Десять вопросов епископу

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон ответил на вопросы добровольцев

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон ответил на вопросы добровольцев.

– Как узнать, умеешь ли ты любить?
– Любить так, как должно, никто из нас не умеет. Но и без исполнения этой заповеди мы не сможем спастись. Нужно как можно яснее осознать, что любви в тебе нет, ты не совершенный человек. Всю свою жизнь нужно посвятить тому, чтобы научиться любви у Бога.

– Евангелие – это благая весть, обращенная к народу. Почему же тогда во время службы священники читают Евангелие, повернувшись к прихожанам спиной? Можно ли в этом плане произвести некоторую реформацию Церкви, почему до сих пор этого не сделано?
– Церковь существует уже почти две тысячи лет. В ней зафиксированы определенные внешние формы проведения службы. В первые годы христианства, когда Дух Святой дышал, действовал очень явно в Церкви, каждая служба была, говоря светским языком, импровизацией. Не было зафиксировано никаких форм и правил богослужения. Но когда люди утратили ревность, живое общение с Богом из-за своих грехов, то стали фиксировать некие формы, наполняя их содержанием, чтобы было на что ориентироваться. Так появилось молитвенное правило, правила совершения литургии. Когда мы приходим в церковь, мы как бы встречаем эти формы. И наша задача – понять, что это за форма, почему она создалась, откуда она появилась. Тогда откроется сама суть богослужения. Всякое чинопоследование – это некое указание пути к Царствию Небесному. Как стрелка, которая куда-то указывает, она не является сама по себе Царствием Небесным, но указывает направление, в котором нужно двигаться. Но менять некие формы не всегда полезно, даже если они кажутся необходимыми. Есть много замечательных богословов, которые, понимая несовершенство некоторых форм современного богослужения, не призывали к его видоизменению, а смиренно принимали то, что было создано, потому что менять богослужение – всегда опасно. У нас на Руси из-за смены некоторых внешних элементов богослужения случился страшный старообрядческий раскол. Когда из-за того, как складывать руку, какие пальцы соединять при совершении Крестного Знамении происходили страшные события. Из-за несогласия в том, как говорить: «Аллилуия, аллилуия, Слава Тебе, Боже», из-за того, как ходить Крестным ходом, направо или налево вокруг храма, как писать слово Иисус, лилась кровь. Люди гибли, шли на смерть только для того, чтобы зафиксировать какую-то форму. Поэтому что-то менять в Богослужении нужно очень осторожно, учитывая немощь тех, кто к чему-то привык, как к незыблемому. Но демонстрация той или иной приверженности людей, которые только пришли в Церковь, мне не совсем понятна. Почему Евангелие читают лицом к алтарю? Мне сложно ответить. Говорят, что причиной этому когда-то стало то, что люди, которые находятся в храме, очень часто не молятся, а разговаривают друг с другом, спят в уголке, в общем – нет на лицах должного внимания, это отвлекает священника. Внешнее выражение – это не догмат. Главное не, как стоит священник с Евангелием, а как ты слышишь и понимаешь Евангелие.

– Разъясните место в Евангелие, когда юноша спросил у Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», а Христос ему ответил: «Отдай свое имение и иди за мной»… Меня это место вводит в уныние. Я, как тот юноша, готова помогать, стараюсь соблюдать заповеди, но не смогу все раздавать бедным. К примеру – свою зарплату. К чему призывает нас Господь?
– Мы должны постоянно задавать этот вопрос Богу: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Этому юноше Господь сначала говорит: «Ты знаешь заповеди? Соблюдай их». Когда юноша ответил, что он их исполнил, тогда Господь призывает его к более высокому подвигу. Всех последователей Христа можно разделить на две категории. Одна категория – это те, кто старается не грешить, не совершать тяжелых грехов, исполнять заповеди. Но тех, кто хочет быть совершенным, кто имеет особую ревность, Господь призывает к большему. Это монахи, люди, познавшие тайну монашества. Второе невозможно без первого. О монашестве я говорю условно, потому что и в монастырях есть монахи, которые вовсе не живут должной монашеской жизнью. А в миру встречаются люди, которые живут очень самоотверженно, всю свою жизнь отдав Богу. Вот для них Господь говорит: «Раздай все, что имеешь, возьми свой крест и иди за мной». Потому что настоящее монашество – это полная нищета и целомудрие. Мы все призваны к совершенству, но не все могут это вместить. Об этом Господь тоже говорит в Евангелии.

