Православный портал о благотворительности

«Фольклор – это не про кокошники до небес»: Наталья Прохорова о песнях русской деревни и смысле традиционной культуры

Рассказываем о людях, которых объединила любовь к старинной русской песне

Вера САЯПИНА, редактор Юлия КАРПУХИНА
Наталья Прохорова. Фото: Александр Иванишин, пресс-бранч второго сезона фестиваля «Звезда Рождества», декабрь 2024

«Под облаками» – коллектив молодых людей, которые любят народную музыку и умеют ее исполнять. Делают они это настолько профессионально, что в 2018 году стали победителями премии Russian World Music Awards в номинации «Лучший молодежный проект».

В прошлом году «Под облаками» покорили сердца зрителей нашего фестиваля «Звезда Рождества» в стенах музея Чайковского, где они увлекательно рассказали о том, как крестьяне проводили Святки. В этом году благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» приглашает всех любителей народного пения на интерактивный концерт с участием коллектива 13.01.2026 в 18:30 в Доме музыки в Костроме. Знакомим вас с коллективом, основная цель которого – показать молодежи в городах, что традиционная культура очень интересна.

Поговорили с одной из основательниц творческого объединения, Натальей Прохоровой, и узнали, как вышло, что коллектив собрал вокруг себя целое сообщество молодых людей, интересующихся старинной русской музыкой.

«Хотим, чтобы родная культура стала частью жизни людей»

– В этом году творческому объединению «Под облаками» исполнилось 10 лет. Кто создал коллектив – ученые-этномузыкологи?

– Наша изюминка как раз-таки в том, что таких специалистов по народной музыке было только четверо. Остальные – хирург, акушерка, художник, реставратор. То есть люди, которые никак не владели профессиональной музыкальной грамотой, но пели лучше, чем мы. Началось все с того, что мы компанией знакомых и не очень знакомых ребят поехали на Русский Север вместе с проектом «Общее дело». Мы как музыканты останавливались в деревнях Онежского района и с местными жителями проводили мастер-классы.

После этого подружились, и наша дружба до сих пор крепка. Конечно, мы уже не собираемся так часто, как раньше: тогда нам было чуть-чуть за 20, а сейчас чуть-чуть за 30. Кто-то женился, у кого-то уже много детей, у кого-то работа или аспирантура. Но нам очень важно быть в контакте друг с другом, и раз в неделю или две мы обязательно встречаемся и поем вместе. Это то, что происходит внутри коллектива.

– А какова ваша внешняя политика?

– За это время мы придумали и сделали проект, который очень любим: фолк-кемп на Русском Севере. Для него мы отбираем 30 молодых людей, селим их в деревне в старинных поморских избах, проводим экскурсии по памятникам деревянного зодчества, читаем лекции, устраиваем мастер-классы по пению. Конечно, за неделю невозможно рассказать все, но мы стараемся, чтобы люди узнали и полюбили традиционную культуру. Отбираем мы ребят, вообще никак не связанных с фольклором, чтобы объяснить им, что это не кокошники до небес, медведи, балалайка и водка.

И вот с 2019 года мы нашли уже очень много единомышленников. После фолк-кемпов продолжаем собираться вместе – поем, танцуем, знакомимся с друзьями друзей. Это для нас большое счастье. А еще это и есть цель нашего творческого объединения – привлечь людей к родной культуре не насильно, не искусственно, а попытаться сделать так, чтобы это стало частью их жизни. И вроде бы чуть-чуть у нас получилось.

– Как вы совмещаете традиционную культуру и городскую жизнь так, чтобы это было аутентично, без ощущения нелепой реконструкции?

– Мы, как этнографы, хорошо знаем традиционную культуру, но ребятам достаточно и просто увидеть то, что они могут петь, танцевать и без каких-либо усилий веселиться. Не в клубе, а просто друг с другом. Мы не работаем в поле, не живем на земле, поэтому нам неуместно проводить большинство календарных обрядов. И основная функция фольклора в нашей жизни – это именно времяпрепровождение в песне, танце и других совместных действиях.

«В протяжной песне можно выплеснуть все то, что нельзя выразить словами»

– Как вы думаете, на чем строится интерес современной молодежи к традиционной культуре?

