Во времена толерантности, когда под запретом слова «инвалид», «негр» и даже «старик», родное уничижительное «тетка» – на кончике языка у всех и каждого, хотя в нем тройная дискриминация: гендерная, возрастная, имиджевая. Появился даже термин – «синдром тетки». Новая болезнь века, которую всеми силами надо стараться избежать. Чем она так страшна? Кто больше всего ее боится? Что стоит за демонизацией «теток»?
Пройдем тест
В сети – большой выбор доморощенных тестов, с помощью которых можно определить, не подцепили ли вы синдром «тетки» невзначай.
Вам больше 40? Ваш вес выше нормы? Вы предпочитаете дешевую и удобную одежду? Смотрите сериалы? Предпочитаете обувь на низком каблуке? Ваша прическа напоминает о моде вашей молодости? В данный момент не влюблены? Последний раз совершали безрассудный поступок более 10 лет назад? Вы не посещаете фитнес-центр? Живете в соответствии с давно определенными принципами? Вы предпочтете приготовление ужина для семьи походу с подругой в кафе, а родную дачу – отдыху за границей? Вы не обманываете мужа? Часто чувствуете себя усталой?
Если на большинство вопросов вы ответили «да» – караул! Срочно принимайте меры. Авторы часто оговариваются: мол, возраст тут ни при чем: теткой можно быть и в 20, слишком рано растолстев, перестав за собой следить и в конечном итоге – постарев. В любом случае, тетка – это диагноз.
Что стоит за демонизацией «теток»?
Диванные психологи сетуют, что серьезные психологические справочники отчего-то обходят «теткин синдром» стороной. А что говорят толковые словари? Кто такая «тетка»?
Прежде всего, это сестра матери. Ожегов: «вообще женщина (чаще пожилая)», Кузнецов: «всякая взрослая женщина (уничижительно)». То есть, реального наполнения у слова-то и нет, лишь эмоциональная окраска.
Специалисты по «тетковедению» легко наполняют «термин» значением, руководствуясь собственным разумением и воображением. Кого-то больше всего раздражает лишний вес, кого-то – манера одеваться, потухший взгляд, чрезмерная увлеченность бытом, консервативность и т.д. Каждый наделяет «тетку» соответствующими чертами.
Любопытно: в старину «теткой» называли лихорадку, по тем временам, верную смерть. Боялись накликать, отгоняли, прячась за словами. И за сегодняшней демонизацией тетки стоит тот же страх: возраста, изменений, старости, а конечном итоге, смерти. Не в силах принять эту неизбежность, молодые женщины верят: они не постареют, не подурнеют и не опустятся никогда. Пока же они просто переносят свой ужас на «теток», обвиняя тех, кто не смог обмануть время, в лености и косности, пытаются заставить их «выздороветь» путем нехитрых ухищрений.
Стать собой или перестать быть?
Мужчин в самом расцвете сил учат красиво и правильно переживать «кризис среднего возраста». К теткам же – никакого снисхождения. Мы обязаны не просто пережить, мы обязаны – не быть.
При этом чаще всего руководства к искоренению тетки в себе преподносятся именно как искусство «быть собой»: «думайте только о себе», «не зацикливайтесь на быте», «делайте все только с удовольствием» и т.д. «Вы никому ничего не обязаны» – заклинают стареющих женщин борцы с тетками, внушая им одновременно мысль о том, что те обязаны соответствовать некоему стереотипу – и прежде всего, внешнему.
Не-тетка стройна, модна, ухоженна, спортивна, глаз ее блестящ, шаг легок, мысль быстра. Кому не хочется быть такой! Но как?
За исключением тонкого слоя дельных советов (здоровый образ жизни, движение, правильное питание, вкус в одежде, искусство находить радость в простых вещах) рекомендации для теток нефизиологичны, немилосердны, нелепы и наивны.
Погоня от образа тетки имеет мало общего со здоровым образом жизни. «Меньше жрать!», «Быстро в зал!», «На пробежку!». Все это – цитаты. Такими рекомендациями полны социальные сети, где слова «толстая» и «тетка» давно стали ругательствами.
