«Дай мне попробовать снег, я забыл, какой он на ощупь»

Анна Арбузова год назад пришла в петербургскую благотворительную организацию «Перспективы», решив стать волонтером в Психоневрологическом интернате №3 в Петергофе

Удивляясь каждый день чему-то новому, преодолевая трудности, приобретая новых друзей, Аня сейчас практически завершает свой волонтерский путь. С чего все начиналось и что делать после добровольного социального года – об этом читайте в нашем интервью.

– Аня, как ты пришла к тому, что надо что-то менять в жизни?

– До Добровольного социального года я работала оператором ПК, занималась рутинной работой. Моя жизнь изменилась после того, как я ушла в декрет. Когда пришло время выходить из него, я задумалась о том, что надо изменить как-то свою жизнь, например, попробовать другую профессию.

Изначально я планировала пойти работать в детский сад, так как мой ребенок начал туда ходить, да и самой мне всегда нравилось работать с детьми. Потом я совершенно случайно увидела на остановке объявление, что в благотворительную организацию «Перспективы» требуются волонтеры.

– И что ты сделала?

– Я заполнила анкету на сайте, мне позвонили. Потом пришла на встречу, прошла первое собеседование и поехала знакомиться с ребятами в Психоневрологический интернат. Познакомилась, и я осталась. Мне там понравилось!

– Волновалась ли ты, когда ехала на собеседование?

– Пожалуй, нет. Волновалась я уже тогда, когда ехала впервые в интернат встречаться с ребятами. Но все прошло хорошо, те ребята, которых я там встретила, выглядели счастливыми. Мне очень понравилась атмосфера: все люди там были приветливые и улыбчивые.

Когда я приехала домой, моя мама спросила: «Ну и как прошел день?» Я ей сказала: «Круто, весело!» Она удивилась: «В психоневрологическом интернате весело?» Я говорю: «Да!»

 

– Расскажи, пожалуйста, подробнее о своей программе, с кем ты работаешь?

– Моя программа – это «Взрослые вне семьи», работа в психоневрологическом интернате №3 в Петергофе. Я работаю с молодыми людьми, у которых есть нарушения развития. У меня 18 подопечных. В основном ребятам от восемнадцати до тридцати лет. Одному только Гене, моему старшенькому, как его называю, пятьдесят пять лет.

– Как обычно проходит день волонтера в интернате?

– На отделение мы поднимаемся в полдесятого. С утра занимаемся гигиеническими процедурами, я помогаю ребятам умыться, почистить зубы, например. После я отвожу ребят на занятия к педагогам. С теми ребятами, кто остается свободен, мы проводим свои занятия или идем на прогулку.

Потом ухожу на свой обед, после моего обеда иду на обед ребят, помогаю там, кому необходимо. После обеда и до половины пятого также наступает наше с ними время. Мы можем, например, поехать в поездку. Так как у меня сильная группа, мы часто выезжаем, гуляем и занимаемся. Примерно так и проходит наш день.

– Получается, тебе дается год, чтобы за это время попробовать себя в роли волонтера, получить определенный опыт, помочь другим. Что поддерживает тебя в течение этого времени?  

– Самое важное здесь – это отдача. То есть та сумасшедшая эмоциональная отдача от ребят. Ты начинаешь понимать, что любят и ждут тебя не только дома. Постепенно приходишь в интернат будто домой, где все свои и родные. И если меня нет, я заболела или что-то еще произошло, то я обязательно отзваниваюсь и предупреждаю, потому что знаю, что меня там ждут.

Вот это и есть огромный стимул, по моему мнению. У нас на сайте написано: «Измени их и свою жизнь на один год», и это правда. Только моя жизнь поменялась вообще кардинально, поменялось само отношение к жизни.

– Поделись, какие сложности были на этом пути?

– Конечно, сложности могут быть в недостатке определенных знаний. Например, как общаться с человеком с тяжелыми нарушениями развития, как к нему подойти, как понять, что он любит, что ему нравится. Но в процессе работы все это ты постепенно узнаешь, и под конец года никаких сложностей не возникает.

– Предоставляют ли «Перспективы» волонтеру обучение?

– Да, проводятся семинары, обучающие и развивающие волонтера. В основном, на Добровольный социальный год приходят волонтеры без специального образования, и у меня тоже не было такого образования. Но «Перспективы» в этом помогают. И конечно, всегда поощряется желание самостоятельно почитать что-то дополнительно.

