«Дом трудолюбия» под угрозой

Власти Нью-Йорка пытаются закрыть православную часовню и реабилитационный центр для наркоманов и алкоголиков. Бездомные эмигранты с Брайтон-Бич обретают здесь последний шанс изменить свою жизнь

Мы уже не раз писали о Доме трудолюбия имени св. прав. Иоанна Кронштадтского в Бруклине, где бездомные наркоманы и алкоголики из числа русских эмигрантов получают едва ли не последний шанс начать новую жизнь. Сегодня власти Нью-Йорка пытаются закрыть приход и православный реабилитационный центр.

Вчера правозащитник, сегодня алкоголик
«Я и не подозревал о размахе проблемы алкоголизма и наркомании в среде русской эмиграции, пока к нам в храм в декабре 2002-го года не зашла одна милая неправославная женщина и не открыла нам глаза на то, что масса наших единоверцев умирает от голода и холода в подворотнях и беседках Брайтона. С этого началось наше служение», — рассказывает клирик Русской Православной Церкви Заграницей священник Вадим Арефьев. Сначала бездомными занимался только сам о. Вадим и эта женщина. «У нас не было никакого помещения, мы просто выходили еженедельно на улицу и служили Христу, которого видим в каждом бездомном», — вспоминает батюшка, бывший тогда еще дьяконом. Они с помощницей снимали за свой счет недорогие квартирки, в которых временно селили некоторых подопечных, других удавалось положить на детоксикацию в больницу. Дело продвигалось с большим трудом. В 2004 нашлись средства, чтобы снять квартиру с подвалом, где на три месяца могли разместиться до 12 бездомных. После того, как человек достаточно долго не пил или не употреблял наркотики и в течение трех месяцев работал на постоянной работе, ему предлагали снять себе жилье где-нибудь неподалеку и оставаться в поле зрения.

В 2005 отца Вадима рукоположили в священники, и вокруг него собралась община во имя образа Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». В основном, она состоит из тех людей, которых о. Вадим сумел вытянуть с улицы. Например, староста храма, которому приход доверил управлять казной — Александр А. Когда-то он работал в Белоруссии милиционером, потом стал правозащитником, эмигрировал в США. Здесь спился и тихо умирал в не отапливаемом гараже неподалеку от Нью-Йорка. А первой ласточкой был алтарник Евгений. Когда он в первый раз попробовал взять кадило, то выронил его из рук – так сильно они дрожали. «И вдруг я увидел, что он больше не пьет ни капли! — вспоминает о. Вадим. — Вот он три месяца стоит, полгода стоит. Стоит твердо, как вбитый в бетон гвоздь». Это сравнение священник предложил взять на вооружение остальным своим подопечным: «Вы должны настроиться на то, что вас можно сломать, можно убить, но вытащить из православной жизни – уже нельзя. Вот так и стойте».

Приход вырос с десяти человек до двухсот, а община остается полунищей. Не имея возможности подтвердить в США дипломы и найти применение своим талантам, вчерашние литераторы и врачи чаще всего идут работать сиделками, ухаживают за стариками. Сам отец Вадим, чтобы прокормить приход, до недавнего времени подрабатывал программистом. Но неожиданно с помощью благотворителя общине удалось собрать 250 тысяч долларов.

С этой суммой на счете приход в 2008 году смог взять кредит и купить небольшой участок с двумя деревянными домами в Бруклине. В одном из них по благословению епископа Манхэттенского Гавриила чином походной армейской часовни освятили престол. Во втором – открыли реабилитационный центр «Дом трудолюбия», построенный по принципам св. прав. Иоанна Кронштадтского и названный в его честь. Реабцентр зарегистрирован как благотворительная организация, но у храма регистрации нет.

Огнеупорный как храм
Дело в том, что согласно законам города, помещение для соборной молитвы должно быть построено из несгораемого материала оборудовано системой пожаротушения. Помещение церкви этим требованиям не соответствует. Соседи пишут жалобы на приход городским властям. В ответ на эти письма Департамент градостроительства Нью-Йорка через суд налагает на общину в лице отца Вадима денежные штрафы. В данный момент их общая сумма достигла 65 тысяч долларов. Пытаясь угодить департаменту, члены общины даже разобрали часть дома над часовней и накрыли алтарь походной палаткой. Но власти продолжают настаивать на закрытии. Отец Вадим просит дать ему еще немного времени, чтобы выполнить требования и найти подходящее помещение для прихода.

Община прихода в честь образа Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» нашла подходящий участок земли неподалеку от старого. Земля в Нью-Йорке дорогая, за участок просят 2 миллиона долларов, но выбора нет. Имея на руках четверть необходимой суммы (250 тысяч долларов), община сможет войти в переговоры с банком о кредите и искать возможность построить на участке храм из несгораемого материала. Архитектор Алексей Нейман уже разработал эскиз храма на 600 молящихся и готов бесплатно разработать проект. Сейчас община ищет благотворителей.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?