Опрос недели: подавать ли нищим? Комментирует Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель»

Поучаствуйте в нашем опросе.
Ответьте на вопрос «Нужно ли подавать современным ‘нищим’ » на Facebook
Господь в Евангелии учит нас давать просящему и не оговаривает никаких особых условий. Поэтому для верующего человека правильно не гадать, не шарлатан ли просящий, а подавать всем, покрывая неправду просящих любовью, считает Илья КУСКОВ, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель», руководитель направления Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель», руководитель направления Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

— Я стараюсь помогать нищим, это моя личная православная позиция. Нужно прежде всего понять, а как мы должны относиться к нищим, к просящим. Ответ на этот вопрос православный человек ищет и находит в Евангелии – главном ориентире для любого верующего.

В Евангелии Господь нам прямо говорит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5, 42), и при этом не оговаривается никаких особых условий, критериев людей, достойных помощи. Не говорится о том, что просящий должен быть трезвым, адекватным, чтобы он не обманывал. Говорится лишь о том, что мы должны помочь, проявить свою любовь и заботу о ближнем.

К этому идеалу призваны стремиться все верующие — покрывать неправду просящих своей любовью, что, конечно, очень непросто.

Комментарии других экспертов:

Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель»
игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на б. Лазаревском кладбище (Москва)

Все комментарии…

Многие могут возразить: а если милостыня будет во вред? И возражают, приводят в пример алкоголиков, цыганок с детьми и т.д. Милостыня, поданная с любовью, не может нанести вред, потому что она подается от полноты сердца и делается как бы для себя. Если бы мы или наши близкие были в нужде, мы бы вряд ли ограничились для них одной брошенной монетой, наоборот, мы бы постарались разобраться в ситуации человека и помочь качественно решить проблему. Алкоголикам, просящим на еду, мы бы могли купить хорошие продукты; женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию — постарались найти реабилитационный центр. Просители, не заинтересованные в таком виде помощи, отсеялись бы сами, а остальные получили бы качественную помощь и, может быть, уже не скоро вернулись бы на паперть.

Конечно, для оказания качественной помощи требуются и время, и усилия, которых у нас в силу разных обстоятельств может и не быть. В таком случае, мне кажется, вполне допустима подача денежной милостыни с просьбой к просящим потратить ее разумно.

Ведь именно этому нас учат святые отцы Церкви: «Когда ты сидишь дома, приходит нищий, продающий рай, и говорит: дай хлеба и получи рай; дай подержанную одежду и получи Небесное Царство; и не говорю тебе, сколько (нужно дать), чтобы ты не медлил, ссылаясь на (свои) недостатки. За сколько хочешь, купи рай: дай хлеба; не имеешь хлеба, дай овол, дай чашу холодной воды; дай, что хочешь, что имеешь; все принимаю; только купи рай. Подражай той удивительной вдове, которая дала горсть пшеничной муки (3 Цар 17:12) и наследовала Небесное Царство» (Святитель Иоанн Златоуст, беседа 3)

И еще одна цитата (православная пословица): «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».