Детдомовцы: что пользы в письмах

В детском доме-интернате – школа. Для которой специально сделали программу. И, вы будете смеяться, там есть семейное устройство. Пока махонькое, но не случайное, а целенаправленное

Читать предыдущую историю

Вопрос мне задала Екатерина: «Не могли бы Вы для меня (или нас, разночиновских шефов) написать пару строк – в чем, по-вашему, могла бы быть польза от шефства в таких детских домах, как Разночиновка?»
А еще на сайте «Невидимые дети» на ветке «Общение с психологом» развернулась нешуточная дискуссия.

А у меня вот написалось нечто весьма пристрастное…

В ряде случаев происходит то, что можно без колебаний счесть пользой. Например, шефство переросло в гостевой режим, а потом ребенка забрали в семью насовсем. Или ребенка, уже выросшего, пригласили жить в тот город, где живет шеф. Помогли с поступлением в учебное заведение. Так бывает. Чаще – шеф пишет письма, и шлет посылки, и ничего другого не происходит. И происходить не может. Насколько я поняла, вопросы вызывает именно эта ситуация. Есть ли польза тогда, когда никакой особой пользы вроде и нет?


Есть ли польза от шефства в таких детских домов, как Разночиновка? Есть ли польза от шефства, если подшефный не умеет читать-писать, и письма от шефа ему зачитывает воспитатель (по крайней мере, шеф на это надеется)? Есть ли польза от шефства, если все, что связывает шефа и подшефного – это посылка раз в месяц?

И ребенка все равно не возьмут в семью, потому что шеф не может взять ребенка в семью.
И даже не пригласят в гости. Потому что шеф иногда живет слишком далеко, чтобы ездить к нему в гости.
И ребенок рано или поздно это поймет – что ничего, кроме посылок, ждать нечего.
И будет ждать посылок, и даже будет считать, что кто-то обязан слать ему эти посылки.
И вырастет иждивенцем и потребителем.

Есть ли польза? И нет ли риска испортить подшефных детей подарками? И не будет ли хуже ребенку от всего этого? Не будет ли вместо пользы – вред?

Польза. Слово просит продолжение – «польза для кого?»

Польза для ребенка? Ну да, «помоги ребенку – стань шефом». Польза. Помощь. Значимый взрослый. Человек за стенами интерната. Пришли вот теперь к вопросу – «а в чем польза-то?» Вот пишу-пишу, посылки шлю-шлю, а ребенок-то вырастет, и все равно в ПНИ пойдет. И зачем все это было?

Польза для самого себя? Ну да, все, что мы делаем для других, мы делаем для самих себя. Помогая другим, помогаю себе. Кто-то больше об этом думает, кто-то меньше. Но вряд ли кто-то «играет в одни ворота».


Ребята из детского дома-интерната участвуют со своими рукоделиями в благотворительной ярмарке. Такая возможность возникла, когда у детей дома-интерната появились шефы

Польза для общества? Нет-нет, в этом нет ничего «философско-гуманитарного», очень конкретная вещь. Помню, Мария Капилина, психолог детского дома № 19 рассказывала как она проходила стажировку в Штатах, и их однажды пригласили в заведение, вроде нашего ПНИ. Для взрослых, причем для тяжелых. Маша ходит, смотрит – красота, ковры на полу, картины на стенах, еще там какие-то красоты и уюты были разнообразные. Персонал заботливый к обитателям, даже нежный.

И вот Маша спрашивает – а как вы объясняете, дорогие коллеги, для чего все это? Ведь люди, которые здесь живут, не видят всю эту красоту, и большинству из них неведомо, что на этих стенах висят картины. И ей ответили такую простую вещь. Что это все важно. Важно для тех, кто здесь живет. Потому что сотрудники этого заведения верят, что любому человеку небезразлично, как с ним обходятся. И что обитатели интерната на самом деле знают и чувствуют, что их здесь любят, и что о них заботятся. И все это важно для других людей, благополучных, здоровых и дееспособных, которые сюда могут свободно войти и на все это посмотреть.

Болезнь, беда с каждым может случиться. В семье может родиться ребенок с диагнозом, и родители будут мучительно переживать, что с ним будет потом, когда они сами уйдут из жизни. В каких условиях будет жить их чадо? В каких условиях вообще живут те люди, которых моя коллега Ю. называет «сливки общества» – это потому, что наше общество их «сливает».

Вам как легче жить, думая о детях в детских домах-интернатах? Если вообще о них думать? Думать, что они живут в холодных сараях, и носят сиротские обноски? Едят засохший сыр, и их бьют, унижают, а подросших девочек используют сексуально ( и мальчиков тоже)? И они совсем не испорчены никакими подарками, из них ни в коем разе не вырастут иждивенцы, недайбог, тьфу-тьфу-тьфу…

Вот щас мы возьмем и навредим им своими подарками. Они станут иждивенцами, и будут ждать всю оставшуюся жизнь, что им добрые тети пришлют цветные карандаши, а сами не пойдут и никакие карандаши не купят, потому как выросли безответственными потребителями.

Ну да, сейчас в большинстве детдомах-интернатах все не так. Теплые комнаты, и ковры есть, и государство закупает необходимое количество бумаги и фломастеров, а кое-где и компьютеры ставят. В том же Бельском Устье полный парадиз, и мастерские, и картины, и все такое. А директор вспоминает, как он пришел сюда на работу лет шесть-семь назад, и как голодные дети по деревне бегали, кусок хлеба просили.

Ну, и почему изменилось? Ну, вот десять лет назад зачем-то приехали в эту дыру какие-то волонтеры, сделали какой-то лагерь. Возились месяц с непонятными агрессивными детьми, которые через неделю забывали, как зовут того волонтера, который с ними месяц бок о бок… А потом почему-то сменился директор. И почему-то разобрались с финансированием. И почему-то сейчас есть артель, и школа. В детском доме-интернате – школа. Для которой специально сделали программу. И, вы будете смеяться, там есть семейное устройство. Пока махонькое, но не случайное, а целенаправленное. Кого-то это, почему-то, волнует.

Фокус внимания. Как хотите, фокус внимания. Тот самый «прожектор», силу которого никто не отменял. Эти дети кого-то интересуют? Если да, то общий уровень детских домов будет постепенно меняться. И государство будет этим озабочиваться, и законы будут медленно, со скрежетом, но переписываться в лучшую сторону.

Вот этот конкретный ребенок кого-то интересует? Если нет, то и нет. А если да – то есть ШАНС. Шанс, понимаете. Шанс на то, что многое может измениться. Или хоть что-то.

Думаете, если ребенку с диагнозом умственная отсталость письмо шефа читает воспитатель, то ребенок ничего не понимает? Я абсолютно уверена, что дети ждут этих писем. Уверена, что они их ЖДУТ. И что посылок они ждут, и не потому, что это материальные ценности. Ну да, иждивенчество, ага. А своему ребенку мы под елку что, нематериальное кладем, что ли? И наши домашние детки что, ждут от Дедамороза духовных ценностей? И говорят нам – мама-папа, подарите мне на день рождения ваш нежный поцелуй, а джинсы, плеер и мобильник мне и не нужны вовсе, ведь у нас же с вами – немеркантильные отношения…

В чем польза? Вам зачем-то нужно писать письма этому ребенку, вот и вся польза…

Потом ребенок вырастет и его отправят в психо-неврологический интернат, а вы всю жизнь будете вспоминать, как писали эти письма, и думать, могли ли вы сделать больше… Просто эти письма – возможно, самое важное, что происходит в вашей жизни. И самое важное, что происходит в жизни ребенка. Даже если он их не может прочесть…

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?