Дом трудолюбия в Бруклине

“Я взял крест с Престола Божьего, помощники мои взяли в руки иконы. И пошли настоящим Крестным ходом по Брайтону! От 1-го на 4-ый! Такого Брайтон еще не видел! Мы прошли к тому самому месту у океана, где долгое время молились с нашими подопечным. После этого мы читали Акафист Богородице в Нашей Часовне! На Брайтоне!”

Я служу диаконом в церкви, построенной первыми эмигрантами белогвардейской волны на 153-й улице в Манхеттене. Благодатно, тихо, уютно, вокруг милые и образованные люди, чудный регент и любвеобильный батюшка. Чего ещё желать?
Случайно-знакомый бизнесмен в ходе разговора задал вопрос: «Чем живешь, брат? Чем дышишь?». Я ответил: «…живу своими бездомными, своими страждущими и умирающами душами, которых вручил нам Сам Господь…»
«Это же надо! Вот ведь нечего делать человеку, и всё!» – вот и весь сказ.


История эта началась в декабре 2002-го года, когда в храм Новомученников Российских в Бруклине, где я тогда служил, вошла совершенно неправославная девушка и попросила слова после Лутургии:
«Вы знаете, что на улицах Бруклина замерзают насмерть православные люди?» – её короткая речь, больше напоминала простое сообщение – словно речь шла об отходящей электричке… Но меня это поразило. Я понял, что в лице этой девушки Сам Господь зашел к нам в храм…

То, что я увидел на улице, заставило забыть мирскую суету собственной жизни. Беда, в которую попали пьющие и больные люди, уже давно бродила по улицам Брайтона. Беда говорила на плохом английском или на не менее ужасном русском, имела вид полуживого алкоголика, потерявшего пол и возраст.
Эти люди замерзали насмерть. Больные и несчастные люди, попавшие в беду, доведенные алкоголизмом до жуткого состояния. Несчастные, брошенные и забытые всеми, они могли стать опасными – бесконтрольно пьяный человек несет угрозу, но они нуждались в сострадании и помощи.


Вначале наша команда состояла из сострадающей души, зашедшей в храм и меня, грешника. Девушка, к тому времени, обладала серьёзным опытом в работе с бездомными, помогала им несколько лет и потратила на страждущих $ 30000 из своих, более чем скромных, заработков.
Проблем и препятствий было с избытком: городские службы и общественные организации отказывались помогать – ребята не знают английского и с ними невозможно работать докторам, частные гуманитарные фонды принадлежат, в подавляющем большинстве, синагоге, католическим и протестанским организациям, которые помогают своим единоверцам. Ко всему этому добавляются страшные бюрократические барьеры, изощренные административные трюки, применяемые госпиталями и реабиллитационными центрами, когда они хотят отделаться от грязных и неприглядно выглядящих ребят.

С огромным трудом мы пристраивали своих первых подопечных.

Запомнился р.Б. Валерий Климов. Он попал на улицу, получив на работе серьезную травму позвоночника. Спился. Все же удалось вырвать его из этого ада, полечить в клинике. Когда я первый раз посадил его в машину, прочитал «Царю Небесный» и перекрестил путь, он заплакал: «Свои!!! Православные!!! Прости, отец. Я кроме сектантов, да протестантов никого в наших закоулках не встречал.» Всю дорогу он рассказывал: «…был в Одессе моряком, однажды в Тихом океане судно попало в страшный шторм… Команда поняла – настал последний час.»
«Вот тут-то я молиться и начал!»- вспоминал Валера, – «Одна надежда была – на Св. Николая, заступника нашего. Он и спас нас.»


Помогли Валерию устроиться в общежитии. Конечное, враг не дремлет – нашлись друзья-собутыльники, напоили до жуткого состояния… У Валеры не выдержало, остановилось сердце.
Слава Тебе, Господи, отпели душу его полным чином, и похоронили на чудном православном кладбище монастыря Ново-Дивеево.

Семья Виноградовых, Игорь и Елена, стала чудом Божим – первым добрым знаком наших усилий. Подобрали несчастных на улице, на 5-м Брайтоне. Был холодных и ветренный январь 2002-го года – они замерзали. У Игоря были поражены холодом ноги.
В машину его вели под руки. Удалось подлечить супругов от алкоголизма, провести через реабиллитационные программы и дать хорошую работу с проживанием, на епархиальном свечном заводе. Недавно, я встретил Лену на территории завода – она помогала на трапезе, после службы. В опрятной, интеллигентной женщине было сложно увидеть «ту» Лену! Совершенно преображённое лицо – добрая православная женщина.

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле принял большое участие в нашей работе во Славу Божию. Мы отправили несколько подопечных на послушания в обитель, и один из них, р.Б. Сергий остался в монастыре трудником, очень полюбился братии, другой, крестился в честь Св. Благоверного Князя Игоря и нёс послушание повара полгода.

