Елена Котова: Бэби-бокс – аварийный выход, способ сохранить ребенку жизнь

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов считает, что установка бэби-боксов противоречит законодательству РФ. Информация об этом появилась в СМИ. Мы попросили автора проекта прокомментировать заявление детского омбудсмена

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов считает, что установка бэби-боксов противоречит законодательству РФ. Информация об этом появилась в СМИ. Мы попросили автора проекта прокомментировать заявление детского омбудсмена.

Фото с сайта business-class.su

Руководитель фонда «Колыбель Надежды» Елена Котова:

«Подобные заявления Павел Алексеевич делает уже четвертый год, с того времени, как начался наш проект. Его позиция не меняется. Первое такое заявление было для меня ударом. Теперь уже не удивляюсь. Но это мешает работать.

Бэби-боксы работают в рамках действующего законодательства. Если бы это нарушало закон, Следственный комитет бы нас не поддерживал. В прошлом году следственный комитет вручил мне медаль за содействие.

Но дело даже не в медали. Благодаря бэби-боксам мы узнаем о множестве социальных проблем, которые касаются брошенных детей!

Основной аргумент противников бэби-боксов – ребенок имеет право знать своих биологических родителей, при этом они ссылаются на международную конвенцию ООН по правам ребенка. Но забывают о том, что в первом пункте Конвенции сказано: «ребенок имеет право на жизнь». И уже потом – все остальные права. Если для ребенка есть риск оказаться в мусорном баке, то правом узнать своих биологических родителей он может не успеть воспользоваться.

На эту проблему надо смотреть не глазами взрослых людей, понимающих жизнь, общество, а с позиции младенца, находящегося в зависимости от взрослого человека, у которого сложная жизненная ситуация и неизвестно, как она повернется и к чему приведет.

С формальной, юридической точки зрения ситуация выглядит так: двое родителей пришли и оформили отказ от ребенка. В реальности все по-другому, там стандартных ситуаций вообще нет.

Бэби-бокс для мамочек в кризисе – возможность выйти на связь, получить помощь. Рядом с бэби-боксом размещен телефон горячей линии, в том числе и мой телефон. Среди тех, кто позвонил и обратился за помощью за четыре года, ноль отказов от детей!

Они звонят и спрашивают: «А у вас бэби-бокс открыт?» Звонок может раздаться когда угодно, ночью, в 4 утра, в Новый год. Начинаем разговаривать, выяснять, в чем дело, даем телефон кризисного центра.

У беременных женщин часто бывают такие проблемы, о которых мы даже не подозреваем. Вы попробуйте, например, без сертификата в роддом попасть! Я знаю случай, когда беременную выставили из роддома на улицу, это было зимой, на улице – 23, а девочка была в легком пальто. Сейчас с ней все хорошо, ребенка забрала и замуж вышла.

В общественную организацию обращаются люди, которые по каким-то причинам не хотят обращаться в полицию. И мы можем быть посредниками между гражданами и полицией в каких-то ситуациях. Недавно я получила сообщение о беременной, которая не состоит на учете, потому что забеременела в результате изнасилования. Она написала заявление, и оказалось, что этот преступник изнасиловал еще одну девочку, несовершеннолетнюю. Мы ее нашли. Теперь преступника ищут, а жертвам оказывают помощь в кризисном центре.

Однажды нам сообщили о беременной девочке, которую мама выгнала из дома, а консьержка приютила у себя в комнатке, мы девочку нашли, поселили в кризисном центре. В другой раз пришлось разыскивать беременную токсикоманку, которая собиралась покончить с собой, у нее было жуткое отравление, скорая отказывалась к ней ехать. Вообще с суицидами звонят часто. Мы имеем дело с огромной массой проблем, с которыми люди в социальные службы не обращаются, потому что не знают, куда с ними пойти.

Будущая мама осталась без помощи, не дозвонилась до того, кто обещал ей помочь, поссорилась с родителями, бросил сожитель, чего только на свете ни бывает. Молодые, эмоциональные, да еще гормональный всплеск, они такого могут натворить! И бэби-бокс для этих девочек – как запасной выход. Нельзя их такого выхода лишать.

Я старюсь отрабатывать все звонки, которые поступают на телефон, но проблем – огромное количество. А вот способов их решения – мало. Многие вопросы приходится решать методом ручного управления. Иногда, чтобы кому-то помочь, приходится звонить напрямую по самым высоким телефонам, которые у нас есть, потому, что больше никак не получается. Мы не всемогущи, но зачастую кроме нас этим девочкам помочь некому.

Средства на установку бэби-боксов в регионах приходится искать с какими-то невероятными усилиями. Это получается благодаря друзьям в «Фейсбуке», журналистам, помощи неравнодушных людей. Каждая новая история убеждает нас в том, что бэби-боксы – нужны, при этом приходится за них постоянно бороться, отстаивать саму идею.

И когда я читаю очередную статью о том, что бэби-боксы нарушают права ребенка, у меня только одна просьба: Пожалуйста, не мешайте!

За три года в бэби-боксах был оставлен 31 ребенок, 5 из них вернулись к родным мамам. Более 400 женщин в кризисной ситуации получили помощь благодаря телефонам горячей линии бэби-боксов».

Читайте также:

Бэби-бокс как провокация

«Окна жизни» – хэппи-энд в ручном режиме

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?