Да, в каноны гламура теткам не вписаться. Не угнаться за молодыми-длинноногими. «У тебя спасательный круг на талии!» – обличает тетку общество вслед на неумным юмористом. А что делать? Теткино тело не идеально, но оно таково, каким ему предписано быть: этому телу уже немало лет, оно много трудилось, рожало детей, болело.
Смерть Шарон Стоун
Нет, тетку зовут в «зал» с его силовыми нагрузками, куда ей идти уже вредно: суставы, сосуды, сердце не потянут. Ее хотят усадить на диету, способную нанести вред здоровью, поскольку перестраивающийся организм лишится многих полезных веществ. Ее ставят на высокие каблуки, закрыв глаза на варикоз, и убеждают носить мини, презрев приличия. Вот еще неплохие, выловленные из сети способы никогда не стать теткой: «рожать детей как можно позже» и… как бы это помягче … «дружить с молодыми людьми».
Моих ровесниц приглашают на тренинги, где учат бегать марафон в 52 года, худеть в 50 лет на 18 кг, начинать заниматься йогой в 57. Мол, все океюшки, дамы, жизнь в 50 только начинается! Главное – встряхнуться и поверить в себя. Впрочем, подобными методами жизнь можно благополучно и окончить в этом возрасте.
В 2001 году медицина пополнилась новым термином: «синдром Шарон Стоун». 43-летняя актриса тогда попала в больницу с кровоизлиянием в мозг, вызванным, как полагали медики, слишком суровыми и продолжительными тренировками. Звезда перенесла клиническую смерть и сложнейшую операцию, а СМИ сразу обнародовали статистику: ежегодно в США фитнес-погоня за молодостью уносит несколько тысяч жизней, ведь не всем по карману платиновая трубочка взамен лопнувшей артерии.
Не ЗОЖ, а ложь
Всякому овощу свое время, а сверчку – шесток. Лайфхаки по сохранению вечной молодости вредны не только для здоровья. Они еще и душевредны.
В них – ложь.
50 лет – не начало жизни, с какого конца дороги ни заглядывай, это – надо смириться! – даже не середина. Умение «правильно жить» на этом отрезке пути отнюдь не подразумевает бесплодного бега вверх по спускающемуся эскалатору. Ни вечной молодости, ни вечной земной жизни не бывает. Здесь нет ничего кроме самообмана и стремления обойти законы природы, то есть божественные законы.
В признании возраста, в том числе и своей неизбежной некрасивости – смирение. А в «тетке» еще – и проявление … жертвенной любви.
Законсервированная любовь
Ее красота, свежесть, живость ума и яркость глаз принесена в жертву круговороту Жизни: детям, мужу, работе. Раньше говорили о том, как женщины вынесли войну на своих руках, о том, как они – белые платочки – спасли веру. Этих теток уже нет на свете, наше поколение застало их уже бабушками, а ведь спасали, рискуя жизнью и здоровьем, именно они – тетки!
На тетках держится мир. Горящие избы и скачущие кони – это к ним. Они всегда заняты делом, пока мужчины переживают экзистенциальные кризисы и заглушают их, кто как умеет; пока дети растут, старики болеют, а молодежь влюбляется и ищет себя.
В том круговороте Важных Событий только тетка всегда на своем будничном посту, неинтересная, с поварешкой, утюгом или другим инструментом в руках, с усталым взором и скучными интонациями. Есть хотят и счастливые, и страдающие, и ищущие. Кто их накормит, кроме теток?
Тетку упрекают в том, что она не следит за собой – но ей некогда, у нее на самом деле нет сил на маникюры и спа-салуны. Тетка – толстая, быть может, слишком, но где ей взять энергию для своих бесконечных дел и в чем черпать маленькую радость, как не в кусочке любимого тортика?
Тетка немодно одета – она старается купить, что подешевле, оставив моду для дочек и внучек, а порой и просто донашивает вещи за ними.
