Гамбургский Покров

Государство оплачивает не только уход за клиентами, но и труд работников патронажных служб. Когда к нам кто-то приходит, я спрашиваю: «Сколько ты стоишь?»; человек отвечает, что на прошлом месте работы получал, скажем 1500 евро – у нас он будет получать не меньше. Сложно помогать другому, когда дома пустой холодильник. Поэтому мы всегда настаиваем на том, чтобы платить людям за их работу, даже если они не числятся у нас в штате и сами предлагают помочь как волонтеры

В самом центре старинного немецкого города Гамбурга, на улице Бундесштрассе, недалеко от Гамбургского университета, находится офис патронажной службы «Покров», организованной по инициативе старосты храма святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге по благословению гамбургского батюшки, протоиерея Сергия Бабурина. В июне этого года служба отпраздновала свой первый день рождения.

«Отдадим социальную сферу в хорошие руки»
Когда русские приезжают в Германию, часто начинают возмущаться, мол, жить здесь невозможно – такие высокие налоги. Действительно, в каждый чек в любом магазине, например, заложен налог, иногда доходящий до 20% от суммы покупки. А налог с прибыли составляет вообще 3! Но деньги, собранные с налогоплательщиков, идут на пособия инвалидам, гранты для талантливой молодежи, на развитие медицины и др. социальные нужды.

В последнее время все больше государственных функций в Западной Европе переходит в руки частных собственников, которые могут распоряжаться имуществом и выполнять свою работу гораздо эффективнее, чем неповоротливая и часто недобросовестная армия правительственных чиновников. Уборка улиц, отопление, энергетика, медицина и социальная сфера – все это в большей или меньшей степени отдано небольшим частным организациям, которые, однако, подотчетны государству и жестко им контролируются. Эта политика правительств стран ЕС приносит очевидные позитивные результаты: снижение коррупции, повышение уровня жизни, более эффективное расходование госбюджета и т. д.

Русская Православная Церковь очень уважаема в Германии. Так, например, NDR, второй по значимости телевизионный канал в Германии, хотя бы раз в год целиком транслирует Литургию в гамбургском храме. Однако регистрация и становление молодой патронажной службы – довольно сложное мероприятие. К подобным организациям имеется большой набор четких предписаний по поводу рабочего процесса, и без их выполнения разрешения на роботу не получить. Персонал, особенно занимающийся координированием рабочего процесса, должен иметь помимо медицинского образования ещё и подтверждение о повышенной квалификации- именно в этом и заключалась первая сложность, так как квалифицированных русскоговорящих сотрудников в Гамбурге не так уж и много (подтверждение дипломов в Германии очень сложный процесс и не все успешно его проходят), поэтому они на вес золота.

Незаменимые
Благодаря рекламной кампании в СМИ о «Покрове» узнали, и сейчас служба заботится о более чем сорока пациентах – стариках, больных, инвалидах – в Гамбурге и близлежащих городках. Среди «клиентов» – русские эмигранты и немцы, не только православные, но и католики, протестанты, и даже иудеи и мусульмане. На «балансе» сотрудников уборка дома, стирка, уход; закупка еды и лекарств. Часто надо бывает отвезти их к врачам или в гости к родным, друзьям. Помогают «покровцы» и в составлении бумаг, переводе документов, отправлении писем.

Коллектив состоит из 12 сотрудников, из них всего два мужчины. В офисе находятся директор фирмы Дарья, старший сотрудник Николай, руководитель отдела по уходу Катя (медсестра) и заместитель руководителя по уходу Наташа (медсестра). Остальные сотрудники обслуживают клиентов на дому, сопровождают на встречи и т.д. К каждому работнику прикреплены несколько постоянных клиентов, о которых они заботятся, в том числе и в нерабочее время (бывают иногда чрезвычайные ситуации). Все сотрудники Покрова – выходцы из бывшего СССР, некоторые из них живут уже более 15 лет в Германии, владеют языком и чувствуют себя очень уютно в стране, другие же приехали всего пару лет назад и ещё чувствуют себя не слишком уверенно. Но одно их всех объединяет – они пришли в Покров, ведомые желанием помогать ближним, дарить радость и надежду пожилым и больным людям. «Некоторые из наших клиентов говорят, что уже и представить себе не могут, чтобы они не делали без их помощницы – она уже стала почти членом их семьи», – рассказывают в «Покрове».