Мы боялись отправлять в святую обитель р.Б. А. Общаться с ним было не просто: он страшно сквернословил и часто озлоблялся на всех без видимых причин. После полугодичного пребывания в монастыре, его речь полностью преобразилась. О том, чтобы озлобиться на кого-то или поругаться – не могло идти и речи. Поговоришь с ним по телефону, он обязательно на прощание скажет: «Спаси Вас Господь», искренне, желая Спасения.
К сожалению, пришлось забрать его из монастыря и направить в реабилитационный центр в Лонг Айленде на дополнительное лечение. В этом центре, довольно быстро, собралось семь наших подопечных. Брат А. по доброму удивил нас своей решимостью подвизатья и дальше постигать духовную жизнь. Он просил выслать духовную литературу и попросил батюшку исповедовать его и причастить Святых Таин.

На нашу просьбу о помощи с духовной радостью откликнулся Протоиерей Сергий Клестов, Настоятель Св. Серафимовского прихода в Си-Клифе. Реабилитационный центр находится почти в полутора часах езды от дома батюшки. Несмотря на это, и на огромную личную и приходскую занятось о.Сергия, его не пришлось просить дважды, напоминая о подопечных – как пастырь добрый, он приехал к ребятам, и они его очень полюбили, со всей искренностью простых сердец.

Замечтально то, что брат А. огранизовал в своей комнате маленькую молельню и собирает туда всех остальных ребят на молитвенное правило.

Точно сказал Старец Силуан Афонский: «Господь терпеливо стоит над сердцем каждого и ждёт, когда сердце это откроется ему».

Мы стали понимать, что нельзя просто поместить страждушего человека в больницу и забыть про него. Необходимо всеми силами вернуть его к жизни, вырвать из лап бесовских и привести ко Христу.

В начале лета я удивительным образом познакомился с р.Б. С, образованным и талантливым молодым человеком. Мне позвонил его адвокат, попросил приехать на суд и, если я согласен, забрать С. на антиалкогольную программу. Ему грозил большой срок, но судья милостиво давал шанс доказать, что он реально хочет бросить пить и исправиться.

Бедный парень оказался просто бесноватым алкоголиком – нарушая элементарную логику разумного, он два раза сбегал с программы и уходил в страшный запой.


Мне удалось привести С. в наш храм. Иерей Александр Ботчагов, наш Настоятель, долго исповедовал его и наставлял. Он вразумился.
Затем снова запой и приступы алкогольной эпилепсии. Слава Богу, что в это время его арестовали и посадили в тюрьму – это спасло ему жизнь. Мы с помощниками регулярно посещали его, приносили духовную литературу и иконы. Вначале он жаловался, что молитва у него совсем не идёт, но при последних посещениях обрадовал, сказав, что получается: привык к небольшому вечернему правилу. Попросил похлопотать об открытии часовни в тюрьме. Синагога, мечеть и католический храм в тюрьме есть, а православной часовни нет. Русскоговорящие заключённые ищут утешения у раввина, исключительно потому, что тот говорит по-русски. Таким образом православные ребята в тюрьме становятся иудеями.

Мы не забывали своих «подопечных» с Брайтона – приходили на берег океана, где они жили-обитали, каждый вторник. Несчастные знали об этом, знали – будет дьякон, будут его помощники и уже ждали. Раскладывался переносной иконостас для трёх икон: Спасителя, Богородицы “Неупиваемая Чаша”, и Св. Иоанна Кронштадтского – начиналось чтение молитвы… Последняя молитва, перед “Достойно Есть” всегда к Богородице, как молились на Руси для избавления от пьянства: “Услыши нас жён, детей и матерей … от спасения отпадающих братьев и сестёр и сродник наших ИСЦЕЛИ!”


9-го августа 2004 года, владыка Гавриил, епископ Манхэттенский, благословил открытие часовни имени Св. Иоанна Кронштадтского на Брайтоне для приведения ко Христу наших страждущих ребят. Владыко благословил название нашего дела “Домом Трудолюбия”, в подражание Божьему делу нашего небесного покровителя – Св. Иоанну в начале прошлого века удалось буквально перевернуть Кронштадт, который в то смутное время затопил поток бездомных.

К сожалению мы не обладали достаточным количеством средств, соответственно, и возможностью снять необходимое помещение. Но отозвались сердца – сердца русских православных людей – Виталия и Ольги, руководителей подмосковной кондитерской фабрики «Победа». Мы им очень благодарны – без их помощи Часовню, о которой долго мечтали и много молились, было не открыть.

