Арт-проект «12 хороших работ», балансирующий на грани современного искусства и православия, существует с 2007 года. Центральный образ проекта – образ Георгия Победоносца, увиденный через призму современного искусства. «Важно, чтобы человек, который попадает на эту выставку, нашел бы своего Георгия в любом исполнении, от классического до наива» – говорит руководитель проекта Сергей Катран.
В проекте велел поучаствовать сам св. Георгий
До этого арт-проекта Сергей никогда не был связан с искусством, хотя и интересовался им, любил ходить в ЦДХ. Сергей – предприниматель, но этот проект не приносит ему ни копейки, весь доход от продажи картин идет на восстановление Мещовского Свято-Георгиевского монастыря в Калужской области. Два года назад Сергей побывал в этом монастыре, увидел разрушенный храм и задумался: нужно восстанавливать, без посторонней помощи не обойтись. И в тот же вечер родилась идея собрать разных художников, которые нарисовали бы своего Георгия Победоносца, но показали бы образ святого не иконописно, а лично, через свое восприятие и отношение, а все деньги с проданных работ пошли бы на восстановление монастыря. Настоятель, игумен Георгий (Евдачёв) благословил это начинание и проект заработал.
По возвращению в Москву Сергей начал по ежегодному каталогу «Искусство России» обзванивать художников. Кто-то отказывался, кто-то обещал подумать, а вот известнейший художник-примитивист Катя Медведева с радостью согласилась и через неделю ее работа уже была готова. С этого все и началось.
Екатерина Медведева, Святой Георгий, 2007, акрил
Еще в самом начале проекта с Сергеем произошел необычный случай: как-то на одной из выставок проекта подходит к нему скульптор, вручает свою работу (скульптуру) и говорит: «Мне приснился святой Георгий, и сказал: поучаствуй в этом проекте. И вот я сделал работу, отдаю ее вам, почем продавать – решайте сами».
«Я благодарен художникам, принявшим участие в проекте, стараюсь делать каталоги, материалы, привлекать СМИ, чтобы им тоже было интересно участвовать в этом проекте, чтобы о них говорили – объясняет Сергей. – Но если это становится первичным, это неправильно, художник должен принять для себя решение: он участвует, чтобы сделать еще один шажок к известности, или же ему хочется помочь монастырю».
Первая выставка в рамках проекта прошла в декабре 2007 года. Тогда в экспозиции было 12 картин, откуда и пошло название «12 хороших работ».
Актуальный Георгий
Татьяна Назаренко, Святой Георгий, 2009
Перед входом на выставку стоит работа художницы Татьяны Назаренко. Ее Георгий Победоносец сделан из фанеры, это не картина, а плоская скульптура или объект большого размера. Перед тем, как нарисовать его, Татьяна долго изучала иконографию св.Георгия. И не только: «Почти каждый художник рисовал Георгия Победоносца – говорит Татьяна. – Во времена романтиков художники рисовали роскошных коней с развивающимися гривами, во времена итальянского раннего Возрождения – условные скалы, условные смешные змеи, которых не должен бояться ни всадник, ни конь. На русских иконах – это маленькие головки лошадей, которые как лебеди порхают на больших досках и встроенные тонкие фигурки Георгия. Ведь каждая эпоха рождает свое восприятие этой истории, этого действия». А в Греции Татьяна видела в одном из монастырей икону XIX века, на которой был изображен очень забавный толстый Георгий на толстом коне. «Вроде бы ты знаешь все вещи, но когда ты что-то делаешь, ты начинаешь пересматривать свои представления, как это должно быть. У каждого времени свои понятия о красоте и о чуде …». Есть на выставке Георгий Победоносец, изображенный и в виде Дон Кихота (работа Владимира Курдюкова), и рукодельный вышитый Георгий Натальи Глебовой, и картина Люси Вороновой, на которой Георгий присутствует в виде значка, маленькой фигурки на фоне женщин в красном. Возможно, этот проект не только поможет восстановить монастырь, но и создать образ современного, актуального Георгия.
Георгий на воде
Художница Марина Звягинцева присоединилась к проекту недавно, она пишет картины в очень редкой технике, в монотипии. Монотипия – техника, работающий в которой художник наносит краски на гладкую поверхность (стекло, лист меди и др.). Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги – и получается отпечаток-картина. Марина модернизировала эту технику, вместо стекла и меди используя водную поверхность и делая работы не только на бумаге, но и на холсте, а также применяя все это в объемных инсталляциях.
