Доброта в интернете или вирус хорошести?

Кнопка «поделиться» под просьбой о помощи – верное средство сотворить добро? Кому и зачем нужно распространять фальшивки в соцсетях? Об этом – руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена АЛЬШАНСКАЯ

Благотворительным фондам не обойтись без помощи массы людей. Чем больше знающих о беде – тем выше шанс ее избежать, выкарабкаться. Социальные сети стали масштабным множителем просьб – от устройства щенков до усыновления младенцев, а кнопки «репост», «поделиться» стали некой гарантией того, что каждый, кто на нее нажал, стал участником доброго дела. Так ли это на самом деле? Правильно мы используем ресурсы, тиражирующие крики о помощи или невольно становимся инициаторами виртуального хаоса, последствия которого дают горькие плоды в реальной жизни? Обо всем этом – наша беседа с руководителем благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой АЛЬШАНСКОЙ.

– Елена, вашему фонду, как и всем другим, очень нужны отклики как можно большего количества людей. Допустим, я прочитала на вашем сайте о проблеме и поделилась ею в социальных сетях. Но будучи человеком отзывчивым параллельно перепостила еще с дюжину просьб, которые ко мне пришли от моих виртуальных друзей. Правильно ли я поступаю?
– Все, что касается репостов, гуляющих в социальных сетях, не должно вызывать безоговорочного доверия. Даже если речь идет о сообщении, которое разместил ваш очень хороший друг. Ваш друг, если он пишет не о себе, вполне вероятно тоже где-то увидел это сообщение. И тут главный вопрос, проверил ли он информацию, прежде чем разместить. Увы, зачастую оказывается, что добрая половина просьб – либо давно устаревшая информация (котят раздали, кровь не нужна, пропавших нашли), либо, что реже, но гораздо хуже – информация с мошенническим подвохом: платным номером телефона, личными счетами совершенно здоровых людей, ит.п. Вот недавно, например, по сотому кругу пошли гулять позапрошлогодние щенки-далматинцы, которых якобы отдают бесплатно. А последнее время появились новые формат медиа-волн -фальшивые сообщения, в которых нет никакой составляющей ни пиара, ни мошенничества, их появление кажется вообще довольно странной бессмыслицей. Помню, по интернет-просторам долго гуляла фотография мальчика, якобы спасшего от изнасилования сестру, с фотографией мальчика раненного во время ближневосточного конфликта в 2007.. Все знают нашумевшую историю, которая получила около 20 тысяч перепостов только в одном фэйсбуке о том, что некий ребенок якобы ищет семью. Были указаны все данные мальчика: его фамилия, имя, отчество, приложена фотография. В процессе выяснилось, что такого ребенка просто не существует. По крайней мере, его не нашли: либо он находится не там, где было указано, либо это вообще семейный ребенок. Смысл же просьбы сводился примерно к следующему: «срочно заберите ребенка, потому что он миленький».

– Не должна ли была пользователей насторожить сама форма подачи просьбы?
– Тут три момента. С одной стороны нет ничего необычного в том, что люди сердобольны, что им хочется помочь найти ребенку семью. Это нормально. И когда человек не сильно в теме, эмоциональная подача информации – тоже понятна. Это нормально с точки зрения нашей, человеческой реакции. Но вот как раз тут мы переходим ко второму моменту. А правильно ли так? Вы заметили, сколько бездомных животных на улице? Это результат того, что огромное количество людей их берет, потому что понравился, потому что пушистый, жалко, захотелось – не осознавая меру ответственности за домашнего питомца. Почему я говорю о животных? Потому что взять маленького мальчика потому, что он симпатичный и его жалко – это достаточно рискованная история. Ребенок, который появляется в семье – это изменение всей ее жизни, навсегда. Но тут у меня тоже мало претензий к самой интернет-аудитории. У нас нет культуры семейного устройства. Для нас это пока все равно сравнительно новая вещь. И очень часто государственные органы практически так же создают социальную рекламу для устройства детей в семьи. Часто видишь плакаты, на которых изображены несчастные прекрасные детишки, а внизу душераздирающая подпись: «Забери меня, мама». Давить на жалость – не совсем грамотно. Дети, потерявшие семью, это не симпатяшки, которые придут к вам домой не снимая радостной и благодарной улыбки до конца своей жизни. Это – дети, попавшие в беду, дети с тяжелыми переживаниями, иногда тяжелыми травмами и проблемами в анамнезе. Им нужна помощь. И взять ребенка в семью – это взвешенное и осознанное решение. Ну, и третье – форма в которой было подано объявление просто нарушала закон. По закону нельзя о ребенке-сироте распространять точную информацию о его ФИО.

– Но зачем распространять информацию, за которой ничего не стоит?
– На этот вопрос предстоит ответить тем, кто занимается исследованием каких-то коллективных действий, процессов, связанных с массовой информацией. Конечно, нужно изучить этот феномен. Это муссирующие реальные медиавирусы, причем, довольно бессмысленные. Понять, кто это делает и зачем –я не могу.

