Евангельский принцип «Возлюби ближнего, как самого себя» — очень практичен. Это не абстракция, а рабочий инструмент ежедневной жизни, помогающий сохранить нервы, здоровье и заработать авторитет в кругу ближних

Евангельский принцип «Возлюби ближнего, как самого себя» — очень практичен. Это не абстракция, а рабочий инструмент ежедневной жизни, помогающий сохранить нервы, здоровье и заработать авторитет в кругу ближних.

Есть на свете очень простой принцип, который позволяет если не быть хорошим человеком, то выглядеть им. Принцип таков: для того, чтобы быть хорошим человеком, надо иногда соглашаться с тем, что ты плохой человек.

И как настоящий плохой человек ты, если причиняешь боль ближнему своему, то делаешь это сознательно.

Жизнь устроена так, что нам необходимо иногда сделать кому-то больно — уволить плохо работающего сотрудника, отказать в неправомерной или невыполнимой просьбе, закрыться от морального давления, сказать «нет» чужим надеждам, вступиться за того, кого обижают и так далее. Это неизбежная часть жизни и её следует принимать как таковую.

Однако бывает и так, что боль причиняется случайно. По незнанию, в горячке, сдуру или как-то еще – совершенно без намерения кого-то обидеть или задеть. Так бывает у всех людей, в том числе у хороших.

Так вот в этих случаях принцип требует остановиться и подумать и перевести своё действие из состояния «так получилось» в состояние «да, я это сделал». Надо почувствовать себя плохим человеком – ведь именно плохие люди гадят с полным осознанием своего гадства.

Подобная перестановка позволит заметить и оценить некоторые вещи.

Во-первых, возникнет вопрос, а стоит ли моё действие этой боли. Ведь причинённая боль отзывается всегда нарушением мира между людьми, испорченными отношениями – не сейчас, так немного позже. Готов ли я взять ответственность (пусть и неполную, пусть я даже просто «не подумал») за то, что будет дальше? Или мне стоит по возможности отменить свои действия и купировать их последствия – просто чтобы не быть причиной большого зла? Столь ли ценны, в том числе и с точки зрения Господа, поставленные мною цели, чтобы ради них можно было походя танком давить случайную черепаху?

Во-вторых, а возможно ли что-то сделать, чтобы эту боль и её последствия как-то скомпенсировать? Как я могу скорректировать свои действия, чтобы боли стало меньше? Может быть, возможно остановиться или попросить прощения за уже сделанное? Прекратить упорствовать в споре, взять себя в руки, стереть неудачную запись в блоге, выйти из конфликта с извинениями и так далее.

Да, в результате размышлений вполне можно прийти и к выводу, что таки да — Vae victis, дело чересчур важное и результаты его достаточно ценны, что я мирюсь с негативными последствиями. Которые тоже, кстати, могут быть не настолько страшными, чтобы непременно требовать вернуть всё назад. Речь в данном случае не идет о том, чтобы запереться в глухую тюрьму абсолютного ненасилия и не травмировать никого и никогда.

Просто каждое причинение боли должно представлять собой ответственный вывод: «Я делаю сейчас вот этим людям сейчас больно и плохо». Не «ой, что это они?», не «да ладно, ничего страшного», не «да они просто не поняли», и даже не «ну, я же не хотел», а именно принятие того, что я в курсе собственных действий и их последствий, и мотивация не заслоняет мне результатов. «Я делаю больно». Я плохой человек.

Ведь причинить боль сознательно – гораздо труднее, чем случайно. Все ведь знают, что такое боль. И когда нам делают плохо и больно – мы хотим это скорее прекратить, а терпеть соглашаемся только ради какой-то важной, серьезной цели, а не «по ходу дела». И сознательно причиняя боль другому человеку – мы не можем не посочувствовать ему. Даже если придем к выводу, что причинение боли неизбежно – как иногда я делаю то, что ранит и расстраивает меня самого, и при этом себе сочувствую.

Подобное отношение к людям обычно проявляется на практике как просто бережное, когда человек старается никого лишний раз без очень серьезных причин не задевать, а задев – старается восстановить отношения вместо того, чтобы упорствовать в своем праве быть обидчиком. А это и есть один из основных признаков хорошего человека – миролюбивое и уважительное отношение к окружающим, поиск мира более, чем собственной правоты.

И единственное, что в действительности мешает стать хорошим человеком, – это гордыня. Не зря говорят, что она лишает разума. Горделивый человек зациклен на себе и своих переживаниях, и это заставляет его не видеть за своими действиями их объективного содержания. Вместо того, что происходит между мной и другим человеком, я вижу то, что происходит в моей голове – свои мотивы, свои представления, свои правила и их нарушение.

Гордец, в спешке отдавивший кому-то ногу, видит не пострадавшего от его действий человека, а препятствие, которое некстати попалось на пути – и совершенно не настроен искать примирения. Ведь он не хотел ничего плохого – он всего лишь спешил, спешил по очень важному делу, а этот дурак что-то занудствует и вообще – не надо тут ходить, тут люди спешат и так далее.

В результате – ссора, испорченные нервы и настроение, и кто знает, куда стороны пойдут дальше выплескивать недовольство. Кто вечером наорет на ребёнка, а кто со злости напьется.

Именно поэтому евангельский принцип – практичен. Следование ему позволяет сохранять мир с окружающими, а значит, сохраняет нервы, время и возможности. И заплатить за это надо будет не так уж много – всего лишь ощущением собственной безупречности.