На каждого «клиента» больничными кассами или социальным ведомством выделяется определенная сумма, которая рассчитывается исходя из его потребностей и истории болезни. Это может быть и 200 евро, и 2000. Служба разрабатывает схему услуг индивидуально для каждого клиента – сколько посещений в день, какой объём работы, какие услуги и т.д. Всё это под зорким надзором социальных инстанций и ведомств – на каждого клиента имеются чёткие предписания, которых необходимо придерживаться. Ничего удивительного в этом жестком контроле нет – ведь речь идёт о здоровье людей и даже об их жизни.

Когда правила – мешают
Разумеется, государство не просто отчисляет деньги «Покрову». Со стороны муниципальных органов ведется четкий контроль за расходованием этих средств в реальном времени. Как говорится, немецкая аккуратность в действии. Но «Покров» старается исходить не из буквы закона, а из интересов пациентов. «Например, в законе написано — ты должен приезжать к пациенту, мыть его, убирать квартиру и так далее каждый день и проводить у него дома не меньше полутора часов. Но бывает так, что ему удобней, чтоб наши сотрудники приходили раз в три дня на пару часов, а не заскакивали на полчаса каждый день», – объясняет профессиональная медсестра Наташа. В таких случаях «покровцы» стараются импровизировать, стараясь соблюсти и правила, и интересы клиентов. Сотрудники «Покрова» выходят за рамки своих обязанностей, «незапланированно» помогая людям, не только в таких случаях. Например, иногда бывает, что оформление документов на нового пациента длится месяцами (еще одно наглядное подтверждение пресловутой немецкой медлительной аккуратности). Тогда «Покров» помогает обратившемуся за помощью человеку еще до его официальной регистрации как клиента. «Что самое страшное, – рассказывает Дарья, одна из сотрудниц «Покрова», – результат может быть отрицательный и клиенту степень ухода не присвоят. Наших сотрудников это не смущает – мы начинаем заниматься оформлением бумаг, ухаживаем за клиентом дома, ведём переговоры с инстанциями, опротестовываем отрицательные решения и всё-таки добиваемся победы!»

Небольшому штату «Покрова» часто бывает сложно справиться с объемом работы. Тогда на помощь приходят другие члены гамбургской православной общины. Да и не только православной. «Однажды звонит мне одна наша клиентка — пожилая немка, – рассказывает Николай, – и просит отвезти в аэропорт свою подругу, тоже немолодую, с больными ногами. Живет эта подруга в пятидесяти километрах от города. Ехать надо срочно, а все заняты. Что делать? Звоню Ахмеду (это мой друг, чеченец; настоящий, верующий мусульманин). Так и так, говорю, помоги. Ахмед сел за руль и поехал».

О здоровье – или хорошо, или ничего
У нас в России профессия медсестры ассоциируется с тяжелой, низкооплачиваемой, непрестижной работой. А немецкие девушки с гордостью рассказывают о том, что работают в больнице. В Германии специальности «Медицинская сестра» и «Медицинский брат» – одни из самых популярных. Отчасти этому способствует то, что юноши, вместо того, чтобы проходить военную службу, могут поработать медбратом в течение двух лет в любой из государственных клиник, что многие и делают. Да и вообще, в последние годы для западноевропейской, особенно для немецкой, молодежи характерно стремление в первую очередь потрудиться на благо людей, а не строить свою карьеру. Юноши и девушки бросают учебу и едут куда-нибудь в Африку преподавать в сельской школе, или ухаживают за раковыми больными, или стараются еще как-то еще помочь тем, кому приходится действительно плохо. Поэтому сотрудницы «Покрова» даже психологически находятся в более комфортабельных условиях, чем их российские коллеги.

Однако, как ни странно, одна из ощутимых проблем «Покрова» – расположить к себе клиента. «Иногда люди кладут трубку, как только узнают, что мы связаны с Церковью. Принимают нас за сектантов. Постоянно приходится также объяснять, что за наши услуги не надо платить», – жалуется Катя, медсестра. Немцам даже просто позвонить в патронажную службу часто бывает психологически очень сложно, ведь это означает признать собственную беспомощность. Многие люди, особенно из числа коренных немцев старой закалки, предпочитают до последней возможности делать все сами, мучаются, но перешагнуть через свою гордость не могут. И даже те, кто уже является клиентами «Покрова», стремятся это особенно не афишировать. У европейцев вообще не принято распространяться о своих болезнях. В Германии на вопрос «Как здоровье?» следует отвечать: «Хорошо, спасибо». И никак иначе.

В июне 2010 года «Покров» будет отмечать двухлетие свой деятельности. А в дальнейшем у Николая есть планы расширять фронт работы «Покрова» как территориально, так и качественно.

Сайт «Покрова»: http://www.pokrov-pflegedienst.de/ru/

Серафим ОРЕХАНОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?