Да здравствует Потлач!

У богатого человека есть два способа подарить другому подарок – снизойти до того, кому он что-то дарит, и, наоборот, показать свое равенство по отношению к нему

Потлач – праздник североамериканских индейцев, на котором социальный статус определяется тем, сколько своего имущества тот или иной индеец подарит другим. Самым знатным считается тот, кто отдал больше всех.

У богатого человека есть два способа подарить другому подарок – снизойти до того, кому он что-то дарит, и, наоборот, показать свое равенство по отношению к нему. Меня глубоко потрясли две предновогодние «подарочные истории». Я стала случайным свидетелем первой, вторую же мне рассказали близкие знакомые.

Каждому по хлебопечке

Одна организация поручила своему сотруднику найти небогатую семью и купить ей в подарок что-нибудь из необходимой бытовой техники. Этот сотрудник наметил кандидатов и, зная, что мы с потенциальными одариваемыми знакомы, обратился ко мне с просьбой: «Вы не могли бы узнать, что им необходимо, чтобы подарок был максимально полезным?» Я выяснила, что из бытовой техники первой необходимости у семьи более-менее все есть, но они давно мечтают о хлебопечке. «Вещь, действительно, приятная», – подумала я, вспомнив запах свежеиспеченного хлеба, и позвонила тому самому сотруднику. «Как? Хлебопечку!? Вы же говорили, что они… (в общем, по мнению товарища не те, кому нужен этот агрегат)» На мой взгляд, реакция человека на желание другого иметь хлебопечку была неадекватной и странной. Не такой уж дорогой это предмет, и если ты собираешься сделать людям приятное, и у тебя есть для этого возможности, почему бы не купить им то, что они хотят. Но тот, кто попросил меня узнать о нуждах семьи, рассуждал иначе. Он исходил из своего мнения о тех, кому его фирма хотела сделать подарок, как о каких-то «убогих», которым под Новый год «вроде как нужно помочь». Причем интересно, что помогал-то собственно не он, а его компания, но обида на тех, кто захотел иметь бытовой прибор, не вписывающийся в его представление об их социальном статусе, была столь велика, что он решил вообще ничего не дарить этой семье.

Эта история глубоко меня задела, хотя я и была здесь в роли стороннего наблюдателя и напрямую она меня не касалась. Мне было обидно за знакомых людей, которые не заслужили такого странного, а, называя вещи своими именами, оскорбительного отношения. Но потом я подумала, что подобное восприятие другого человека – неважно, инвалид ли это, одинокая мама или кто-то еще – как существа второго сорта говорит о собственных комплексах и внутренних проблемах.

Моя знакомая стала замечать, что те гости, которые воспринимают ее помощницу по хозяйству из украинской деревни, как человека социально более низкого, кто говорит с ней свысока, люди закомплексованные и неуверенные в себе. Те же, кто доброжелательно общается и располагает простую женщину к себе, люди состоявшиеся (не путать с состоятельными), имеющие чувство собственного достоинства, из которого вытекает уважительное отношение к любому другому. Отношение к людям, отличным от тех, кто обычно тебя окружает и тем более от тех, кого бы ты хотел видеть в своем окружении, – лакмусовая бумажка, способная рассказать о твоих внутренних проблемах и комплексах.

Модные толстовки всем

Вторая рождественская история была действительно чудесной. В одной государственной школе училась девочка из большой многодетной семьи, как-то в декабре она зашла в гости к своей однокласснице, девочке довольно обеспеченной. В это время мама подруги была дома. Она, как водится у нас, у мам, накормила девочек, а потом стала расспрашивать однокашницу своей дочери о жизни: чем занимается, что любит, сколько у нее братьев-сестер. Когда же выяснилось, что у девочки большая семья, мама одноклассницы решила во что бы то ни стало сделать им какие-то подарки. Она попросила свою дочку разузнать через других, более близко знакомых с этой семьей девочек, как зовут каждого ребенка, сколько ему лет, чем он увлекается, какие у него есть особенности и т.д. Но дело даже не в этом. Мешок с рождественскими подарками сопровождало письмо – в нем поздравлялись все члены семьи, и рассказывалось, почему каждому из них было куплено именно это. Скажем, мальчику-подростку предназначалась толстовка, об этом подарке было написано примерно следующее: «Мой сын, которому тоже пятнадцать лет, любит одежду этой молодежной марки, поэтому мне показалось, что и тебе понравится эта вещь…» Человек, заведомо обеспеченней, чем те, к кому он обращался, купил такую вещь, какую готов был купить и собственному ребенку. Надо сказать, что это – очень большая редкость.