– Насколько важно быть миссионером в социальном служении? Может, следует ограничиться только помощью?
– Социальное служение – это далеко не только помощь в еде, одежде, уходе. Мы о душе человека должны мыслить, его спасении. Мы, конечно, хотим, чтобы человек, о котором заботимся, приобщиться к вере, Церкви, к Богу, чтобы он вошел в Царствие Небесное. Ведь это главное, чего бы мы желали другим. Мы хотим поделиться самым главным, что у нас есть. Самое главное – это не наши деньги, силы, а дар веры, который каждому из нас Господь дал, невзирая на недостоинства. Но с другой стороны, если мы что-то навязываем, делаем это как какие-то сектанты, мы перегибаем палку. Мы не должны изо всех сил «миссионерить», нужно найти грань, меру. А иногда можно и не говорить ничего о вере, когда видишь, что реакция может быть только обратная. Нужно уважать свободу и сохранять любовь.

– Что означает – быть внимательным к движениям сердца?
– Прежде всего, быть внимательным к своим помыслам. Помыслы – это не только мысли. Это ощущения, чувства, какие-то образы, которые наполняют сознание. Нужно внимательнее ко всему этому относиться. И обязательно удалять злое из своего ума.

-Что такое любовь?
– Это существо Божие. Это взаимоотношения лиц Святой Троицы, их единство. От этого существа Божьего происходит некое отражение. Это отражение – наша любовь, вложенная в нас Богом. Она открывается в жизни для другого.

– Как быть, если постоянно, изо дня в день повторяешь один и тот же грех, от которого очень хочешь избавиться? Например, у меня не получается с должной любовью общаться с родителями, я быстро раздражаюсь…
– Читая жития святых, мы видим, что многие из них долго не могли справиться со своим каким-то грехом. Для начала, нужно понять, что это – грех, осознать его. Дальше – трудиться над собой и просить Бога о помощи, прикладывать все свои силы, и не отчаиваться. Если мы даже до смерти не успеем что-то исправить в себе, но Господь застанет нас в противлении этому греху, несогласии с ним, то Он помилует.

– Как правильно молиться о здравии людей, которых очень много. У меня большой список имен, я не успеваю о каждом помолиться должным образом. Может, можно просто имя поминать? Но не станет ли из-за этого молитва слабее?
– Есть разные формы молитвы, можно даже мысленно поминать тех, о ком молитесь. Лучше всего молиться после причащения. Потому что в это время Господь ближе к нам.

– Почему в храме читают Евангелие и Апостол так, что чаще всего ничего не понятно, на одной ноте, без интонаций и пауз?
– Хороших чтецов в Церкви не достает. Читать нужно с чувством, с толком, с расстановкой. Но с другой стороны, слишком эмоционально читать Писание будет ошибкой. Чтение должно быть внятным, громким, с интонационными переходами, этому нужно учиться. Почему так происходит? Потому что очень мало людей, которые хотели бы в Церкви что-то делать. Человек, который приходит в Церковь, думает, прежде всего о том, что раз он пришел, значит, ему должны что-то дать: помощи, друзей, жену. А что ты можешь отдать? Вот вы и можете научиться читать так, чтобы было понятно. Но еще беда и в том, что современные люди вообще на слух плохо что-то воспринимают. Им нужны картинки. Раньше в этом смысле народ был более восприимчивым, а теперь слушать текст стало скучно. Нам нужно научиться слушать эти вечные слова и открывать им свою душу.

– Если двигаешься к цели, и появляются какие-то трудности. Как понять, то ли Господь тебя не допускает к чему-то и говорит, что это не твой путь, либо это препятствие, которое стоит преодолеть, с которым ты станешь сильнее?
– Если что-то получается или не получается, не нужно, исходя из этого как-то для себя решать, что вот на это есть воля Божья, а на это – нет. Когда сложно, главное – не унывать и молиться. Мы люди неразумные, грешные. Мы не знаем, что ведет к пользе, а что может повредить. Выигрыш в лотерею какой-то большой суммы денег для кого-то может стать началом его гибели. А какая-то болезнь может стать началом новой жизни. Все может быть, но здесь не может быть каких-то четких ориентиров. Больше всего нужно ориентироваться на исполнение заповедей. Был такой девиз у дворян: «Делай что нужно, и будь, что будет». Мы еще далеки от совершенства, мы должны двигаться как слепые, ощупывая палочкой дорогу, с очень большой осторожностью. Нужно рассуждать, молиться, думать. Исход дела – это конец жизни. Когда кончится жизнь, тогда мы все поймем, что было по воле Божьей – что против нее.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?