Французские женщины восстанавливают русский храм, чтобы туда ездили французские Витязи

В государственном музее Л.Н. Толстого на Пречистенке, состоялся благотворительный вечер-аукцион «Красота, мода и стиль». Мероприятие организуют Французско-русский женский клуб и некоммерческая организация «Позитив». Собранные на вечере средства пойдут на реставрацию храма святого Димитрия Солунского в селе Дмитровское Заволжского района Ивановской области

Как много по Руси разрушенных храмов! Ржавые силуэты куполов на фоне серого, мокрого неба, перекошенные кресты, рванные решетки, лики с выскобленными глазами…

Все эти виды в изобилии встречаются в нашей стране и по сей день. Судьба у таких храмов разная. Некоторые восстанавливаются, некоторые постепенно скрываются в молодой поросли ближайшего леса, чтобы через некоторое время стать лесным приключением грибников, нашедших под зарослями лесной малины кирпичное крошево и выгнутые церковные кресты. Но бывают и удивительные судьбы, как, например судьба одного храма в Ивановской области.

17 июля в государственном музее Л.Н. Толстого на Пречистенке, состоялся благотворительный вечер-аукцион «Красота, мода и стиль». Мероприятие организуют Французско-русский женский клуб и некоммерческая организация «Позитив». Собранные на вечере средства пойдут на реставрацию храма святого Димитрия Солунского в селе Дмитровское Заволжского района Ивановской области.


Церковь была закрыта в середине 1930-х годов. После закрытия целенаправленно не разрушалась, из нее лишь вынесли утварь и разобрали иконостас. В настоящий момент главы на храме рухнули, шпиль колокольни покосился, кровля протекает. В оконных рамах отсутствует стекло, почти все они забиты досками. Раньше церковное здание использовал под зернохранилище местный колхоз, но он давно распался, село опустело: сейчас там живут всего шесть бабушек

Какое отношение французский женский клуб имеет к заброшенным церквям в России? История эта сложная. Рассказала мне эту историю прихожанка восстанавливающего храм батюшки, Татьяна Ивановна.


Когда-то Господь свел Татьяну Ивановну с будущим иереем, настоятелем Крестовоздвиженского храма села Воздвижение Заволжского района Ивановской области Павлом Сажиным. Церковь Димитрия Солунского, на реставрацию которой и собирались средства на аукционе в Москве, находится на территории вверенного отцу Павлу прихода, километрах в двадцати от села Воздвижения. Татьяна Ивановна когда-то помогала отцу Павлу в деле устройства покупки колокола. Да с тех пор они и не расставались

Итак, вот эта история.


Катрин Жубер, предпринимательница, француженка по происхождению, случайно увидела в Интернете информацию о приходе отца Павла в Ивановской области

Местные жители особо чтят память праведника Коленьки, слепого инока, жившего неподалеку, в селе Еремино. К его могилке часто приезжают и паломники из других регионов России. Рассказ одного такого паломника и прочитала в Интернете Катрин. Этот рассказ поразил француженку, там же рассказывалось и о местном священнике, отце Павле, о воскресной школе при храме, приюте для детей-сирот, окормлении интерната при сельской школе, где живут сироты и дети из неблагополучных семей… Катрин не ожидала, что в русской глубинке может быть такая бурная деятельность православной Церкви, и решила посмотреть сама на такое чудо. Она позвонила батюшке и попросила разрешения приехать. Отец Павел принял французскую гостью, стал показывать ей приход, храмы. В том числе и полуразрушенный храм великомученика Димитрия Солунского. Увидев храм, Катрин загорелась идеей его восстановления. Ее потрясло то, что при обрушенном куполе в храме сохранились фрески на стенах. Вдобавок она была поражена тем, что в такой глуши существовала такая высококлассная техника письма. Лики на фресках и сейчас выглядят как живые. Расписывали его, по всем данным, ярославские мастера. Катрин привезла из Франции еще одного эксперта — специалиста по реставрации кирпичной кладки. Он дал рекомендации, как сохранить и вылечить церковное здание. Она же нашла благотворителей, которые оплатили установку строительных лесов вокруг храма.


Катрин подсказала прихожанам отца Павла идею шить разные красивые вещи в лоскутной технике. Она считает, что так можно и самим потихоньку собирать деньги для реставрации церкви. Город Иваново, который недалеко, славится своими ситцами. Катрин даже собиралась открыть небольшой магазинчик в Париже, и продавать там эти изделия

Так француженка Катрин стала спасать один из многих тысяч храмов, затерянных на просторах России. Инициатором благотворительного вечера в музее им. Л. Н. Толстого в Москве стала тоже она. Ее идее оказали поддержку Ассоциация европейского бизнеса в России, представители французского бизнеса и дипломатического корпуса в Москве.