– Мне кажется, он связан с тем, что людям хочется больше контактировать друг с другом, хочется общности. Вся жизнь сейчас онлайн, и люди не могут элементарно за руки подержаться. Ребятам интересно как-то совместно веселиться, основной запрос у нас на танцы, песни, игры.

Вот, например, Святки. У ребят появилось желание поколядовать на Рождество в Москве. Мы разослали по общим чатам колядки, разучили их и стали ходить по квартирам наших друзей. В наше время ведь ты не можешь просто так прийти и постучаться к незнакомому человеку. Но опыт показал, что соседи слышали и тоже приглашали нас к себе в гости. Незнакомые люди с радостью слушали и принимали нас, дарили угощения колядовщикам. Это потрясающее явление, когда ты можешь так познакомиться с людьми – через что-то родное и объединяющее нас.

– Помогает ли песня вам и вашим друзьям раскрываться, глубже проживать эмоции?

– Да, в протяжной песне можно выплеснуть все то, что нельзя выразить словами. А с помощью частушки – показать свои чувства к человеку, который тебе симпатичен.

– Много ли пар образовалось в сообществе, созданным вокруг ваших выступлений и фолк-кемпов?

– Конечно, у нас только на фолк-кемпах создалось шесть пар. У кого-то уже по два ребенка. Мы не можем объяснить этот феномен фолк-кемпа, но у многих участников перемены происходят не только в личной жизни. Кто-то увольняется и меняется кардинально, потому что понимает, что делал что-то не то.

Мне кажется, что ваше отличие от привычных народных ансамблей в том, что для вас на первом месте общее время друг с другом, а не подготовка к концертам. Это так?

– Да, все так и есть. Именно поэтому мы очень редко даем концерты – наша цель существования иная. Такого, чтобы мы собирались и репетировали ради работы и выступлений, у нас нет. Главное – это собраться вместе, увидеть друг друга, спросить, как дела. И вместе попеть, конечно. А если появляется цель в виде концерта, то это только повод чаще встречаться.

«Споем разные песни, чтобы и погрустить, и повеселиться»

– Какой материал вы планируете представить на концерте в Костроме, который пройдет в рамках благотворительного фестиваля «Звезда Рождества?»

– Конечно же, колядки, святочные и протяжные плясовые песни, чтобы и погрустить, и повеселиться. Мы очень любим, когда зал работает вместе с нами. Хотелось бы разучить с гостями небольшую песню, чтобы они поняли: русская музыка – это не так уж сложно, и каждый может быть участником общего пения.

– Зал обычно участвует активно?

– Да, однозначно. Русский человек всегда пел, и даже если вычеркнуть это на время из культуры, потребность никуда не денется. Все сидит внутри и никуда не уйдет.

– Много ли в вашем репертуаре песен, которые вы собирали в собственных экспедициях?

– Наверное, соотношение примерно 80 на 20 процентов, где бо́льшую часть составляют архивные материалы. Наши учителя застали тот период, когда в деревнях пели гораздо больше, а материал был посложнее. Мы поем Белгородскую область и продолжаем туда ездить, но теперь уже ради того, чтобы навестить местных исполнителей, побыть вместе с ними и поддержать.

– Позволяете ли вы себе как-то изменять песни, вносить в них что-то новое?

– Конечно, каждый из нас в процессе пения может добавлять какие-то музыкальные обороты, которые вписываются в рамки традиции. Но мы не можем назвать себя ее носителями – не живем в том селе, где была записана учеными песня, не говорим на диалекте. Настоящие народные певцы жили в деревне и с рождения слышали пение своих родных – эти интонации, звуки. И мы никогда не разнообразим песню так, как могли бы это сделать они. Поэтому стараемся быть консервативными и ничего не сочинять.

– Как традиционная культура расширяет конкретно вашу жизнь?

– Любые традиции, даже простые семейные, насыщают жизнь смыслом. Я считаю, что каждый человек одинок, но он не может быть один. В традиционной культуре для тебя становятся важны все праздники как совместные действия, ты наполняешься благодаря им. Например, в большой семье моего мужа есть традиция собираться на Рождество без маленьких детей и разыгрывать подарки.

И люди, которым уже по 30 и 40 лет, читают стихи и поют песни перед мамой и папой, смеются, волнуются, обсуждают, какой им выпал подарок! Это необъяснимое чудо. И я хотела бы, чтобы в каждой семье была такая история, когда ты, живущий в городской суете, становишься ребенком хотя бы один раз в году.

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version