Если бабушка не знает, куда и зачем идет. Четыре правила общения с потеряшкой

Что делать, если встречная бабушка приехала из Владивостока в Москву «искать правды», или она сама не знает, куда едет. Четыре правила общения с потерявшимися стариками

Фото: Константин Михальчевский/РИА Новости

Из города N в Москву за правдой

Однажды зимой бабушка Аня укуталась в самый теплый пуховый платок, тихонько вышла из дома престарелых в городе N, никому ничего не сказав, пришла на вокзал, купила билет, села на поезд, 22 часа провела в плацкарте на боковой полке, в заснеженной Москве нашла редакцию одной «желтой» газеты и постучалась в двери.

За год или полтора до того в этой газете ей встретилась реклама дома престарелых. Она туда переехала. И ей там не понравилось: ей казалось, что за завтраком ей всегда приносят отравленную кашу, чтобы от нее избавиться.

С пожилыми людьми так бывает: то «соседи чем-то облучают», то «домочадцы отравить хотят»… Искать правды и требовать разоблачения коварных отравителей бабушка приехала в столицу. Но дальше турникета на проходной в офисное здание ее не пустили.

Что делать? Бабушка сидит на подоконнике у турникета. Уходить не хочет, обещает спать в сугробе у дверей редакции.

Из города S в Москву помогать

Однажды бабушка Ида из города S прочитала статью о московских волонтерах в газете «Аргументы и факты». Волонтеры очень понравились бабушке, а бабушка хорошо рисует.

Она собрала вещи, купила билет на поезд, провела в плацкартном вагоне неделю (!) и появилась на пороге редакции. Она просила дать ей адрес директора одного из московских фондов, собираясь жить у нее и помогать. Бабушка чистая, спокойная, при ней чемодан и три сумки. Только глуховата: приходится писать ей вопросы, а она отвечает вслух.

В московском метро по кольцевой

Бабушка с узелком в руках, относительно опрятная, по крайней мере без характерного запаха бездомности, спрашивает, как ей проехать на станцию «Пражская». Спрашивает в районе станции «Отрадное» и едет в сторону «Алтуфьево».

«Пражская» в другом конце города. Нужен ей там, по ее словам, магазин электроники – хочет купить внуку в подарок телевизор. На часах половина десятого вечера, какой еще «электронный рай» ждет бабушку на «Пражской», даже если она, наконец, найдет верное направление?

Что делать и как помочь?

Правило первое. Уделите время

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tass_19554464-1024x714.jpg
Фото: Ян Линн/Итар ТАСС

Если у вас всего пять минут, можете вообще не останавливаться, говорит Роман Скоросов, руководитель программы «Возвращение» православной службы помощи «Милосердие». За пять минут вы ни в чем не успеете разобраться и можете только навредить.

Пример успеха – бабушка Аня из города N. В редакции «желтой» газеты нашелся человек, который смог оторваться от компьютера (в тот день он уже выполнил свое задание). Бабушка Аня разговорилась.

Выяснилось, что у нее есть дочь, правда, не в том городе, откуда она приехала, и с дочерью она не хочет общаться, потому что та якобы «тоже хотела ее отравить». Зато бабушка без стеснения показала свой паспорт, в котором обнаружилась прописка – адрес дома престарелых в городе N.

Дом престарелых за минуту нашелся в поисковике, услышав слова «У нас тут сидит ваша беглая бабушка» – сотрудника редакции через минуту соединили с директором. Конечно, сотрудники интерната не стали тут же выезжать за бабушкой, но хотя бы теперь знали, где она находится в настоящий момент. Подтвердили, что дочь в другом городе есть, что бабушка уже убегала, что дочь в таких случаях говорит «нагуляется и вернется»…

Также бабушка рассказала, что страдает диабетом. Пакет пирожков, купленный бабушке сердобольными сотрудниками офисов в том же здании, захотелось изъять (и это очень важное правило помощи пожилым: выясняйте, нет ли диабета и других особенностей здоровья).

Шли часы, бабушка не соглашалась ехать в ЦСА (центр социальной адаптации), говоря, что будет сидеть у дверей редакции, потому что идти ей некуда, разве что на вокзал. Бабушку пугали: на вокзале у вас украдут документы, станете бомжом. Действовало плохо.