Марина Звягинцева, Святой Георгий, 2009
«“Чудо о Змие” – это образ борьбы добра со злом, и этот образ можно по-разному интерпретировать – говорит Марина. – Это может быть каноническое изображение, а может быть что-то абстрактное, поскольку я работаю в монотипии, у меня это – движение воды. Перетекание краски символизирует перетекание добра в зло и обратно, а Георгий – он как меч, который разрубает на две части, отделяет добро и зло друг от друга».
Не спешите выносить приговор
Марина Звягинцева говорит, что невозможно заниматься живописью, не имея внутри представления о Боге, о духовном: «Художник не может быть неверующим, а искусство – это духовное состояние. Вопрос, какая это вера. У художника может быть своя вера, он может просто верить в силу искусства. Но ставить знака равенства между актуальным и безбожным искусством никак нельзя. Была пара ребят, которые привлекли к себе внимание тем, что рубили иконы, пытались на эпатаже сделать себе имя, они были на виду, но девяносто процентов актуальных художников таким не занимаются. Сейчас в основном у каждого человека, в том числе и художника, есть свое представление о вере, просто кто-то ходит в церковь, соблюдает посты, а кто-то нет».
Владислав Шерешевский, Борьба Святого Георгия со змием, 2007, х/м
Например, когда в 2007 году Марина Звягинцева была ее куратором выставки в роддоме, многие художники приносили ей свои работы на тему материнства и детства, наброски своих детей, которые до этого нигде не выставляли, работы стояли у них за шкафами. «Так и с верой, если она не востребована, то «стоит за шкафом», – говорит Марина.
«Есть и среди актуальщиков верующие люди, и среди традиционалистов, – неверующие, – уверен Сергей Катран – Господь дает шанс каждому, кто живет на земле. Оптина пустынь создана разбойниками, которые грабили и убивали. И я не могу заявлять безапелляционно, что актуальный художник, даже если он был воинствующим безбожником, по прошествии времени не станет истинно верующим. Например, Олег Кулик – главный «актуальщик» в России начинал с эпатажа, а сейчас он сделал какое-то совершенно замечательное действо – «Пространственная литургия» – постановка «Вечерни Девы Марии» Клаудио Монтеверди на сцене парижского театра Шатле, – и я считаю, что это внутреннее изменениe. Человек – не застывший камень. Может быть, и тот же Тер-Оганян изменится. Вон какими были фильмы Ивана Охлобыстина – а сейчас он священник, Петр Мамонов каким был и каким стал, много примеров можно привести».
Проще простого
Еще на первой выставке в Манеже к Сергею Катрану подходило много людей, художников и искусствоведов, и говорили: какой хороший проект! «А я не понимаю, что может быть проще, сделай работу про святого Георгия, это же просто, нет ничего необычного – говорит Сергей. Искусство многолико, оно занимается разными вещами и этим оно и интересно публике. Этот проект не претендует на новизну, скорее традиционалистский проект, чем авангардный, хотя и в нем принимают участие актуальные художники. Проект создан как благотворительный для Свято-Георгиевского монастыря, а не для того, чтобы произвести фурор в арт-потоке. Но резонанс, который этот проект вызывал, говорит, что зрителю чего-то не хватает в современном искусстве. «Это можно рассматривать как индикатор того, что зритель требует любых проектов: актуальных – неактуальных, традиционных – нетрадиционных, но настроенных на свет, на традиционную православную религию» – говорит Сергей Катран.
Люся Воронова, День Святого Георгия, 2008, х/м
6 августа, перед открытием по выставке была проведена экскурсия для детей из реабилитационного центра «Отрадное». Детям показывали картины, рассказывали о святом Георгии, а потом Сергей Катран попросил их нарисовать свое видение Георгия Победоносца. Так что, возможно, вскоре в проекте появятся детские работы.
Посетить выставку «Торжество добра» вы еще можете до 16 августа по адресу: Староконюшенный пер. д. 39. Галерея работает ежедневно, кроме понедельника и вторника с 11.00 – 19.00, тел. 8 (495) 691-8484
Елена ТЮЛЬКИНА
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.