Но дело тут не в жадности богатых, которой можно было бы противопоставить альтруизм бедных. Так ведет себя большинство людей независимо от уровня доходов – подарить ненужное, пожертвовать старое и тешить себя мыслью о том, что таким образом позаботился о других. Но забота о других – это, прежде всего, внимание. Ведь в этой замечательной рождественской истории важна не сумма денег, затраченная на подарки, а именно внимание к каждому члену семьи, забота о конкретном ребенке или взрослом, о котором посторонний человек захотел что-то узнать. Он приложил усилия, он потратил свое время, он как будто прожил с этой семьей какой-то отрезок жизни. Кстати, о хлебопечке. Взрослым членам семьи в этом подарочном дедморозовском мешочке лежала подарочная карта в магазин бытовой техники – даритель рассудил, что удобнее, чтобы люди купили себе то, что хотят.

Социальному ренессансу – да

Когда-то в советские годы, кажется, недалеко от станции метро «Добрынинская» висел огромный плакат: «Коммунизм неизбежен!». Фраза вызывала противоречивые чувства. В современном мире все устроено более хитро – нам не пишут на плакатах про неизбежность капитализма, но мы стремимся к нему куда быстрее, чем когда-то к тому самому коммунизму. Мы должны понимать, что на этом пути социальное неравенство будет только увеличиваться, пропасть между богатыми и бедными расти. И в восприятии общества – это происходит уже сейчас – человек богатый будет победителем, бедный – неудачником. Для большинства современных людей быть бедным означает быть тупым и ленивым, быть бедным стыдно, богатым – достойно.

Происходит подмена понятий, нас хотят, таким образом, убедить, что счастье можно купить. Но это не так. Потому что счастье – это не поход в торговый центр за двадцать пятой кофточкой, не новая машина, «не хуже, чем у соседа», не поездка на Бали или Мальдивы и не абонемент в фитнесс, который никто никогда не использует до конца и который большинству нужен скорее для успокоения совести, чем для реальной борьбы с дряблыми мышцами и жировыми отложениями. Откажись мы от всего этого и замени на менее затратное и более здоровое времяпрепровождение – пешие прогулки в лесу, игры в снежки и катание на горках с детьми, чтение книг и т.д. мы не только ничего не потеряем, не только не станем менее счастливыми, но скорее наоборот.

Мы часто слишком многое объясняем деньгами – их наличием или отсутствием, но на самом деле многое из того, что приносит действительное счастье, купить нельзя. Письмо, которое написано от руки, банка душистого варенья, сваренного летом и открытого холодным зимнем вечером, пирог, испеченный детьми в качестве приятного сюрприза маме. Каждый год моя крестница дарит мне на Рождество какой-то подарок, сделанный своими руками, в этого году – картинка из кусочков ткани и обрывков старых газет – стильная и существующая в единственном экземпляре. Часто именно скромные доходы помогают людям выбирать правильные приоритеты и понимать, что важно, а что нет.

Мы стремимся к благосостоянию, практически каждый из нас, хотя именно нам, христианам, было заповедано не гнаться за ним. И вместе с этим стремлением растет наша черствость, наше высокомерие. Мы почти забыли о дружелюбии и вежливости по отношению к любому человеку, нашему ближнему. И хотя желать уменьшения благосостояния на Новый год не принято, и лично я очень бы удивилась, получив такое пожелание, но все же осмелюсь сказать всем, у кого оно вдруг уменьшиться: «Не расстраивайтесь!» Именно у вас будет возможность осуществить социальный ренессанс, вспомнить и о человеческих качествах, и о том, что главное в жизни нельзя купить или продать, но можно подарить и получить обратно, и это не будет стоить ровно ничего.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?