Дети в монастырях: 17-летняя девочка заставила взрослых задуматься всерьез

Для обеспечения законного пребывания детей на территории Свято-Боголюбовского монастыря Владимиро-Суздальской Епархии предложено открыть приют, обеспечить оформление всех необходимых документов для детей (их регистрацию на закрепленной жилплощади), обеспечить хорошим питанием, медицинским обслуживанием и др. Материал газеты «Владимирские ведомости»

Следственное управление следственного комитета при областной прокуратуре (СУ СКП) и рабочая группа, созданная решением губернатора области, завершили проверки по заявлениям воспитанницы Свято-Боголюбовского женского монастыря Валентины Перовой.

Во Владимирской области более 10 тысяч детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Из них каждый четвертый воспитывается в образовательных учреждениях, в том числе и под надзором религиозных организаций. С одной стороны, объединение усилий церкви и государства в воспитании осиротевших детей – факт положительный, но всегда ли хорошо им живется за стенами монастырей, всегда ли охраняются их права как граждан России?

17-летняя Валентина Перова, сбежавшая из Свято-Боголюбовского монастыря, в сентября обратилась к Президенту России и патриарху Кириллу с обращением, в котором заявила о тяжелом положении детей в монастыре.

По мнению Валентины Перовой, со стороны служителей монастыря воспитанницы и послушницы подвергаются жестокому обращению. Якобы ее и Ксению Головченко в феврале 2009 года за непослушание на две недели изолировали в отдельные кельи. При этом лишили права покидать помещение и посадили на хлеб и воду.

В возбуждении уголовного дела отказать

Сотрудники следственного управления опросили всех воспитанниц, послушниц, служителей монастыря, преподавателей Новосельской школы, где учатся дети из монастыря.

Выяснилось, что Ксения Головченко и Валентина Перова помещались в карцер за проступки, что такая мера, по словам монахинь, применяется в монастыре как воспитательная мера, «имеющая целью ограждение детей от пагубного воздействия». Однако, как показали результаты проверки, при этом с ними круглосуточно находится воспитатель и питание оставляют прежним, лишают провинившихся только сладостей. Келья-«изолятор» ничем не отличается от других помещений, нет никаких деревянных нар – стоят кровати с постельными принадлежностями, есть санузел. При этом учебный процесс не прекращается. Выяснилось, что во время изоляции Валентина Перова и Ксения Головченко ходили в школу и сдавали очередные экзамены. Опросили учителей Новосельской школы: они ничего странного в поведении девочек не замечали.

Ряд воспитанниц, в том числе и две родные сестры Валентины Перовой, сказали о том, что о своей жизни в монастыре в обращении она рассказала не совсем правдиво. Очевидно, хотела досадить монахиням. Девочки объяснили это нежеланием Вали жить в монастыре и возвращаться в него после побега.

– Наказывают ли вас? Почему все-таки Валя сбежала? – спрашивали девочек.

– Конечно, девочек наказывали, – огласил сделанный следователями вывод начальник Следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Владимирской области Алексей Галкин. – Но это характерно для любой семьи и для любого воспитательного учреждения: детского дома или Суворовского училища. Но эти наказания не так суровы, как описала Валентина. Девочки сказали, что Валентина давно вынашивала идею побега, чтобы монашки «попрыгали», и решение о том, что не вернется назад, приняла давно.

Чтобы убедиться в правильности своих выводов, следователи привлекали к работе психологов. Валю опрашивали четыре раза, она путалась в ответах, не могла точно назвать даты наказания, часто употребляла слова «как мне кажется». Сама девочка объясняла это плохой памятью, однако психологи, наблюдавшие за ней, нашли другое объяснение: это всего лишь защитная реакция.

По утверждению следователей, они проделали огромную работу. Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Но о выявленных проблемах, связанных с соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних, было сказано открыто. Такую опеку, от которой хочется бежать, нужно снимать – у детей должно быть право выбора.