В приемной музея-особняка представительницы Французского женского клуба принимали пожертвования






Маленькая гостиная заполнилась высокими гостями




В аукционе участвовал Российский клуб православных меценатов. Он представлял выставку мерных икон


Ювелирные изделия – лоты на аукционе

А так же в вечере участвовали известные актрисы театра и кино – они показывали коллекцию платьев модельера Беляковской (дом моделей «BELIAKOVSKAIA») – и много других замечательных творческих людей.


Еще Константин Победоносцев в «Болезнях нашего времени» сокрушался, что на благотворительных базарах «иная продавщица-дама… носит на себе костюм, стоящий не менее того, что выручается от целой продажи». Но все же возможность благотворить – это праздник и каждый на такое мероприятие старается одеться понаряднее – в меру своего вкуса и возможностей.

Екатерина Волкова


Анна Терехова


Виктория Исакова







Отрадно, что в России восстанавливается традиция меценатства и благотворительности. Люди культуры, политики, светские люди, стремятся участвовать в таких аукционах, возрождают традицию «естественной» благотворительности, то есть стремятся сделать ее образом своей жизни, неотъемлемой частью жизни людей, которые имеют достаток и доброе имя.



Художник Марина Звягинцева, представившая свои работы на аукционе. Член Творческого союза художников России и Московского союза художников Марина Звягинцева неоднократно участвовала в подобных мероприятиях.
— Поскольку я художник, мне по долгу службы приходится бывать на светских мероприятиях – рассказывает Марина. – Но конкретно это я воспринимаю скорее как преемственность. Так получилось, что мой отец участвовал в восстановлении храмов непосредственно — он занимался геологией и делал анализы почв для реставраторов, восстанавливающих храмы. Во время учебы в институте я много путешествовала с ним и видела разрушенные храмы. Это культурный шок, разбитые церкви производят очень гнетущее впечатление. Сейчас храмы возрождаются, и мне, как человеку визуально воспринимающему культуру, конечно, хочется, чтобы моя лепта тоже в этом была. Я могу участвовать своими произведениями. Катрин посмотрела мои работы и сказала, что они подходят к тематике. Но и конечно, чем больше художник участвует в благотворительных мероприятиях, тем лучше продаются его картины.

— Но многие публичные люди все же приходят на такие мероприятия не по зову сердца, а выполняя некую обязанность светского этикета. Это нормально?
— Вы знаете, некоторые привычки тоже хороши. Сначала привычка, потом она превращается в потребность. И дети тех, кто это делает по долгу службы, начинают воспринимать это как норму жизни. Например, мой сын уже относится к такой благотворительности, как к норме. У меня трое сыновей и я вижу, как на них отражаются перемены в нашем общем культурном слое. У меня есть надежда, что они будут жить в еще более культурной стране.



Обстановка была непринужденная. Во дворе особняка был поставлен самовар, который по народной традиции разжигали шишками. В доме, где бывал Лев Николаевич Толстой все народное к месту


Лев Толстой беседует со Христом – ранее не выставлявшаяся композиция из фондов музея. Мог ли предположить отлученный от Церкви граф, что в его музее будет совершаться богоугодное дело?


Со словами благодарности, по-русски и по-французски, ко всем, решившим пожертвовать на восстановление храма, в начале вечера обратился почетный гость мероприятия, епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Донсков), РПЦз. Владыка в течение 12 лет представлял в России Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, также он участвовал в организации первых совместных акций РПЦ и РПЦз, в частности, по принесению из Иерусалима в страны СНГ мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Храм восстанавливается тогда, когда это становиться кому-нибудь нужно. Пока в деревне рядом с церковью только несколько ветхих домиков со старушками. Они не составят полноценного прихода, который вдохнет в храм и деревню жизнь. Еще в юности владыка Михаил участвовал в Национальной организации «Витязи», созданной русским эмигрантом Н. Ф. Федоровым (1895-1984) в 1928 году. Он не потерял с этой организацией связь и сейчас. Задача Витязей хранить русскую культуру, передавать ее традиции юному поколению эмиграции, которое еще не видело своей исторической родины. После падения советского строя им стало возможным свободно посещать Россию. Может быть, храм будет нужен русским Витязям из Франции? Бог даст, скоро в благолепном и восстановленном храме Димитрия Солунского зазвучит молитва французских Витязей, а рядом расположится летний лагерь, где русской молодежи из Франции будет прививаться любовь к России, ее истории, вере и культуре. Может быть, они поймут в ней то, что мы до сих пор не поняли, глядя на проросшие березки по краям рухнувших церковных стен и несколько ветхих домиков соседней деревушки?

Ирина ЕСЕНИНА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?