«Милосердие» изучило самых крупных государственных грантодателей и правила работы с ними

В России под финансированием НКО понимаются в основном гранты. После принятия закона об «иностранных агентах» выбор грантодателей сузился. С одной стороны, чтобы компенсировать уход зарубежных доноров, из российского бюджета на гранты теперь выделяется больше денег. С другой стороны – получить их по-прежнему довольно сложно. «Милосердие» изучило самых крупных государственных грантодателей и правила работы с ними.

Фотография: Александр Миридонов/Коммерсантъ /http://www.gazeta.ru/

«Из всех форм поддержки НКО в России в основном развиты только грантовые конкурсы, – жалуется руководитель благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елена Альшанская. – Хотя традиционно для НКО в других странах грант – это способ сделать что-то новое, выходящее за рамки текущей работы, которая поддерживается за счет субсидий, госзаказа или поддержки налогоплательщиков. В России многим НКО не на что вести текущую основную работу: ведь нужно иметь стабильный штат, помещение. Гранты становятся единственным средством к существованию».

До запрета зарубежного финансирования многие российские НКО поддерживали зарубежные доноры, которые выделяли долгосрочные гранты, в том числе на текущую деятельность и не выставляли ограничений для затрат на работу персонала (российские грантодатели, как правило, разрешают потратить на зарплаты не более 30% гранта).

Когда в 2012 году был подписан закон об НКО – «иностранных агентах», предполагалось, что зарубежную поддержку хотя бы отчасти заместят средства российского бюджета.

Денег на поддержку НКО действительно стало выделяться больше. Но механизмы распределения далеки от идеальных.

Президентские гранты

В 2014 году государство выделило почти 4 млрд руб. на поддержку НКО. Из них 2,7 млрд руб. – президентские гранты. 926 млн руб. – гранты Минэкономразвития. Президентские гранты и гранты Минэко распределяются по-разному.

Президентские гранты выдают по цепочке: сначала деньги получают грантооператоры – некоммерческие неправительственные организации. Каждая из этих организаций имеет свою специализацию и организует свой собственный конкурс проектов.

Тематика президентских грантов разная – от гражданских прав и свобод до поддержки молодежных инициатив. «Выбор грантодающих организаций непонятен, – говорит Альшанская. – Часть из них не имеет опыта грантовой работы. Непонятно, есть ли у них хоть какая-то экспертиза по заявленным темам, кто эксперты – никому не известно».

Изначально президентские гранты распределяла Общественная палата РФ. Но с 2010 года операторов стало больше. В 2014 году гранты распределяют 7 организаций: «Гражданское достоинство», «Национальный благотворительный фонд», Общество «Знание» России, «Институт проблем гражданского общества», «Российский союз молодежи», «Лига здоровья нации» и Институт социально-экономических и политических исследований. В частности, деньги на защиту детей-сирот и адаптацию инвалидов выделяет «Лига здоровья нации». В этом году она должна распределить 474 млн руб.

Далее каждый грантооператор распределяет деньги самостоятельно, через свои конкурсы.

Согласно последнему исследованию «Трансперенси Интернешнл», распределение президентских грантов происходит крайне не прозрачно.

Эксперты «Трансперенси» проанализировали данные о государственных грантах за 2011 и 2012 годов – по ним уже завершился цикл реализации, и должна была появиться отчетность.

Выяснилось, что из 69 НКО, получивших президентские гранты более 3 млн руб., отчеты об израсходованных средствах на своих сайтах разместили всего 7 организаций. У 17 НКО из 69 не было даже своего сайта. У 29 НКО отсутствует информация о руководстве.

В более чем 40% случаев НКО, получившая грант, связана с государственными структурами, возглавляется депутатом или членом Общественной палаты.

«Специфика президентских грантов такова, что они выделяются в основном на акции и разовые мероприятия, а не на хоть сколько-нибудь системную работу», — говорит Альшанская.

Прием заявок на президентские гранты, как правило, проходит в апреле. Сейчас он уже закончен. Сайт конкурса.

Гранты от Минэкономразвития

Минэко распределяет гранты на поддержку НКО наиболее прозрачно, профессионально и эффективно, в один голос утверждают эксперты «Трансперенси», Альшанская и Мария Черток, директор CAF Россия.

Грантооператоры-посредники у Минэко отсутствуют. Победителей определяет конкурсная комиссия, формирующаяся непосредственно перед конкурсом.

«Прошлогоднее исследование показало, что у грантополучателей Минэкономразвития ситуация с отчетностью и наличием информации на сайтах в целом обстоит гораздо лучше, чем у получателей президентских грантов», – говорится в отчете «Трансперенси». Так, из 32 СО НКО лишь одна организация, «Московский дом милосердия», не имеет своего сайта. Более половины организаций, получивших деньги от Минэко в 2012 году, предоставили отчетность.