К вечеру бабушка Аня устала сидеть на подоконнике и согласилась уехать с машиной социального патруля. Пока он добирался по сугробам и пробкам (на это ушло примерно три часа, сейчас в социальном патруле стало вдвое больше бригад и он добирается быстрее), у бабушки подскочило давление.

Сотрудники социального патруля вызвали скорую, которая приехала через 15 минут. Бабушка была госпитализирована. Через несколько дней сотрудники редакции даже навестили ее в больнице – более всего для того, чтобы удостовериться, созрела ли бабушка вернуться в дом престарелых в городе N и есть ли у нее деньги на билет.

Бабушка Аня созрела: сказала, что выпишется, заедет в Покровский монастырь помолиться блаженной Матронушке, а оттуда – сразу на вокзал. Через несколько дней из дома престарелых позвонили: бабушка вернулась. Все выдохнули.

История ошибки – дедушка из Орла. Дедушку привезли в пункт помощи бездомным православной службы помощи «Милосердие» сотрудники социального патруля. Сказали: его только что выписали из московской больницы на улицу, он из Орла, идти ему некуда, помогите отправить домой. Дедушке купили билет, сотрудники социального патруля посадили его на поезд и отправили, куда он сказал.

Через некоторое время в православную службу «Милосердие» позвонил сын дедушки. Он был, скажем так, недоволен. Вернее сказать – разъярен. «Зачем вы отправили дедушку в Орел? Да, он там родился, но последние 60 лет он живет в Москве!»

Сотрудники «Милосердия» рассчитывали, что социальный патруль сначала разобрался в ситуации, а потом уж попросил купить дедушке билет. Сотрудники социального патруля, видимо, спросили дедушку «вы откуда», он назвал место рождения, а они не выяснили деталей. К счастью, дедушка в Орле не пропал, а был отправлен обратно в Москву родственниками.

«Я нередко прохожу мимо бездомных, – признается Роман Скоросов. – Прохожу именно мимо, потому что знаю, что сейчас не могу уделить им время, а затормозив на пять минут, ничем не поможешь».

Правило второе. Соберите максимум информации

Расспросите человека как можно подробнее: хорошо ли он помнит, кто он и откуда, куда и зачем едет, кто его там ждет. Есть ли у него родные, не ищут ли они его, можно ли им позвонить. За секунды этого не сделаешь, поэтому если вы не можете позволить себе исполнить первое правило, то проходите (хотя для многих удивительно, как можно променять возможность помочь человеку на приход на работу вовремя).

Расспросите человека, нужна ли ему помощь и согласен ли он ее принять. Чаще всего бывает, что человек, который не знает, куда и зачем едет, отказывается обратиться в полицию или социальный патруль. «Если человек не хочет, чтобы ему помогали, вы не сможете ему никак помочь», – напоминает Роман Скоросов, руководитель программы «Возвращение».

«Мы не можем запретить бабушке ехать, куда она хочет, и велеть сидеть в городе N. Она свободный человек, – напоминает врач-геронтолог Эдуард Карюхин. – Это нам очевидно, что незачем ехать за правдой в Москву, если в родном N найти ее не можешь».

С Эдуардом Карюхиным согласен Роман Скоросов из службы помощи «Милосердие»: к нему раз в полгода обращаются одни и те же люди, приезжающие добиваться в правительстве, чтобы им помогли с жильем в их городе за Уралом. Ночевать в Москве им негде, поездки в столицу бессмысленны, но запретить им эти путешествия невозможно.

Правило третье. Не оплачивайте билеты

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Нередко бабушки склонны уходить «погулять» из дома, садиться в общественный транспорт без особой цели – и ехать, не запоминая, откуда и куда.

«Прошу ваc: если вы видите на остановке-в автобусе-метро-маршрутке бабулю-дедулю-ребенка, которые не могут заплатить за проезд то НЕ НАДО им оплачивать этот проезд! – пишет инфорг поискового отряда «Лиза Алерт» Виктория Пирогова. – Бедные и больные старички с потерей памяти, Альцгеймером, деменцией, потерявшиеся или сбежавшие из дома дети сутками-неделями-месяцами катаются по нашим городам и потом пропадают в клоаке мегаполисов безвозвратно!

