Дом для вдов и сирот русских художников: тепло, уютно, бесплатно

Павел Михайлович Третьяков в своем завещании оставил в собственность городу принадлежавший ему участок земли и присовокупил к этому 150 тысяч рублей на «устройство и содержание в этом доме бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников»

Дом для вдов и сирот русских художников. Фото: tretyakovgallery.blogspot.com

Приюты, богадельни, ночлежные дома… Сегодня такие здания, серые и непримечательные, стыдливо прячутся на окраине города. Меценаты в дореволюционной России заказывали проекты благотворительных учреждений лучшим архитекторам, заботясь и об удобстве их обитателей, и о том, чтобы новая постройка вписывалась в городскую среду. Некоторые из этих замечательных памятников эпохи сохранились до наших дней. Сейчас в них располагаются офисы, госучреждения, некоторые просто стоят заброшенные. Мы решили пройтись по Москве маршрутами милосердия, заглянуть в сохранившиеся приюты и больницы и попытаться увидеть их в первозданном виде – глазами их создателей и обитателей. Итак, первый маршрут привел нас к Дому для вдов и сирот русских художников в Лаврушинском переулке. Сопровождает нас сюда москвовед Алексей Дедушкин.

Павел Михайлович Третьяков в своем завещании оставил в собственность городу принадлежавший ему участок земли и присовокупил к этому 150 тысяч рублей на «устройство и содержание в этом доме бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Под художниками подразумевались живописцы и скульпторы.

– Сейчас здание расположено по адресу Лаврушинский переулок, дом 3/8. Прекрасный дом, стилизованный под древнерусские палаты, с чудесной щипцовой крышей (высокая кровля сложной конфигурации с множеством ребер), с майоликой (глазурированная монохромная керамика) на фасадах, где был изображен герб Москвы и вязью значилось: «Приют для вдов и сирот русских художников имени П.М.Третьякова». Ни крыша, ни майолика не сохранились до наших дней. Они были утрачены, когда в 1931 году дом надстроили. Зато сохранилось замечательное крыльцо в русском стиле, – рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.

– Кто жил в приюте?

– В первую очередь квартиры предоставлялись вдовам, малолетним детям и незамужним дочерям русских художников, чьи картины находились непосредственно в городской художественной галерее братьев Третьяковых. Если первая очередь была исчерпана, а свободные квартиры еще имелись, то места могли быть предоставлены вдовам и сиротам художников, чьи произведения хранились в казенных государственных музеях. Это положение было утверждено Городской Думой в сентябре 1911 года.

Вдовы и девочки-сироты могли оставаться в приюте пожизненно, юноши – до совершеннолетия или до 25 лет (если учились в высшем учебном заведении).

В том случае, если вдове удавалось устроить личную жизнь и вновь выйти замуж, за ее малолетними детьми сохранялось право проживания в приюте. Правда, с сиротами обязательно должен был находиться близкий взрослый родственник.

Все решения по вопросам проживания рассматривались Попечительским советом, куда женщины приносили соответствующие прошения.

Портрет Павла Михайловича Третьякова
Портрет Павла Михайловича Третьякова. И.Е. Репин. 1883, Третьяковская галерея

– Когда говорят о приюте, обычно представляется мрачное, убогое жилище. Но Дом вдов и сирот вряд ли был таким?

– Здание было рассчитано на 16 квартир. На первом этаже – 6 квартир для семейных вдов площадью чуть больше 50 квадратных метров. Они состояли из двух комнат и передней. На втором этаже – 10 однокомнатных квартир, состоявших из светлой гостиной и отгороженной ниши, где располагалась постель. Общая площадь этих квартир составляла 27 квадратных метров. Все комнаты были с полной обстановкой. На первом этаже находилась кухня с отдельной для каждой семьи плитой, вытяжкой под самовар, столом, посудой и хозяйственными принадлежностями. Была ванная и общий зал.

Все это помещение, отопление, освещение, медицинская помощь и питание входило в проживание и было бесплатным. Жильцы готовили сами, а продуктами их снабжали. Конечно же это была не семга и не черная икра, но все необходимое для нормального питания – картошка, капуста, масло, молоко – были всегда. В дореволюционной Москве большинство приютов существовало на таких условиях.

Вообще, в Москве приютов было огромное количество. И если сейчас такие заведения находятся где-то на окраинах города в достаточно невзрачных зданиях, то до революции на этом не экономили.

