Ситуацию с устройством на работу людей с синдромом Дауна комментирует Маруся Ищенко, координатор по поддерживаемому трудоустройству фонда «Лучшие друзья»

subscriber_589942

Маруся Ищенко, координатор по поддерживаемому трудоустройству фонда «Лучшие друзья». Фото с сайта snob.ru

— Сколько среднеспециальных учебных заведений с профориентацией, в которых могут обучаться дети с синдромом Дауна, существуют в Москве?

— Главных колледжа, которые принимают людей с нарушениями развития и/или интеллекта, в том числе синдромом Дауна, два: Педагогический колледж №16 и Технологический колледж № 21. Учащиеся получают здесь такие специальности, как, например, ткач, вышивальщица, брошюровщик, изготовитель изделий из керамики.

— Каковы перспективы у выпускников таких колледжей?

— Перспективы – это самая большая проблема. В основе ее, во-первых, лежит неготовность большинства работодателей принимать на работу людей с ментальной инвалидностью, в том числе с синдромом Дауна.

Во-вторых, колледжи дают небольшой круг профессий, к сожалению, часто невостребованных и неактуальных, по крайней мере, в Москве (например, ткач или вышивальщица). И эта невостребованность серьезным образом усложняет жизнь выпускников. Они выходят со знаниями и навыками, которые в московской действительности не всегда нужны.

Возможность или невозможность официального трудоустройства зависит также от степени ограничения способности человека к трудовой деятельности. Эта информация указывается на справке об инвалидности и/или в Индивидуальной программе реабилитации (ИПР) – документах, которые выдает медико-социальная экспертиза.

Соответственно, если у человека «нерабочая» группа, работодатель его либо вовсе не возьмет, либо будет искать какие-то «обходные пути»: например, официально оформит не сотрудника с инвалидностью, а его родителя.

По нашему опыту, многие ребята учатся по два-три раза в колледже не потому, что им хочется овладеть максимальным кругом профессий: быть и садоводом-озеленителем, и поваром второго разряда, и швеей. Они это делают потому, что заканчивая колледж, им некуда идти дальше, их ничего не ждет. И они вновь идут учиться. Или устраиваются в творческие мастерские.

— Вы сказали, что некоторые люди с инвалидностью получают образование несколько раз. Есть ли здесь регламенты?

— Сейчас это больной вопрос. В настоящее время активно обсуждается, сколько раз и кто может учиться, какие предметы будут платными, какие бесплатными, сколько часов на них может быть выделено. Одним словом, все шатко.

— Где люди с синдромом Дауна, их родители могут узнать информацию о трудовой занятости?

— Это нескромно, но я бы рекомендовала выбрать программу, которую предлагает наш фонд «Лучшие друзья» – программу трудоустройства людей с инвалидностью 18+.

Понимаете, мало трудоустроить человека, мало найти подходящее для него место. Крайне важна адаптация человека на рабочем месте и адаптация его к коллективу.

Давайте по-честному: у большинства работодателей нет опыта общения с людьми с инвалидностью в принципе, с людьми с ментальной инвалидностью –  в частности. Поэтому-то и возникает масса вопросов как у них, так и у будущих коллег: что можно говорить? А чего нельзя говорить таким людям? а вдруг я обижу, сделаю замечание и он уйдет, как быть?

Поэтому очень хорошо, когда есть куратор. То есть человек, который необходимое время сопровождает трудоустроенного на работу, помогает совместной адаптации, поиску общего языка с коллективом, вообще содействует комфортному сосуществованию. Так что устройство сотрудника с инвалидностью на работу — проблема комплексная, которую должен решать не только работодатель, ему одному это не по силам.

Поддержка на рабочем месте очень важна, это необходимо понимать. Именно потому мы рекомендую нашу программу https://bestbuddies.ru/program/podderjivaemoe-trudoustroistvo/

На превью статьи фото с сайта ridus.ru из пиццерии в Риме, где трудоустроены люди с синдромом Дауна