Хорошо если рано или поздно они оказываются в больнице или полиции, но поверьте, это еще удача, многих так и не находят, многие погибают на улице в то время как сбившиеся с ног родственники, потерявшие сон и покой носятся по больницам-моргам-улицам в поисках родного человека!» А оплачивают билеты на электрички, автобусы и маршрутки – сердобольные граждане.

Правило четвертое. Запишите полезные телефоны сейчас

Конечно, если вы встретили нуждающихся в помощи бабушку или дедушку в метро, можно обратиться к дежурному по станции. «Они компетентны в поддержании порядка на станции, могут вызвать мобильную бригаду», – уверен геронтолог Эдуард Карюхин.

Если вы встретили старика, которому нужна помощь, на вокзале, можно обратиться к дежурному по вокзалу.

На все прочие случаи запишите телефон социального патруля: +7 (499) 357-01-80. Если вы действительно хотите помочь, то нужно дождаться их приезда.

У службы помощи «Милосердие» есть мобильная бригада, ее можно вызвать по телефону +7 (985) 76-44-911. Правда, нужно помнить, что в отличие от социального патруля, располагающего множеством автомобилей, у мобильной бригады всего одна машина, причем она же развозит еду для бездомных и возит подопечных на флюорографию.

В выходные дни сотрудник может по этому телефону посоветовать вам, куда обратиться. Также в службе помощи «Милосердие» есть социальный работник, он ведет прием бездомных при Пункте обогрева по адресу: ул. Николоямская, д.55 (пункт находится во дворе дома). Соцработник принимает в будние дни с 10 до 16.

Есть вероятность, что старика ищут родные. Поэтому вам будут благодарны, если вы спросите у сотрудников социального патруля, куда повезут бабушку или дедушку, и позвоните на горячую линию поискового отряда «Лиза Алерт»: 8 (800) 700-54-52.

Если у вас нет времени дожидаться социального патруля, если бабушка или дедушка отказываются воспользоваться помощью государственных служб – постарайтесь их сфотографировать (например, на мобильный), выяснить, как их зовут и откуда они, и опять-таки передать эту информацию в «Лиза Алерт».

Если бабушка или дедушка плохо себя чувствует, или если все происходит на улице в холодную погоду, то не нужно дожидаться социального патруля, нужно звонить в скорую. Скажем, если старик лежит (например, спит, но, может быть, человеку плохо) на асфальте, он переохладится (или если на дворе жара, получит тепловой удар), так что скорая скорее всего согласится приехать. Правда, тогда нужно будет ее дождаться и записать номер бригады. Если человек без сознания – однозначно нужно вызывать скорую. Однако если медицинских показаний нет, тревожить врачей не надо, предупреждает Роман Скоросов.

Специалисты говорят, что одна из главных проблем пожилых, – одиночество. Даже в собственной семье они могут чувствовать себя неинтересными и ненужными. Поэтому важно не отмахиваться от них, выслушивать, проявлять внимание. Может быть, встреченной на улице бабушке тоже нужно в первую очередь это – чтобы на нее заинтересованно потратили время. Тогда она согласится получить и более «формальную» помощь, в том числе и от социального патруля, и от медиков.

Кстати, куда поехала из Отрадного бабушка, собиравшаяся в магазин электроники на «Пражской», осталось невыясненным. Надеемся, что с ней все хорошо. А бабушка Ида из города S, как сказали ее родственники (а у нее обнаружились пять детей и множество внуков к ее 84 годам), ездила «гулять» уже в пятый раз.

Из Москвы, где волонтеры без энтузиазма восприняли ее желание создать с нуля гончарную мастерскую, она поехала в Пермь, сказав, что там у нее есть знакомые. Бабушка осознает себя в пространстве, к родным возвращаться пока не хочет, и никто не в силах ей запретить ехать в Пермь, Пензу, Покров, Подольск или куда она захочет. Да и зачем запрещать, если не можешь предложить ей ничего более привлекательного, чем странствия?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?