Тетку клянут за косность, консерватизм, ворчливость, а между прочим, именно она хранит традиции и нравственность. Тетку ругают за то, что она вечно торчит на своей любимой даче и ни разу не была за границей. А кто, кроме нее, накрутит на зиму банок с помидорами для своей семьи? Тяжкий труд – это сельское хозяйство в свободное от работы время. Иногда мне кажется, что в этих совковых трехлитровых банках законсервирована сама любовь.
Отмените теток – будет пустота
Над теткой смеются за ее пристрастие к сериалам и Дарье Донцовой, кроссвордам и Стасу Михайлову. Масс-культура создается для усталых людей, жизнь которых бедна событиями.
Если все женщины вдруг вылечатся от «синдрома тетки», рухнет целая индустрия, да не одна.
Отмените теток, не будет ни сериалов, ни книжек в ярких обложках. Опустеют выставки, театры, лектории и концерты, закроется – страшно сказать – сайт «одноклассники.ру».
И в храмах станет малолюдно. Время бабушек в прошлом, время молодых наступает, но не так быстро, как хотелось бы. Мы пропускаем вперед мамочек с младенцами, бабушек, а во многих приходах – и мужчин. Дядек надо беречь, а как же. Мы подождем, нас много. Мы, по статистике, вообще составляем большинство населения.
Тетка часто грубовата – ее закалила жизнь. Теткин взгляд потух – она устала. Тетка окружена частоколом незыблемых суждений – так она защищается от жестокого к ней мира. Да, общество немилосердно к теткам.
Посмотрите, кому реже всего уступают место в метро. Молодым и красивым – пожалуйста. Беременным – само собой. Бабушкам – слава Богу, это уже почти норма. А потухшая женщина средних лет, с хозяйственной сумкой никому не интересна. Она в самом соку, у нее 54-й размер одежды, румянец на пухлых щеках, да она ж еще коня на скаку остановит!
Незаменима и не нужна
А еще очень часто тетка одинока: вдова или «разведенка». «Седина в голову – бес в ребро», тетку – постаревшую, некрасивую, с ее банками и сериалами – очень часто бросают ради более современной модели подруги жизни. Статистика жестока: распадается 22% браков, длившихся от 10 до 19 лет, и 12% союзов, продолжавшихся более 20 лет. Разведенный мужчина – свободен и перспективен, разведенная женщина в годах – одинока и практически безнадежна. Теткина ценность на матримониальном рынке близка к нулю. На рынке труда – тоже.
Тетка учит, тетка лечит, тетка варит и печет, тетка по-прежнему кладет хрестоматийные шпалы. Здравоохранение, образование, социальная помощь, сфера обслуживания, даже адвокатура, а теперь и журналистика держатся на женщинах. Однако попробуйте отправить куда-нибудь резюме, разменяв шестой десяток. Какими бы ни были ваши стаж и опыт, вряд ли вы получите ответ.
И, наконец, лекарство
Тетка часто бывает смешной. Она носит дурацкие шляпки в стиле «дискотека 80-х», любит румяна, лепит куда ни попадя бантики и блестючки. Зачем все это?
Ей так нравится – и точка. Внутри толстой загрубевшей оболочки тетка молода, прекрасна и легкомысленна. Свежий «перманент», новая кофточка с рынка – и вот уже в зеркале мелькает она, прежняя.
Разговорите тетку, уступите ей место, рассмешите ее, искренне поинтересуйтесь ее жизнью и болячками – и вы тоже увидите ее настоящей.
Быть теткой – это лучший способ оставаться собой. А единственный способ излечиться от «синдрома тетки» – забыть о нем. Ведь он – выражение ужаса зацикленного на телесной красоте и «успешности» общества перед неизбежностью вечности.
Быть собой – значит, смириться и предоставить времени совершать свою обычную работу. А быть женщиной – значит, сохранять достоинство в любой ситуации. Паническое бегство как раз и порождает «теткин синдром», лишающий зрелых женщин уважения к себе, а общества – к ним.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.