Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дети-инвалиды за школьной партой

Школьное образование всегда давалось ребенку с ограниченными возможностями непросто. Есть ли сейчас изменения в лучшую сторону? Об этом – заведующая кризисной службой ГАООРДИ Галина ПАВЛОВА

ГАООРДИ – Санкт-Петербургская городская ассоциация общественных объединений родителей детей – на пороге своего 20-летия. За эти годы в нее вошло более 80 общественных организаций города. Одно из направлений работы ассоциации – образовательные проекты. На наши вопросы отвечает Галина Васильевна Павлова – заведующая кризисной службой ГАООРДИ.

– Школьное образование всегда давалось ребенку-инвалиду с большим трудом – не по его вине, конечно. Есть ли сейчас изменения в лучшую сторону, и какие?
– Да, трудности были всегда. С одной стороны, по букве закона, каждый ребенок имеет право на получение образования, независимо от физического или умственного развитии. С другой – долгие годы существовало клеймо «необучаемый». От таких детей с задержкой умственного развития просто отмахивались, педагогической работы с ними практически не велось. Сейчас закон об образовании определяет восемь видов специальных коррекционных образовательных учреждений. Для детей, которым раньше ставили диагноз «необучаемый», существуют программы коррекционного развития в специализированных образовательных учреждениях 7-го и 8-го видов. Клеймо «необучаемый» по счастью снято, и теперь каждый ребенок-инвалид может получить образовательную, трудовую и социальную подготовку к взрослой жизни. Очень важно и то, что в образовательных учреждениях 1-6 видов для детей с сохраненным интеллектом процесс обучения должен проходить в соответствии с программой общего образования.

– Какой вариант обучения могут выбрать родители для своего ребенка в зависимости от личных обстоятельств? И какие формы вообще существуют?
– По закону, ребенка с сохраненным интеллектом, но ограниченными физическими возможностями обязана зачислить общеобразовательная школа по месту жительства. Но что ждет его там? Школы не имеют ни специального оборудования, ни дополнительного персонала для создания такому ребенку условий для нормального обучения. Получается, что родители всегда должны быть рядом, помогать на переменах, в столовой, в туалете. И так из класса в класс, из года в год. Есть и трудности в обучении. Особенности психомоторного развития ребенка требуют индивидуального подхода и специальных методик. Рассчитывать на особое внимание учителя в переполненном классе не приходится. Ребенок начинает отставать… Раньше у родителей не было другого выбора, кроме как перевести его на домашнее обучение. Да, тогда не надо решать проблему транспорта и передвижения, но ребенок не видит других детей, общение с миром происходит в замкнутом круге семьи и вечно спешащей учительницы. К тому же нет достаточного контроля качества такого обучения. Учительница становится для семьи «своим» человеком. И, если уровень преподавания низкий, родители вряд ли станут жаловаться – лишь бы ребенок учился.

Сегодня, как я уже говорила, образованию детей с отклонениями в развитии стали уделять больше внимания. Есть несколько форм обучения, у родителей появился выбор. Существует индивидуальная школьная форма обучения. Общеобразовательные школы могут организовать небольшие группы в дополнение к домашнему обучению. Занятия проходят после уроков, во второй половине дня. Конечно, родители должны иметь возможность привести и увести ребенка. Пользы от такого обучения больше. Ребенок общается со сверстниками, у него появляется мотивация успеха.

Есть и возможность дистанционного обучения. Эта форма очень хорошо себя зарекомендовала, но широкого распространения пока не получила, так как требует больших затрат.

Начинается эксперимент с инклюзивным обучением, когда классы для детей-инвалидов создаются в общеобразовательных школах специально оборудованных для этого. В Петербурге разработана концепция такого инклюзивного образования. Но документ еще сырой, о результатах говорить пока рано.

– Получается, что выбор есть, перспективы есть, но дети в основном так и обучаются дома?
– Да, к сожалению, очень немногие обучаются вне дома – не более 10-15%. Далеко не все дети, которые могли бы учиться в общеобразовательных школах, имеют возможность до нее добраться. Во многих семьях существуют бытовые проблемы и финансовые трудности. Конечно, хочется поскорее вытащить детей из четырех стен, преодолеть их изоляцию.