– Возможно, был такой момент во время твоего года, когда ты поняла, что не зря пошла в «Перспективы», стала волонтером и в принципе приняла это решение?

– Да, такой момент действительно был. Поначалу, когда я только начала работать, я, если честно, не совсем понимала, зачем я здесь и нужна ли я этим ребятам. То есть я понимала, зачем я здесь, ведь я хочу помочь. Но нужна ли моя помощь? Но потом был именно такой момент, о котором ты спрашиваешь.

Свой волонтерский год я начала в декабре, и вот был уже январь, то есть я поработала месяц, когда однажды я вышла погулять с одним из своих парней. Он в коляске, руки работают слабо, я его одела потеплей, сидим на улице.

И вдруг он говорит: «Аня, а сними мне, пожалуйста, варежки». Я удивилась, ведь на улице холодно, но варежки сняла. И тут он говорит: «Дай мне, пожалуйста, попробовать снег, потому что я забыл, какой он на ощупь».

– Очень трогательно!

– Он, видимо, очень давно не выходил на улицу. Может быть, даже несколько лет. И тогда я поняла, что я здесь нужна, хотя бы для того, чтобы дать ему потрогать снег.

– Это очень здорово, Аня! Такой еще вопрос: как ты совмещаешь волонтерскую деятельность с воспитанием ребенка?

– Меня, кстати, очень часто об этом спрашивают коллеги. Из серии «Как ты успеваешь?!» Но это происходит само собой: утром отводишь ребенка в сад, потом едешь в «Перспективы», после забираешь его из сада. Конечно, я понимаю, что для некоторых это удивительно, но только потому, что у них нет детей.

Хочу сказать, что это даже помогает мне. Если, например, я готовлю какое-нибудь упражнение для своих ребят в интернате, то я сначала пробую это со своим ребенком. Потом понимаю, что, если трехлетний ребенок с этим справляется, мои ребята это усвоят точно. И наоборот, когда делаем что-то новое с ребятами, потом пробую это же с ребенком.

– Есть у волонтеров какие-то перспективы?

– Это, конечно, опыт. Если волонтер – это человек, который изучает специфику работы с людьми с множественными нарушениями развития, то Добровольный социальный год – это незаменимый опыт для него.

Но, даже если ты не был связан с этим профессионально, это не менее важный «человеческий» опыт, настоящее переосмысление жизни, когда многое меняется. Я поняла, что жила я себе и жила, как все, а когда начала работать с ребятами, осознала, что у меня есть нечто очень важное, может, даже самое главное в жизни – это выбор.

Неважно какой. Сейчас я могу выбрать чай, а ты – кофе. У ребят в интернате такого выбора нет. По сути, ни в чем. А волонтер может предложить своим подопечным этот выбор, пускай в мелочах, но из мелочей и складывается жизнь.

– Как сейчас по завершении волонтерского года поменялись твои планы?

– Планы изменились кардинально. С февраля я буду работать в «Перспективах» в качестве педагога-воспитателя в Петергофе. Сейчас я не строю планы так далеко, как раньше. И, кстати, когда не строишь никакие планы, то становится легче, потому что я живу и радуюсь жизни. Живу сейчас.

– Что поменяется в твоей деятельности уже как педагога?

– Волонтер занимается больше развлекательной деятельностью, а не педагогической. Когда я была волонтером, я занималась социализацией моих подопечных. Элементарный поход в кафе – это то, к чему нужно готовиться. Ребятам нужно знать, как вести себя в кафе, как расплачиваться в магазине, как переходить дорогу. И сейчас я планирую заниматься этим больше.

– Могла бы ты дать совет или рекомендацию будущим волонтерам?

– Да, конечно. В первую очередь, ничего не стоит бояться. Ребята в интернате любят новых людей. И, конечно, не надо бояться отдавать, отдавать свое время, потому что очень многие дорожат своим временем, но оно точно не пройдет здесь зря. Хотелось бы, чтобы у ребят были друзья, чтобы каждый мой подопечный знал, что у него есть я, и я никуда не денусь хотя бы год.

Если вы готовы подарить свое время людям с множественными нарушениями развития, присоединяйтесь к команде волонтеров «Перспектив»! Вы можете стать волонтером выходного дня или пройти свой «Добровольный социальный год». Пишите на dobrovolec@perspektivy.ru или звоните 8-901-970-72-40.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?