Приюты для женщин были крайне востребованы. Потому что если нет денег, нет родственников, негде и не на что жить, то приходится побираться. «Менеджером» не устроишься. Мужчины могли и должны были сами себе добывать на хлеб. Женщинам выживать было намного сложнее.

– Выходит, художники ничего после себя не оставляли, раз требовался приют?

– Далеко не всегда после художника могло что-то остаться. Это сейчас мы высоко ценим работы из собрания галереи. А тогда Третьяков приобретал картины, но деньги, которые он за них платил, были не такие уж и большие, что называется «на жизнь». Понятно, представитель купеческой фамилии Шишкин жил довольно безбедно и оставил немалое наследство своим родственникам. Но было огромное количество художников небогатых, и если кормилец умирал, то семья начинала бедствовать. О таких семьях и позаботился Павел Михайлович.

– Очевидно, нуждающихся было не так много, раз здание было рассчитано всего на 16 семей?

– Дело не в том, что народу было мало. Ну не строили в те времена многоэтажек. Речь шла именно о нуждающихся, о тех, у кого не было состояния, чтобы свою жизнь устроить. Конечно же, все зависело от средств, которые выделялись.

В 1909 году был объявлен конкурс на строительство приюта и выиграл проект гражданского инженера Н.С. Курдюкова. Его и пригласили. Он был не самый плодовитый архитектор, его творений в Москве не так много. Но это был замечательный архитектор. Он предложил проект из красного кирпича, с островерхими крышами и арочными окнами. Такое здание удачно вписывалось в ансамбль Третьяковской галереи.

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год. Фототипия П. П. Павлова, 191-. — Т. 1.

– Почему в Москве строилось так много благотворительных зданий?

– Здесь можно и нужно говорить о религиозности русского купечества. Это одна из важнейших причин. Плюс благотворительность стимулировало государство – и кнутом, и пряником. Если в советские времена были доски почета, то в дореволюционной России дарители, благотворители могли стать гражданскими генералами. Могли получить звание почетного гражданина и дворянский титул, их награждали орденами за благотворительность.

В том, что именно в XIX-XX веках мы наблюдаем «благотворительный» строительный бум, нет ничего удивительного. Купеческая благотворительность, несомненно, была и во времена Ивана Калиты. Просто сведения об этом до нас не дошли. XIX век в этом отношении более «летописный»: здания, пусть и в измененном виде, утратившие свое первоначальное назначение, сохранились до сих пор.

– Задумывались ли заказчики о том, как будет вписано здание в пространство города?

– Безусловно. В то время люди очень ответственно относились к городской среде и не скупились на хорошие проекты. Купцы готовы были платить за красоту и по большей части не вмешивались в архитектурный замысел. Денег давали столько, сколько потребуется. А если были ограничены в средствах, то на большое не замахивались и строили на окраине.

Павел Михайлович Третьяков считал, что деньги пришли ему как благословение свыше, и он должен это благословение оправдать и делать что-то для других.

На строительство Приюта для вдов и сирот русских художников Попечительский совет выделил 150 тысяч рублей. Этого было достаточно, чтобы построить красивое, современное, комфортное здание. Жаль только, что просуществовал Приют не долго. Построен и освящен был летом 1912 году, а в 1918 году уже закрыт.

– Что же стало с жильцами?

– После октябрьской революции закрылись все благотворительные организации, которые давали деньги. Иначе говоря, прекратилось финансирование приютов и жильцам хочешь – не хочешь пришлось разойтись. Почти весь жилой фонд столицы был превращен в коммуналки.

Первые годы советской власти были очень тяжелыми. Уплотнение, коммуналки, отмена квартплаты… Это действительно была разруха. Естественно ничего не ремонтировалось. Здание приюта русских художников ждала та же судьба.

В 1920-е годы в бывшем Приюте устроили квартиры художников. Самый известный жилец этого дома – художник-баталист Георгий Савицкий, сын того самого Константина Савицкого, который написал медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но это уже другая история.

В минувшем году здание Приюта отметило свое столетие и по-прежнему принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Сейчас там размещаются ее научные отделы.

Алексей Дедушкин

Один из самых известных москвоведов рунета, историк Москвы, автор ряда статей и публикаций по истории столицы, блогер, активист общественного движения «Архнадзор».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?