Между тем администрация Владимирской области и Епархиальное управление Русской Православной Церкви в 2006 году подписали соглашение, которым была узаконена новая форма сотрудничества – религиозный патронат, когда дети, получая воспитание и образование в православном монастыре, остаются под опекой государства. По желанию они живут на территории монастыря, участвуют в религиозной жизни, но департамент образования и органы опеки постоянно контролируют условия проживания и воспитания этих детей. Примеры такого сотрудничества есть. Благоприятные условия сложились в православном пансионате для несовершеннолетних и престарелых «Надежда» при Свято-Троицком монастыре округа Муром. Он получил лицензию на ведение образовательной деятельности и действует как некоммерческая организация благотворительного фонда. Несколько девочек в возрасте от 10 до 18 лет находятся на воспитании в детском доме при Свято-Успенском Княгинином монастыре во Владимире. Они учатся в общеобразовательной школе № 1 и посещают занятия регентской школы при Епархии. Все попали сюда по путевкам департамента образования.

Ближайший с монастырем детский дом находится в Камешковском районе, и первоначально именно с ним в прошлом году планировалось подписать официальный договор о религиозном патронате. Однако сначала руководители монастыря оттягивали подписание, а потом и вовсе отказались от договора.

По словам Ирины Мининой, старшего помощника руководителя областного СУ СКП, дети, проживающие в Свято-Боголюбовском монастыре, не имеют документов, удостоверяющих их личность.

– Следователям на ребенка, достигшего 14-летнего возраста, вместо паспорта предоставлялся лист бумаги с наклеенной фотографией и личными данными ребенка, заверенный нотариально, – рассказала она. – Эти дети не учтены государством, чтобы оформить государственные пособия, пенсии по потере кормильца. Отправной точкой бед и несостыковок с федеральным законодательством является то, что дети в монастыре просто пребывают. Такого учреждения как православный приют не зарегистрировано. Вызывает вопросы качество медицинского обслуживания и качество образования – дети обучаются в форме экстерната в Новосельской школе, а фактически с ними занимаются насельницы в стенах монастыря. Естественно, качественным такое образование назвать трудно.

– Проверки надзорных органов носили хотя и регулярный характер, но никаких серьезных изменений не вызвали, – уверена Ирина Минина. – Так, на младшую сестру Машу Перову с 1991 года до октября 2009 года не был установлен правовой статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сейчас она этот статус получила, ей оформлен медицинский полис и открыт счет в банке, на который будут перечисляться пенсия по потере кормильца и положенные денежные пособия.

По мнению органов предварительного следствия, законодательная неурегулированность особенностей пребывания детей в монастырях – один из основных факторов возникновения сложноразрешимых ситуаций. Назрела острая необходимость и потребность в изменении регионального и федерального законодательства. Ведь пока ни в одном из законов о воспитании и образовании не встречается слово «монастырь». Законодательство должно предусматривать особенности пребывания в монастырских условиях и обеспечивать равенство прав детей. Это мнение органов предварительного следствия совпало с заключениями комиссии Московской и Владимирской Патриархии, Общественной палаты РФ, работавших по проверке обращения Валентины Перовой.

Приют при монастыре не имеет официального статуса

Одновременно со следователями завершила проверку условий содержания, воспитания и защиты прав детей в Свято-Боголюбовском монастыре рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора области. В нее вошли представители Владимиро-Суздальской Епархии, департаментов образования, здравоохранения и социальной защиты населения, УВД, Роспотребнадзора, комитета по социальной политике администрации области.

В Свято-Боголюбовском монастыре на 13 октября проживало 46 детей, из них 26 девочек и 20 мальчиков. 24 ребенка – вместе с родителями, 10 – по заявлению матерей, 10 – без родителей, 12 – с опекуном, настоятельницей монастыря Ниной Курчевской, двое – детей-сирот.

Несмотря на общую положительную оценку условий проживания и обучения детей, находящихся в монастыре, рабочая группа выявила ряд проблем, потребовавших незамедлительного решения.

Не было обеспечено законное пребывание всех несовершеннолетних на территории монастыря. В нарушение действующего законодательства дети, достигшие 14-летнего возраста, не имели паспортов, из-за чего не получали положенных государственных выплат. Не было у воспитанников монастыря и страховых медицинских полисов.