Но при этом на конкурсе Минэкономразвития довольно сильная конкуренция – например, в 2013 году ведомство поддержало 42 программы из 606 заявок.

Еще одна важная специфическая черта этого конкурса – Минэко дает деньги на «распространение лучших практик», то есть, на обучение других НКО. По словам представителя ведомства, в первые два года проведения конкурса значительная часть заявок вообще не была допущена из-за того, что организации просили деньги на текущую деятельность. «Например, есть заявка от спортклуба: мол, мы хотим заниматься с детьми. Это не тематика конкурса. Минэко развивает институциональные условия, а не занимается предоставлением услуг в части социального обеспечения», – говорит сотрудник министерства.

«Трансперенси» не зря отмечает прозрачность конкурса Минэкономразвития: представители ведомства каждый год проводят семинары для НКО, где рассказывают, например, об основных ошибках в составлении заявок.

Каждая заявка оценивается по 5 критериям, за каждый присваивается определенное количество баллов. Критерии следующие: количество регионов, на территории которых НКО вела проекты, соотношение затрат на программу и ее эффекта, наличие успехов в методической поддержке других НКО, кадровый потенциал и наличие софинансирования из других источников.

«Существует миф, что нужно просить больше – просить 10 млн, чтобы дали 5 млн, – рассказывает сотрудник Минэкономразития на семинаре. – Здесь это не работает. У нас нет возможности каждую заявку править, поэтому те заявки, где сумма превышает рекомендуемые нами планки, автоматически отклоняются. По срокам – программа, на которую просят грант, должна начинаться не ранее 1 декабря 2014 года. А реальное финансирование поступит в ноябре 2014 года. Заканчиваться программа должна не позднее ноября 2016 года».

По словам ведущего семинара, самая распространенная ошибка в заявках от НКО – отсутствие логической связи между целями, задачами и результатами программы. «Минэкономразвития оценивает конечный эффект реализации программы, – рассказывает ведущий. – А по материалам заявки нам непонятно, как изменится ситуация после того, как все будет реализовано. Например, в ожидаемых результатах пишут: проведено 3 семинара и форум. Все это – без указания количества участников. По семинарам и форуму оценить эффект мы не можем. А если на это запрашивают 3 млн руб., то у нас возникают вопросы».

Часто ошибки встречаются в описании кадрового потенциала, то есть людей, которые будут реализовывать программу. «К нам приходит много заявок из разряда “в попечительском совете 10 академиков, 20 профессоров и 3 генерал-майора”, – говорит ведущий семинара. – Это неправильный фокус, потому что члены правления зачастую проект не реализуют. Нас мало интересуют те, кто входит в правление. Нас интересует команда, которая будет реализовывать проект, их опыт работы в некоммерческом секторе».

Еще одна ошибка – в стремлении НКО показать себя в каждом пункте заявки в наилучшем свете. Например, чтобы получить максимальный балл по критерию, учитывающему количество регионов, в которых НКО вела работу, даже если руководитель просто съездил куда-то на семинар, это включают в заявку. Но Минэко проверяют такую информацию, и если работа в регионе не подтверждается, снижает оценку.

Во второй тур конкурса переходят организации, который набрали за свою заявку больше 50 баллов. Дальше они должны представить уже подробную программу своих мероприятий.

В этом году заявки Минэкономразвития будет принимать до 26 мая.

Более подробную информацию о проведении конкурса можно найти здесь.

Комитет общественных связей Москвы

Также гранты распределяет Комитет общественных связей Москвы – из бюджета города на поддержку НКО в этом году выделено 25 млн руб. Приоритетные направления программы – «Дети Москвы» (в частности, профилактика негативных явлений в подростковой среде, защита прав детей; работа с детьми по месту жительства, защита детей от жестокого обращения, содействие повышению качества жизни детей) и «Согласие и взаимодействие» (содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию).

От соискателей Комитет требует кроме всего прочего наличие опыта аналогичной деятельности в течение не менее чем одного года и наличие в предыдущие два года доходов (грантов, пожертвований, субсидий), которые были бы не меньше, чем 20% запрашиваемого гранта (если он больше 300 тыс. руб.).

«Раньше это распределение грантов тоже не отличалось особой прозрачностью и понятностью критериев, – говорит Альшанская. – Сейчас ситуация изменилась. Заявки отбирает грамотная экспертная комиссия».
Прием заявок на конкурс Комитета продлится до 11 июня.
Более подробная информация – здесь