Добровольцы: первый визит к подопечному

Как познакомиться с подопечным и узнать о нем все важное, на первом занятии Патронажных курсов для добровольцев рассказала старшая сестра по организации ухода на дому патронажной службы

От того, как пройдет знакомство добровольца с подопечным, во многом зависит то, как дальше сложатся их отношения и насколько эффективно удастся помочь. О чем надо подумать и что надо сделать, придя к подопечному первый раз, как познакомиться с ним и узнать все важное, на первом занятии Патронажных курсов для добровольцев рассказала старшая сестра по организации ухода на дому патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества Татьяна Алексеевна Чаленко.

Слева направо: координатор службы добровольцев «Милосердие» Марина Васильева, старшая сестра по организации ухода на дому патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества Татьяна Алексеевна Чаленко, старшая сестра патронажной службы Ольга Юрьевна Егорова, преподаватель парикмахерского искусства в больнице Юлия Николаевна Бышовец

В службе добровольцев «Милосердие» просьба от подопечного поступает в справочную службу или координатору. Именно координатор сообщает добровольцу, что, такая-то бабушка просит, например, приходить два раза в неделю и готовить обед. Татьяна Алексеевна советует добровольцам прежде, чем звонить подопечному и бежать выполнять его просьбу, выяснять у координатора все, что ему известно про этого человека.

Во время первого звонка важно представиться («я от…», «мне ваш адрес дал…») и не обижаться на настороженность подопечного. Не познакомившись с ситуацией на месте, не стоит давать обещания. Татьяна Алексеевна предлагает такой ответ:
— Марья Ивановна, давайте договоримся так: мы пока не будем составлять план по телефону – это не очень рационально. Давайте мы с вами сначала встретимся, поговорим. Я могу прийти к вам в эту субботу. Хорошо?

Уже по первому телефонному разговору можно что-то понять про подопечного. Например, по описанию адреса можно предположить нарушения памяти или обездвиженность подопечного.

Татьяна Алексеевна показала добровольцам свою записную книжку, которую всегда носит с собой. За 15 лет работы в патронажной службе она сделала 324 записи. Татьяна Алексеевна записывает информацию про всех своих подопечных: дату, когда поступила заявка, когда была у подопечного, как его зовут, его день рождения и день ангела, адрес, описание как идти, есть ли родственники, их контакты, диагноз и другие его проблемы.

Даже на первый визит-знакомство, когда доброволец точно не будете мыть пол, Татьяна Алексеевна советует брать с собой тапочки, маленькое полотенце, перчатки. А если доброволец уже идет работать, то обязательно надо взять сменную одежду. Надо подумать о том, как одеться. Опыт патронажных сестер показывает, что больные хорошо реагируют на людей в белой одежде, на светлые, пастельные тона и совсем не любят черный.

При первом визите важно включать все свои органы чувств и наблюдательность. Например, дверь открыла женщина. По информации от координатора известно, что после инсульта у нее обездвижена рука, и она просит приходить два раза в неделю готовить обед, потом она сама сможет его разогреть. «Вы входить, здороваетесь, представляетесь, и аккуратно окидываете ее взглядом, — описывает действия добровольца Татьяна Алексеевна. — И замечаете: халатик грязноват, на коготках пятно крови, видимо, на ноге ранка или язва, а нос ваш чувствует запах от большей раны, которая, вероятно, находится под халатиком, а по тому, как женщина говорит, заметно, что после инсульта мозг у нее не включился полностью».

Татьяна Алексеевна советует сначала познакомиться с подопечным, записать его день рождения, день ангела, телефоны родственников. Потом можно обговорить просьбу: «Что вы любите есть? Борщ? Хорошо, надо купить свеклу, морковь, капусту». А потом перейти к обсуждению замеченных вами проблем, но делать это надо аккуратно: «Ой, Марья Ивановна, а что у вас с ножкой? Не рана ли? Давайте я посмотрю». Осмотрев подопечного очень важно правильно оценить ситуацию и свои возможности, например, для лечения раны вызвать терапевта или хирурга.

А что делать, если подопечный, чувствуя, что приходящий к нему доброволец – мягкий и отзывчивый человек, начинает предлагать: «А давайте вы еще окна помоете»? Татьяна Алексеевна предлагает такой ответ: «Давайте договоримся: я готовлю обед, а про окна я скажу координатору, и он найдет кого-то еще».

Если дверь открыл родственник подопечного, то все проблемы стоит обсудить с ним не в той комнате, где находится больной, а осматривать подопечного лучше в присутствии родственников, чтобы исключить обвинения: «Это вы так ухаживали, что появился пролежень».

Если ключ от двери дали соседи или подопечный открыл ее с помощью дистанционного управления, важно от двери кричать: «Здравствуйте, Марья Ивановна! Это я! Вы меня помните? Я раздеваюсь. Я пошел руки мыть, где у вас ванна?»

Татьяна Алексеевна также советует хранить у каждого подопечного небольшую тетрадочку-дневник, и записывать в нее даты визитов и что было сделано. Это обезопасит добровольца от многих проблем.

«Когда вы будет ухаживать за больными, вы откроете копилочку вашего сердца, и она будет наполняться каждый день», — Татьяна Алексеевна щедро делилась историями из своей копилки:

«За время моего служения я видела только шесть случаев, когда мужья не бросали своих заболевших жен. Мы не осуждаем тех мужчин, которые не выдержали этого испытания: им очень тяжело, это для женщины естественно ухаживать за больными, а для них нет. Шестой случай, когда муж не бросил жену, был в хосписе №1, где мы проходили обучение.

В одной из палат лежала пожилая женщина, я бы сказала, дама, с глубокой онкологической язвой на лице. У нее не было половины лица, голова была вся в повязках. Онкологические язвы — это страшные, зловонные раны. В этой палате все пациентки были отделены друг от друга простыночками, чтобы они не видели друг друга.

Ее старенький-старенький муж приходил каждый день к своей изуродованной язвой жене. И вот он пришел, а она ему говорит:
— Ваня, посмотри, меня постригли.

Среди этих бинтов можно было увидеть, что ей сзади подравняли волосы, сделали челочку. И этот Ваня смотрит и говорит:
— Ой, как красиво!»

В программе патронажных курсов для добровольцев самые разные занятия: теоретические, практические, по инфекционной безопасности, по первой помощи в чрезвычайных ситуациях, о том, как подготовить больного к приходу священника. А самый любимый всеми добровольцами предмет – это парикмахерское искусство в больнице. «Если вы научитесь стричь больных, вы увидите, как это востребовано и как часто на это не хватает времени. Вы увидите, как важно человеку, чувствовать, что он кому-то нужен», — сказала Татьяна Алексеевна.

Ирина РЕДЬКО

Подробнее узнать о службе добровольцев можно на странице Православной службы «Милосердие». Если вы хотите стать добровольцем службы «Милосердие», мы ждем вас каждое воскресенье в 11.45 по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, (метро «Октябрьская» — кольцевая). Телефон для справок: 972-97-02

Если вы хотите помочь патронажной службе, сестры милосердия которой ведут занятия на курсах, — здесь можно перевести деньги любым удобным вам способом.

Подробнее о проекте читайте на странице патронажной службы

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.