Духовник не может быть судьей

Епархиальное собрание утвердило состав нового органа церковной власти — Московского епархиального суда. Кроме того, Патриарх Кирилл, как глава столичной епархии, лично высказался относительно некоторых вопросов епархиальной жизни, таких как новый приходской устав, принятый недавно Синодом, формы молодежной работы, порядок реставрации и строительства храмов.

Епархиальное собрание утвердило состав нового органа церковной власти — Московского епархиального суда. Кроме того, Патриарх Кирилл, как глава столичной епархии, лично высказался относительно некоторых вопросов епархиальной жизни, таких как новый приходской устав, принятый недавно Синодом, формы молодежной работы, порядок реставрации и строительства храмов.

На епархиальном собрании города Москвы состоявшемся 23 декабря под председательством Патриарха Кирилла, утвержден состав московского церковного епархиального суда. Еще Устав Русской Православной Церкви 2000 года подразумевал создание системы церковного судопроизводства: Традиционно, полнота судебной власти в церкви принадлежала лично епископу и собору, исключая существование каких либо специализированных судебных институтов и четко определенных процедур судопроизводства. — Теперь судопроизводство относительно канонических нарушений клириков будет рассматривать специальный судебный орган, на основе вердикта которого епископ будет выносить конкретное решение по тому или иному дисциплинарному делу.

Устав РПЦ 2000 года только в общих чертах обозначил процедуры формального судопроизводства, а Архиерейский собор 2008-го года принял долгожданное «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви». Судебные органы (епархиальные и общецерковные) обладают правом «совещательного» голоса не отнимая права окончательного суда у архиерея или собора. В случае несогласия епархиального архиерея с решением епархиального суда он действует по своему усмотрению (его решение входит в силу немедленно), но дело передается в общецерковный суд, который и принимает окончательное постановление.

Председателем московского Епархиального суда был назначен протоиерей Михаил Рязанцев, клирик Храма Христа Спасителя, заместителем председателя — известный эксперт в области церковного права протоиерей Владислав Цыпин, секретарем суда назначен священник Александр Миронов. Еще двух членов выбрало Епархиальное собрание тайным голосованием. По результатам подсчета голосов первые три места заняли прот. Георгий Бреев и прот. Николай Важнов и прот. Дмитрий Смирнов. Но, к сожалению, они были вынуждены взять самоотвод, так как первые являются духовниками епархии, а отец Дмитрий главой синодального комитета, что по мнению Святейшего Патриарха несовместимо с должностью судьи. Таким образом, членами суда стали следующие по количеству набранных голосов: настоятель храма Рождества Христова в Измайлове протоиерей Леонид Ролдугин и настоятель Николо-Перервинского монастыря о.Владимир (Чувикин).

Устав: священник всему голова

Кроме того, епархиальное собрание стало проводником и некоторых других новшеств в церковной жизни столицы. 10 октября Синодом Русской Православной Церкви был принят новый типовой приходской устав, обязательный для всех храмов РПЦ документ, регулирующий структуру церковного управления на самом «низшем», то есть приходском уровне.

Предыдущий устав, хотя и был одобрен в 1999 г., оставался наследником печально известного приходского устава 1961 г., принятого Церковью под беспрецедентным давлением советского правительства. Советский устав возлагал большую часть властных полномочий по распоряжению приходским имуществом и финансами на избираемого мирянами «председателя» церковной общины. В новом уставе это «родимое пятно» советского влияния оказалось окончательно исключенным. Власть в своей полноте возвращена священнику-настоятелю, и только в исключительных случаях (болезнь, старость) полномочия «председателя» церковной общины могут теперь быть переданы мирянину или другому штатному священнику, служащему на приходе. Впервые в приходском уставе оказались описаны и полномочия епископа относительно устройства приходской жизни, отсутствовавшие в прежних версиях устава.

Полнотой канонической власти в епархии обладает архиерей, это следует из традиционной эклессиологии, но в приходских уставах — гражданских документах, обязательных для любой официально регистрируемой в государственных органах структуры — епископская власть над приходом до последнего времени открыто не упоминалась.

В целом новая редакция устава укрепляет «вертикаль» церковной власти на приходском уровне, значительно размытую пол века назад печально известным уставом 1961 года.

Все уставы московских храмов должны быть приведены в соответствие с новым образцом к 1 марта 2010 года, после этой даты они будут централизованно переданы патриархией на государственную регистрацию, как того требует российское законодательство.

Устаревшая молодежь, плохие реставраторы и пандусы

Особенностью столицы, заметил на Епархиальном собрании Патриарх Кирилл, является относительно большое количество молодежи в храмах. «И это благословение Божие. А если к священнику не идет молодежь — это проблема священника», — подчеркнул он. Та молодежь, которая сегодня приходит в Церковь, это в основном образованное студенчество, и пастырь должен соответствовать уровню своих прихожан, убежден Патриарх. Для помощи священникам он предложил ввести в штатное расписание прихода новую должность: специалиста по работе с молодежью. Специально подготовленный молодой человек под руководством пастыря лучше справится с организацией приходской молодежной жизни. «Когда наши священники занимаются молодежью, они упускают из виду, что молодежь постоянно меняется. — Подчеркнул Патриарх Кирилл на собрании. — Некоторые их них говорят, что знают, чем молодежь живет, но это давно не так. Они знают, чем живут нынешние тридцатилетние, а не молодежь, в то время как двадцатилетние принадлежат уже совершенно к другому поколению». Сегодняшние студенты родились в основном после 1991 года. И пускай сосредоточивать все пастырское внимание на работе с молодежью не стоит, это остается очень важной частью приходской жизни.

Другой инициативой патриарха стало предложение настоятелям согласовывать все строительные проекты и проекты реконструкции с экспертным советом — специальной епархиальной комиссией. Московская епархия, по словам Патриарха, стоит перед перспективой масштабного строительства множества новых православных храмов в спальных районах столицы. «В условиях постоянно ведущегося строительства храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений» — заметил Патриарх. Не каждый настоятель обладает достаточным вкусом, поэтому эскизы и заметные решения по реконструкции и ремонту московских храмов должны утверждаться с ведома искусствоведческой комиссии. На фоне многих скандалов относительно качества и уместности проектов церковной реставрации, вспыхнувших в последние годы, такая инициатива Патриарха понятна, яркая иллюстрация тому – споры вокруг московского Храма всех святых на Кулишках (м. Китай-Город).

В ходе традиционных ответов на записки зала, Святейший Патриарх высказался и на такие темы, как установка в храмах кружек, для сбора пожертвований на нужды бедствующих прихожан и установка пандусов при входе в православные храмы столицы. Указав на традиционность «кружек взаимопомощи», как формы церковных сборов, Его Святейшество одобрил и установку кружек, и идею строительства пандусов у входа в московские храмы для инвалидов колясочников. Все новые храмы, построенные по типовому модульному проекту, будут иметь пандус для инвалидов — пообещал Патриарх Кирилл.

Дмитрий РЕБРОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?