– Главный аргумент руководителей монастыря в том, что идентификационные номера, в том числе номер полиса и паспорта, – это «знак беды», предательство против Христа. Это их убеждения. И ситуация с оформлением документов не единична, – утверждает заместитель директора департамента образования Ольга Беляева. – Многие люди проживают в монастырях без документов. Наверное, мы должны быть толерантны в каких-то вопросах, но не в ущерб ребенку.

Условия проживания несовершеннолетних не всегда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам. Площадь спальной комнаты в расчете на одного воспитанника – менее положенных 6 кв. метров.

– Однако без статуса приюта требования санпин к религиозному учреждению неприменимы, – комментирует Ольга Беляева. – Это как частный дом, в котором живут 40 детей. Можно ли детям там жить? Если так распорядились родители, то это возможно.


Условия проживания несовершеннолетних в монастыре не всегда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам. Питание детей организовано по монастырским канонам. В рационе полностью отсутствуют мясо и птица. Выборка продуктов питания для них не ведется, как не соблюдается и режим питания. На фото: школьная столовая

Продолжительность сна детей в монастыре – 7,5 часа при норме от 8,5 до 11 часов в зависимости от возраста. Общий подъем – в 5 часов 30 минут. В режиме дня для воспитанников не предусмотрено свободного времени.

Питание детей организовано по монастырским канонам. В рационе полностью отсутствуют мясо и птица. Выборка продуктов питания для них не ведется, как не соблюдается и режим питания.

Ряд существенных недостатков рабочая группа обнаружила и в обеспечении медицинского обслуживания. К примеру, в помещении изолятора отсутствуют кварцевые лампы. Нет отдельного процедурного кабинета. Санэпидрежим не соблюдается, медицинских укладок для оказания экстренной помощи нет, есть только жаропонижающие средства. У 8 детей медицинских карт нет вообще. Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей, не проводится. Осмотр проходят только те дети, которые обращаются за медпомощью. Не делают детям и профилактических прививок, так как есть письменный отказ законного представителя несовершеннолетних.

В медицинских карточках детей нет записей врача-педиатра. Медицинскую помощь детям оказывают медсестры из числа насельниц, а на консультации к детям по заключенному договору приглашают врача-терапевта, который назначает лечение, не соответствующее современным стандартам.

В учебный план для воспитанников монастыря не включена информатика – на основании прошения настоятельницы монастыря.

В комнате, где спят мальчики, оборудовано 20 спальных мест. На двухярусном сооружении в каждом ряду без разрывов положено по 10 матрасов. На одном этаже с мальчиками в соседних комнатах проживают взрослые обитатели монастыря. Санузел – на первом этаже, количество санитарных приборов не соответствует нормам, моются мальчики один раз в неделю.

– После проверки были приглашены настоятельницы монастыря и вопрос поставлен ребром, – рассказала Ольга Беляева. – Им предложено либо оформление религиозного патроната в отношении детей, воспитывающихся на территории монастыря, либо обратиться к родителям, чтобы те забрали детей. После этого часть родителей приехали в монастырь и остались в нем жить. Нескольких детей вообще забрали из монастыря. Остались три ребенка, которые живут, ожидая родителей. Подготовлено постановление главы Суздальского района о передаче детей-сирот, находящихся на опеке, в Камешковский детский дом.

Кроме того, для обеспечения законного пребывания детей на территории Свято-Боголюбовского монастыря Владимиро-Суздальской Епархии предложено открыть приют, обеспечить оформление всех необходимых документов для детей, в том числе и регистрацию на закрепленную за ними жилую площадь, а также сообщать о каждом ребенке, прибывшем в монастырь, в органы опеки и попечительства. Обеспечить хорошее питание и медицинское обслуживание детей предложено с использованием средств областного бюджета на государственную поддержку детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

– Нельзя отрицать, что Валя Перова всколыхнула общественность России, пласт проблем, который не вчера родился и лежал на поверхности, наконец поднят. Уже разрабатывается проект закона о пребывании детей в монастырях, – заявила Ирина Минина. – В любом случае 17-летняя девочка помогла взрослым людям собраться, проанализировать ситуацию вокруг воспитания детей в православных церквях и монастырях, и мы должны быть ей за это благодарны.

Ирина ИГНАТОВА

Газета «Владимирские ведомости»
22 октября 2009 г.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?