– Расскажите подробнее о проекте инклюзивного образования.
В школу инклюзивного обучения приходят учиться, как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями. Специальные классы рассчитаны на 5-6 человек. Количество предметов и объем преподавания – тот же, что и в обычной школе. Из-за особенностей психомоторного развития ребенка меняется методика подачи материала. Например, урок длится 30 – 35 минут. Ребенок-инвалид может рассчитывать на индивидуальный подход. Он обучается в специальном классе, но в зависимости от его особенностей, может посещать и общие – вместе со своими ровесниками, не имеющими проблем со здоровьем. Главное, что в такой школе ребенок не изолирован от сверстников, он тянется за ними, продвигается в своем развитии. Дети общаются на культурных, развлекательных мероприятиях, на переменах. В детях-инвалидах очень развита отзывчивость, благодарность, они обладают внутренней чистотой. Общение со сверстниками в школах инклюзивного обучения полезно и здоровым детям. Это прививка терпимости, сострадания, нравственности…

– Очевидно, что школы инклюзивного типа требуют специального оборудования, нуждаются в дополнительном персонале?
– Все так. В школах должны быть оборудованы пандусы, перила в коридорах, дополнительные приспособления в туалетах и столовых. Дети должны свободно, без труда везде передвигаться: при входе, на лестнице, в классах. Персонал обязан помогать, сопровождать ребенка. Там потребуются социальные работники, социальные педагоги – учителя, прошедшие переподготовку для занятий с детьми, нуждающимися в психологическом сопровождении. Новое дело требует новых людей.

– Каким образовательным проектом ГАООРДИ гордится особо?
– Восемь лет назад, совместно с отделом образования Василеостровского района мы начали экспериментальную программу дополнительного дистанционного обучения с использованием интернета. Обеспечили двести детей персональными компьютерами, видеокамерами для общения с преподавателями. В результате удалось дать им полноценное среднее образование и подготовить к поступлению в высшие учебные заведения. Экспериментальная программа имела успех, комитет по образованию Санкт-Петербурга одобрил дистанционное образование как альтернативную возможность обучения детей – инвалидов. Многие из тех, кто участвовал в этой программе, учатся сейчас в Петербургской инженерно-экономической академии (ИНЖЕКОН). Кстати, эта академия наш партнер, она поддержала идею инклюзивного образования на следующей ступени – в высшей школе. Всего в ИНЖЕКОНе учится около пятидесяти студентов с ограниченными возможностями здоровья.

– Чего вы ждете от государственных органов?
– Для решения вопросов, жизненно важных для детей с ограниченными возможностями мы работаем с различными комитетами города, с районными администрациями, учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты. Но подчас государственные органы медлительны, сила инерции велика. А в работе с детьми-инвалидами каждый упущенный год – невозвратная потеря. Вот, например, то же инклюзивное образование. Мало декларировать его принципы. Надо разрабатывать программы, школьные курсы, оборудовать помещения. Для этого нужно многое: время, опыт, практика, желание. И, конечно, общество должно менять отношение к инвалидам. Почему бы не начать включение детей-инвалидов в жизнь их сверстников с детских садов, самом подходящем для этого месте? Обычно сад находится недалеко от дома, иногда в том же дворе, значит ребенка ждет знакомая обстановка и окружение. Важно и то, что у маленьких детей еще нет ни психологических барьеров, ни внушенных предубеждений. Именно в детском саду может создаваться атмосфера понимания, дружбы и поддержки, которая поможет и в школе.

– Как о вас узнают, как к вам приходят? Кто оказывает основную финансовую помощь ГАООРДИ?
– 12 июня ГАООРДИ исполняется 20 лет, и о нас знают все, кто занимается с детьми с ограниченными возможностями. Районные отделы образования и здравоохранения, центры реабилитации, директора школ, главврачи поликлиник, детские дома. Многие обращаются к М. А. Урманчеевой, президенту ГАООРДИ, которую хорошо знают не только в Петербурге. Она является членом координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, членом координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Санкт-Петербурга, членом комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге. Родителям рассказывают о нас, и в сложных ситуациях мы берем детей и семьи под свой патронаж, решаем вопросы, помогаем. На сегодня ГАООРДИ патронирует 1500 семей. Основное финансирование получаем в виде субсидий за счет бюджетного финансирования, грантов и спонсорских средств.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?