Вначале наши московские друзья пожертвовали икону и канон, затем увидев и осознав всю глубину проблемы, познакомившись с ребятами, которым нужна была помощь, они приняли решение – Часовню открывать надо. «Дьякон!», – было сказано Виталием, – «Не беспокойся о средствах, поможем и поддержим!»
И помогли! И поддержали!


Начался трудный и долгий поиск помещения. Поиск был настоящим искушением – никто не хотел сдавать под православную Часовню: «….у нас на Брайтоне иудейская община, устоявшиеся порядки, а вы нам тут жить мешаете…» И все в том же духе.
Но однажды, это было три месяца назад, я приехал к Владыке Гавриилу рассказать о нашей деятельности более подробно, показать фотографии. И услышал вопрос: «Как с помещением для Часовни?». Мне осталось только развести руками – «…Не получается, Владыко, – помолитесь…». Владыко помолчал, ответил – «Помолимся…»
В тот же день позвонили – хозяин дома на 1-ом Брайтоне предложил посмотреть помещение. Мы с помощниками подъехали и видим – это именно то, что мы искали – замечательное светлое помещение, под ним еще одно – пригодное для проживания бездомных! Указующий перст Божий!


Началось обустройство часовни: Православные ребята, в недалеком прошлом погибавшие и пропадавшие на улицах Брайтона, день и ночь проводили в Часовне, вырезая Престол Божий, Жертвенник, столик под Канон для поминовения усопших.

Незабываем первый Акафист в нашей Часовне.
Я взял крест с Престола Божьего, помощники мои взяли в руки иконы. И пошли настоящим Крестным ходом по Брайтону! От 1-го на 4-ый! Такого Брайтон еще не видел! Мы прошли к тому самому месту у океана, где долгое время молились с нашими подопечным. После этого мы читали Акафист Богородице в Нашей Часовне! На Брайтоне!

Трудно без слёз смотреть, как Господь трогает души человеческие, казалось бы совершенно закостеневшие и забывшие Творца, как эти страждущие люди, часто еле стоя на ногах, искренне молятся, заливаясь слезами покаяния, падают на колени, прикладываются к св. образам и распятию, решают встать на путь исправления и идут на реабиллитационные программы.

Помоги им всем Господь!

Если кто-то хочет помочь нам – примем любую помощь с радостью и будем молиться о своих попечителях.
Наш адрес:
St. John’s Foundation for The Homeless
4817 Beach 48th St., 2nd Fl.
Brooklyn, NY 11224, USA

Диакон Вадим Арефьев, руководитель Дома Трудолюбия и часовни Св. Иоанна Кронштатскаго в Бруклине.

В Нью-Йорке существует большое количество гуманитарных программ, в том числе для помощи больным алкоголизмом. Но все они расчитаны на американцев, или легальных эмигрантов. Человеку, не имеющему гражданства, легального статуса или не владеющему английским языком, сложно рассчитывать на такую помощь. Подопечные Дома Трудолюбия, зачастую не имеют никаких документов – они либо потеряны, либо украдены. Многие находятся в стране нелегально.
Ситуация тупиковая – больной есть, но больного лечить не будут. Несчастные и голодные есть – но помогать нельзя – документы не удовлетворяют требованиям.
Нет человека – нет проблем? По документам, а вернее ввиду их отсутствия – русских бомжей нет! Эта позиция властей, всевозможных фондов и гуманитарных организаций, довольно стабильна. С ними сложно договориться. Сложно устроить человека в госпиталь, сложно найти необходимую программу медицинской помощи….
Как Помочь?
Решить проблему и найти выход из, практически, безвыходного положения оказалось возможным – снова пришли на помощь российские друзья – Ольга и Виталий. К решению проблемы они подошли организационно по-деловому: необходимо создавать гуманитарную программу. Только имея официальный статус, можно привлечь внимание общественности, прессы, органов власти. Необходимо встречаться с депутатами Ассамблеи по тем округам, в которых проблема бездомных и больных русских существует – нужен статус. Необходимо преодолеть бюрократические проволочки, установив прямой контакт с соответсвующими департаментами и организациями – нужен статус.
В рамках программы «Победа Милосердия», поддерживаемой фабрикой «Победа» и ее руководством возможно решить столь сложные проблемы. К программе планируется подключить общественные и гуманитарные организации в США и России.

Необходимо решить вопрос по медицинскому обеспечению алкоголиков, по их социальной адаптации – помочь с жильем, работой.
Необходимо преоодолеть порог неприязни к несчастным «русским» у власти и общественности.

Желающие поддержать программу могут высылать духовную литературу, иконы и пожертвования в адрес фабрики «Победа» с пометкой «Победа Милосердия».

Москва 119285
Ул.Пырьева д 4, корп 1
Кондитерская фабрика «Победа»
Фонд «Победа Милосердия»



Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?