Детский дом сопровождает вас

Приемным родителям, постоянно имеющим дело с опекой, предлагается заключить договор с сопровождающей организацией, которая будет для семьи и кнутом и пряником

20 сентября 2011 года Правительством Москвы было утверждено Положение № 433-ПП с длинным и малосодержательным названием. Тогда на него мало кто обратил внимание. Суть его сводится к тому, что семьи, усыновившие ребенка, могут получить разного рода поддержку и помощь специализированных на «семейных делах» организаций. А этим организациям, в свою очередь, дается право эту помощь оказывать за финансовое вознаграждение. Для приемных родителей такое «сопровождение» будет бесплатным.

Кнутом и пряником

Согласно принятому Положению семьи заключают с сопровождающей организацией договор на любой срок и получают от нее консультативную, юридическую, психологическую, медицинскую и социальную помощь, согласно индивидуальному плану поддержки конкретной семьи. А кроме того, все члены семьи могут посещать специальные семинары и тренинги для приемных детей и родителей. Казалось бы, идиллия. Если семья, нуждающаяся в этом, получает такую помощь, что еще остается добавить?

Но помимо этого в Положении указаны обязанности сопровождающих организаций в отношении органов опеки. Организации должны докладывать о «динамике социального, физического, интеллектуального, культурного и психологического развития ребенка», «участвовать в проверке условий жизни ребенка», «обеспечивать реализацию плана по защите прав ребенка» и «индивидуальную программу реабилитации ребенка» и многое другое. Но самое интересное, что должна делать сопровождающая организация – «информировать о наличии конфликтов, разногласий и противоречий между ребенком и членами семьи».

Таким образом, приемным родителям, постоянно имеющим дело с опекой, предлагается заключить договор с сопровождающей организацией, которая будет для семьи и кнутом и пряником. С одной стороны — помощь, с другой — постоянный контроль и доклады в опеку. А опека, как все хорошо знают, бывает разной. Легко вообразить развитие событий, при котором уполномоченная организация «информирует» органы опеки о ситуации в семье, среди прочего упоминая о некоторой, допустим, натянутости отношений, а также легком беспорядке в квартире. Что может последовать за таким информированием, говорить не надо. Или, к примеру, обяжут семью каждые выходные быть на психологических тренингах. А семья прогуляла. Мало ли, пасмурный день, спали до обеда. А уполномоченная организация должна отчитаться. И отчитается: «На занятия не явились». Неблагонадежная семья, безответственная.

Кроме того, механизмы взаимодействия между опекой, сопровождающей организацией и семьей описаны слишком расплывчато. Явно не хватает какой-то более подробной инструкции, объясняющей, к примеру, что это будет за «план по защите прав ребенка» или «индивидуальный план развития ребенка», который должна разработать уполномоченная организация, как он будет согласовываться с членами семьи и что грозит семье за несоблюдение этого плана.

Не хватает финансового обоснования этого документа — кому, сколько и за что именно. На вопрос «будут ли деньги?» главный специалист Управления опеки и попечительства Департамента семейной политики города Москвы, Наталья Байкова лаконично ответила: «будут». Но не смогла объяснить в каком размере и за что конкретно сопровождающим семьи организациям будут выплачиваться деньги. «Соответствующих документов пока нет». Но, забегая вперед, деньги на это уже выделяются.

Цифры и деньги

Зато есть подробное описание того, как будет происходить отбор организаций для участия в конкурсе, и кто имеет право в нем участвовать. Сначала на сайте подразделений Департамента семейной и молодежной политики появится информация о конкурсе и адрес, куда везти документы. Организации должны подать пакет бумаг: заявление в свободной форме, согласие учредителя, копии учредительных документов, копию штатного расписания и другие документы, которые посчитает нужным предоставить организация. Специально созданная (на бюджетные средства) комиссия все это рассматривает и отбирает наиболее подходящие организации. При отборе обязательно учитывается опыт организаций в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в области оказания несовершеннолетним гражданам услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению, в области подготовки потенциальных опекунов и приемных родителей, а также помощи им и так далее.

