяжко.

«Был случай — вызывает эвакуатор девушка: Машина не едет, везём в салон.

— Давай, — говорю, — капот откроем, посмотрим, что там.

А сам чувствую: порвался ремень генератора, который стоит полторы тысячи, а в салоне будут заливать, что полетел весь генератор, который стоит пятьдесят. Но она: «везите в салон». Ок, а в салоне она всё равно растерялась и стала покорно слушать мастеров. И ведь так и вышло – ей назвали цену ремонта, даже капот не открыли».

Другая боль – недобросовестные хозяева, пытающиеся убрать с дороги машины после ДТП до приезда инспекторов. В этом случае эвакуаторщик ещё и рискует попасть под суд за соучастие.

«Вызывают эвакуатор парень и девушка. Парень в подпитии. Девушка утверждает, что за рулём была она. Машина торчит посреди двора в клумбе. Объяснение: «Ой, я тут на повороте перепутала тормоз и газ!»

Пришлось объяснять: у вас, конечно, ребята, пострадавших нет. Но вы тут, пока летели, снесли два ограждения и дерево и оторвали себе два колеса. Видели вас куча свидетелей. Давайте-ка вызывайте ГИБДД, фиксируйте происшествие, а потом уж я вас утащу, куда скажете».

Роль сезона 

Большую роль в работе эвакуаторщика играет сезон. Зима, как ни странно, – период затишья, половина машин на приколе. А вот летом начинается аврал: выезжают «подснежники». Хозяева проржавевших за зиму «подснежников» храбро едут на дачи и встают аккурат на подмосковных трассах. Водители дорогих иномарок начинают больше «гонять» и попадают в аварии.

Работа эвакуаторщика в «высокий сезон» получается насыщенная, бывает много ночных выездов. Зато утром или днём иногда – затишье, можно поехать домой и поспать.

Про футбол и музыкальные фестивали

Иногда эвакуаторщикам выпадают необычные заказы. Например, во время чемпионата мира по футболу они возили из города в город машины для стрижки футбольных газонов. Потом пришлось забирать несколько машин с фестиваля «Нашествие». Во время выставки компании «Порше» — собирать по гаражам коллекционеров машины разных лет, а через три дня развозить их же обратно по домам. Попадались интересные экземпляры.

«На сами-то мероприятия нас не пускают, — немного грустит Александр, — привёз, выгрузился и свободен. Но по городам поездить было интересно».

Советы эвакуаторщика автомобилистам

Если вы попали в аварию, прежде чем вызывать эвакуатор, звоните в ГИБДД. Аварией считается даже случай, когда вы влетели в канаву и погнули колесо. Но если вы просто сломались на дороге – звоните сразу в эвакуацию – тут вам ГИБДД не нужен.

Не пытайтесь после аварии втихаря убрать с дороги машину, особенно если за рулём были пьяны. Эвакуаторщики таких водителей очень хорошо видят, и идти под суд за соучастие им совсем не хочется.

Вызывать эвакуатор можно, как только подъехали инспекторы ГИБДД. Пока они оформят происшествие, эвакуатор как раз подъедет.

Если вы просто сломались на трассе, при этом стоите в средней полосе – выставьте предупредительный знак и включите аварийные огни. Если встали ближе к краю, постарайтесь с помощью попутных машин оттащить свой автомобиль на обочину. На МКАДе сделать это помогают даже курсирующие по дороге автоинспекторы.

Если поток машин небольшой, оставайтесь в машине. Если поток сплошной, и есть опасность, что в уже стоящую машину кто-то врежется, несмотря на все предупреждения, — выйдите и стойте на обочине. Целее будете.

Зимой, если машина не заводится на морозе, лучше отвезти её в тёплый бокс, чтобы отогрелась. Некоторые владельцы долго и безуспешно пытаются завести машину сами, а потом платят за ремонт сгоревшей проводки.

Не стоит слишком надеяться и на прогрев тепловыми пушками, который предлагают некоторые автоклубы. Если поставить такую пушку под машину, у которой подтекает маслопровод, есть риск, что она загорится. Такие случаи тоже бывали.

Фото: Павел Смертин