– Как действовать тем, кто действительно хочет помочь? Вообще воздерживаться от перепостов?
– Выхода всегда два: проверить просьбу или воздержаться от ее продвижения.

Понятно, что почти все истории требующие перепоста, бьют на жалость. И это совершенно нормально: мы – люди милосердные, мы готовы проявлять сочувствие. Это чудесный инструмент, который помогает реализоваться множеству проектов, общими силами находят потерявшихся людей, редкую кровь, строят приюты. Но точно так же помогают мошенникам, распространяют ложную информацию или…просто распространяют информацию, не помогая в результате реализовать ту просьбу, которая указанна на ней… Ведь очень часто сопереживать ближнему, быть добрыми мы готовы так, чтобы не особо напрягаться, чтобы ничем – ни деньгами, ни временем, ни даже рассуждением своим в это не вкладываться. Мы хотим только нажать на кнопку перепоста. То есть, это очень пассивная возможность чувствовать себя хорошим. Но быть хорошим и чувствовать себя им – совершенно разные вещи. Нельзя просто быть добрым и не прилагать к этому ни малейшего душевного или физического усилия. Это иллюзия. Чем мы помогли, каким образом? Ага, распространили информацию чтобы кто-то, кто реально сможет помочь, ее увидел. Передали ее дальше. Чудесно, но тут мы, как в сказке про белого бычка, возвращаемся к началу. А что это была за информация, а откуда мы знаем, что она правдива, актуальна, достоверна? Даже с поиском пропавших людей, очень большой поток репостов происходит тогда, когда они уже найдены. Из тысяч репостирующих не находится ни один человек, который решил бы элементарно зайти на сайт-первоисточник этой информации, чтобы узнать, на каком этапе сейчас находятся поиски. Даже, если просто вбить в поиск ФИО этого человека и посмотреть, нашли его или нет – это многое прояснит. Или те же бесконечные перепосты про кровь, в большинстве случаев не указывается город, и кровь, нужная в Челябинске, с неистовой силой разыскивается в Москве через месяц после того, как операция там давно завершилась.

Если информация явно нуждается в цепочке передачи, все равно нажатие на кнопочку не всегда является принципиальным добром. У постов могут быть совершенно разные источники. Общее только то, что люди начинают их продвигать.

Даже простой перепост всегда нуждается в проверке. Когда вы нажимаете на кнопку, вы собой, своим именем гарантируете другим людям, которые возьмут эту информацию, что она проверенная, правильная, что ей можно доверять. Но откуда вы это знаете? Ищите первоисточник. Вера Ивановна хочет пристроить котят? Зайдите на страницу этой Веры Ивановны, посмотрите, возможно они давно пристроены, а возможно она тоже вязла эту фотографию на просторах интернета и этих котят с этим телефоном отдают уже лет пять (ничего себе котята!) Если речь идет о пропавших людях, постарайтесь найти информацию, нашли человека или нет. Если нужна помощь – узнайте как можно подробнее, кто об этом пишет, какие документы это подтверждают. Любые телефоны пробивайте в Яндексе. А когда речь идет о больших суммах, тут бы я посоветовала просто доверять известным организациям. Ведь все эти сборы на непонятные личные счета требуют тщательной проверки медицинских документов, а это могут делать только люди, компетентные в этой области. Все, что мы можем – найти источник информации, сайт, на котором изначально размещена просьба, понять, насколько мы можем ему доверять, и на каком этапе сейчас находится оказание помощи.

-Но у кого-то просто нет времени на тщательную проверку, а помочь хочется.
– В целом, на то, чтобы проверить информацию, уходит от 5 до 20 минут. Если вы это время от себя отрываете, вы уже не участвуете в виртуальном коллапсе. Вы уже вне информации, которая устарела и абсолютно не актуальна на этот момент. И каждый раз, когда вы тратите время на проверку, вы ограждаете тех людей, которые будут эту информацию распространять, от возможности как минимум быть обманутыми мошенниками . И даете возможность быть услышанными и увиденными реальным и актуальным просьбам, которые уже в тоннах перепостов простоя не видны и незаметны и большинство людей просто играют этими просьбами в игру –передай дальше. Не включаясь в них сердцем. Что не удивительно: их слишком много, и слишком много историй про мошенников, увы.

Чем больше будет ситуаций с ложной информацией циркулирующей по сети, тем меньше люди вообще чему-то подобному будут доверять. Как в сказке про пастушка и волков. Так и здесь: люди могут перестать реагировать и до кого-то помощь просто не дойдет. Поэтому, для того, чтобы не допустить перегрева интернета фэйками, нужно не жалеть времени на поиск информации. Не можете найти, чувствуете, что что-то не так – воздержитесь, не призывайте к участию. Потому что доброта, которая не потребовала от вас ни малейшего усилия и не стоила вам ни минуты вашего покоя – это лишь иллюзия доброты.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version