«Хорошо, что у меня есть сестра. Хорошо, что она меня приютила!» Валерия и четверо ее детей, ее сестра с девятимесячным младенцем и ее гражданский муж – все живут в одной комнате общей площадью шестнадцать с половиной метров. В условиях такой тесноты, в комнате чисто и уютно.
– Я и все мои дети прописаны в доме 1951 года постройки. Сейчас там живет моя бабушка, у нее там огород, она кур разводит.
– А почему вы не хотите с детьми переселиться туда, ведь это так заманчиво, жить в доме, за городом: дети сами гуляют во дворе, воздух, природа?
– Я бы не против, но в доме негде жить, единственную комнату, пригодную для жилья занимает бабушка, а сам дом разваливается.
Валерия все свое детство провела в деревне под Киришами (Ленинградская область), здесь она жила с матерью, отчимом и четырьмя братьями и сестрами. Несколько лет назад они съехали из полуразрушенного дома и живут в съемной комнате в Ломоносове – отчим Валерии получил там работу. Валерия не знает, где находится ее родной отец, они с матерью развелись, когда Валерия и ее сестра были еще совсем маленькими девочками.
–Когда я забеременела, мама сказала, что аборт делать нельзя и очень мне помогала с ребенком. Старшую дочь я родила, когда мне было шестнадцать лет, – рассказывает Валерия.
– Но вы не жили в браке, как отец ребенка отнесся к вашей беременности?
– Он сказал, что нужно делать аборт, но я не стала и родилась Юля.
Из роддома Валерия отправилась к матери, и жила с ней некоторое время пока ребенок рос. Отец девочки также не оставался безучастным. Через некоторое время Валерия переехала жить к нему в квартиру. Фактически они жили как муж и жена на протяжении нескольких лет, но брак этот не был зарегистрирован.
– Почему вы не оформили отношения, почему не зарегистрировали брак?
– Он сказал, что мне будут больше платить денег от государства. У старшей дочери отец записан в свидетельстве о рождении, так мы ничего, никаких пособий на нее не получили.
Потом Валерия родила третьего ребенка, а с четвертым из роддома отправилась уже к сестре.
Младшей дочери, маленькой Леночке недавно исполнился годик, она очень редко видит папу. Валерия тяжело переживает разрыв.
– А что будет, когда он вновь придет к вам и предложит возобновить отношения?
– Его друзья мне рассказали, что у него другая семья и даже ребенок родился…
Валерия живет на пособия, которые она получает, как мать-одиночка. Отец помогает детям продуктами и вещами, дает около восьми тысяч рублей в месяц, то есть 1600 руб. на человека. Молодая женщина, полная сил, Валерия хочет работать и сама содержать детей.
Старшие дети в этом году пойдут в школу, младшую девочку готовы взять в ясли, но до яслей нужно ехать сорок минут на общественном транспорте, да еще и с пересадками. Валерия сомневается, что для ребенка это будет хорошо, она опасается, что Леночка будет часто болеть, но другого выхода не видит. Валерия хочет найти работу хотя бы на два часа в день. «Детские вещи мне отдают, игрушки… ничего этого я не покупаю, но нужны продукты, дети в школу идут – это тоже дополнительные расходы».