Где причащаться ВИЧ-инфицированному

Многое зависит от того, какой у священника опыт и какая у него вера. Кто-то может как святитель Иоанн (Шанхайский), который однажды причащал страдающего бешенством пациента, а тот выплюнул Святые Дары и святитель вместо больного потребил их. Опытный священник не должен ничего этого бояться, и, в свою очередь, может даже продемонстрировать прихожанам крепость и действенность веры, потому что Господь ограждает и защищает каждого человека!

В редакцию обратилась женщина из Санкт-Петербурга. У нее – ВИЧ/СПИД и поэтому священник отказался причащать ее, послав причащаться «в больницу». Женщина спрашивала, правильно ли поступил батюшка, как вообще в Церкви причащают больных и где она могла бы причащаться.

С этими вопросами мы обратились к клирику Свято-Димитриевского храма при ГКБ №1 и исполняющему обязанности настоятеля храма священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева (Москва), постоянному докладчику на семинарах по участию Русской Православной Церкви в организации ухода за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом иерею Роману БАЦМАНУ, клирику храма Всех Святых бывш.Алексеевского монастыря, настоятелю Свято-Никольского храма в Научно-практическом центре борьбы с туберкулезом (тоже Москва) иерею Владимиру СОКОЛОВУ и участнику недавно прошедшего круглого стола по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа среди наркозависимых потребителей наркотиков в Санкт-Петербурге, клирику Санкт-Петербургского храма Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, иерею Александру ГАВРИЛОВУ.

Отец Роман:
– Когда пастырь отказывается причащать человека, потому что у него СПИД – это абсолютно неправильный подход, можно даже сказать – дискриминация. Ничего страшного не произойдет, если больной СПИДом будет причащаться с остальными прихожанами из одной чаши, и появление ВИЧ-инфицированного человека на приходе – не должно вызывать какого-то смущения среди прихожан. Все мы прекрасно знаем как вирус иммуно-дефицита передается, и как он НЕ передается. Воздушно-капельным путем он не передается и на лжице занести этот вирус нельзя.

В приобщении Святых Христовых Таин отказывать нельзя никому, и если какая-то опасность появляется, то к ней нужно уметь правильно относиться. Нужно помнить, что без Божией воли и волос с нашей головы не упадет, как в Евангелии сказано.

Отец Владимир:
– Каких-то общих канонических правил, как причащать заразных больных, нет. В каждом конкретном случае это решает каждый священник лично, в зависимости от обстановки: ведь иногда требуется больного человека отдельно от остальных причастить, а иногда и наоборот, показать пастве пример веры. В любом случае стоит избегать крайностей.

Как вариант выхода из сложной ситуации можно предложить причащать больного прихожанина последним, то есть сначала всех здоровых – потом всех больных. У нас в инфекционной больнице именно такая практика. Если кто-то смущается, то здесь я пытаюсь беседовать лично, выяснить причины смущения. В любом случае человек должен иметь веру. Когда мы причащаемся – мы прикасаемся к святыне, и Господь ограждает человека своею благодатью. С другой стороны больной, конечно, должен подойти к священнику, предупредить о возможных последствиях своего появления в храме, и священник может ему порекомендовать пойти домой (и потом причастить его на дому), попросить стоять отдельно от остальных, стараться не кашлянуть на кого-то. Попросить как минимум внимательно и ответственно относиться к ближним.

Многое, конечно, зависит от того, какой у священника опыт и какая у него вера. Кто-то может как святитель Иоанн (Шанхайский), который однажды причащал страдающего бешенством пациента, а тот выплюнул Святые Дары и святитель вместо больного потребил их. Опытный священник не должен ничего этого бояться, и, в свою очередь, может даже продемонстрировать прихожанам крепость и действенность веры, потому что Господь ограждает и защищает каждого человека!

Отец Александр:
– Ну, во-первых, я выскажу свою точку зрения: всегда, когда возникает вопрос, что какая-то раба Божия сказала кому-то, очень сложно вставать сразу же на её защиту и находить аргументы против священника. Потому что потом часто оказывается, что есть масса аргументов, которые она не озвучила. А если рассматривать этот случай, то мне кажется, что он единичный. Некоторые священники отказывают в причастии, если у человек состоит в браке, не венчанном Церковью, они говорят, что это блуд. Возможно, отказавший ей священник – человек старшего поколения. Если такой батюшка относится к ВИЧ-инфицированному, как к прокажeнному, вследствие отсутствия информации, то он и причащаться не будет давать. Наверное, в своих чувствах он просто так оберегает паству. Но это – личная точка зрения. Так что я считаю, что ВИЧ-инфицированный человек может прийти в любой храм.

Подготовили Дмитрий РЕБРОВ и Игорь ЛУНЕВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?