Короче говоря, чем больше у организации «добрых дел», тем больше у нее шансов на участие в программе. Причем у каждого региона уже есть специальная «указка», как именно оценивать организации по этим параметрам — в баллах. Например, на сайте Департамента образования и науки Кемеровской области опубликовано извещение о начале конкурса и способ оценки результатов. Например, если организация подготовила к усыновлению 10 человек, она получает 1 балл, от 11 до 20 человек — 2 балла, свыше 20 человек — 3 балла. Если организация помогла восстановить родительские права 5 людям — 1 балл, 5 и больше — 2 балла. И так далее. То есть оценка «профпригодности» организаций будет производиться строго по регламентированным критериям и цифрам.

Очевидно, что при этом отпадут многие организации, такие, к примеру, как благотворительные фонды, которые ведут работу в каком-то одном или двух направлениях. Ну и, конечно, финансируемой уполномоченной организацией никогда не станет, допустим, церковь. Об этом собеседница из Департамента семейной и молодежной политики сказала четко: «Не соответствует критериям».

С начала действия Положения и конкурсов в Москве было отобрано 60 организаций, названия 57 из которых начинаются со слова «государственное»: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский дом № 71, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Можайский», Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Гольяново» и так далее. То есть нововведенное Положение увеличивает круг обязанностей бюджетных организаций социального направления и платит им за это. Если снова обратиться к сайту Кемеровской области, то там написано: победитель конкурса получает 2 млн рублей на один год, которые можно расходовать на оплату труда работников и развитие материально-технической базы организации. А как же социальная помощь семьям с приемными детьми, о которой черным по белому написано в Положении? Получается, что под социальной помощью подразумевается что-то нематериальное. А если будет мало семей, желающих получить помощь конкретной организации? Куда уйдут деньги?

Для ясности я поговорила с тремя приемными родителями, задав им вопрос: вам это нужно? Все как один ответили отрицательно и посетовали, что снова начнется распил бюджета под «новым соусом». «Зачем вся эта помощь, тренинги, сопровождение для семьи, которая приняла решение усыновить ребенка? – говорит Алена Панфилова, многодетная мать, недавно усыновившая 5-летнюю девочку. – Любой приемный родитель уже давно все взвесил и просчитал, прежде чем брать к себе ребенка. Да, есть печальные случаи, когда нужно вмешательство, но их единицы. Что нужно — это материальная помощь. Пусть лучше разделят все средства, планируемые на эту программу, и раздадут семьям с приемными детьми. Это будет куда полезнее».

В сухом остатке

Как в итоге будет выглядеть действие нового Положения? Всем семьям, усыновившим детей, в районных опеках будут настойчиво предлагать заключить договор с организацией, которая будет их «сопровождать». За это семьи (в большинстве те, кто не полезет в интернет смотреть текст Положения № 433-ПП) получат сомнительную помощь в виде тренингов, непрошенных визитов и «защиты прав», а также небольшой «хвостик» в виде информирования органов опеки о беспорядке в холодильнике и конфликтах между членами семьи. Это значительно упростит органам опеки работу по отлову «неблагонадежных родителей» и возврату детей обратно в сиротские учреждение. Кроме того, чем больше будет таких организаций, тем меньше будет работы у опек, которые по-прежнему будут получать те же деньги, что и раньше. На саму программу сопровождения семей выделены немаленькие деньги, что, впрочем, никаким документом не регламентируется. А реально желающие оказывать помощь организации будут отметены по формальным критериям. Их место займут государственные учреждения вроде детских домов, которые и с прямыми своими обязанностями часто плохо справляются, и бюджетные деньги тратят тоже часто небезупречно. Да и вообще, вы представляете себе тренинги для семей с приемными детьми, организованные обычным детским домом?! И снова всплывает вопрос: «нам это нужно?». А если это не нужно нам, то кому?

Диана РОМАНОВСКАЯ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?