Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Что-то большее

«Доктор-клоун» — пока единственная российская организация, которая не допускает своих волонтеров к работе без серьезной подготовки.Материал газеты «Ведомости»

Лекции врачей и педагогов, творческие мастер-классы, семинары с психологами, актерские тренинги помогают волонтерам перейти от разовых акций к делам, требующим особых знаний

Четыре девушки и пятеро мужчин хаотично передвигаются по комнате. «По хлопку пробуем образовать круг», — говорит им актриса театра «АпАРТе» Анастасия Зыкова и хлопает в ладоши. Люди сбиваются в кучку: кто-то топчется на месте, кто-то ходит вокруг, не понимая, куда бы вклиниться. Наконец их хоровод образует что-то вроде огурца. «Давайте попробуем смотреть друг на друга, — предлагает Анастасия, — ощущать себя единым организмом. Ошибка в том, что кто-то стоит и думает, что остальные под него подстроятся».

Полезные ссылки:

О том, как стать волонтером, читайте здесь

Научиться понимать без слов любого партнера и поддерживать общую игру — одна из задач обязательного обучающего курса для «докторов-клоунов», которым предстоит работать в ярком гриме и специально сшитом костюме в больницах с тяжело больными детьми. «Я поняла, как это сложно, когда впервые вышла к детям, — рассказывает клоун-стажер Мария де Мило. — Моя партнерша начала играть с двухлетним мальчиком в маске, а я никак не могла подключиться, поскольку в это время его шестилетняя сестра забрасывала меня вопросами о том, настоящие ли у меня косички. Ее ведь тоже нельзя резко оборвать».

«Доктор-клоун» — пока единст венная российская организация, которая не допускает своих волонтеров к работе без серьезной подготовки. Через месяц фонд «Подари жизнь» введет для новичков обязательное однодневное обучение. Уже сейчас этот фонд регулярно проводит семинары, лекции и тренинги. «Вот человек начинает помогать кому-то, — объясняет руководитель волонтерского проекта фонда Владимир Хромов, — и в какой-то момент он переходит к делам, требующим специальных знаний или навыков. Для таких добровольцев мы организуем лекции врачей, творческие мастер-классы, семинары с онкопсихологами. На такие занятия могут приходить и все желающие, которым тема интересна». По словам Хромова, занятия вкупе с ознакомительным собеседованием, консультациями психологов и неформальными встречами с единомышленниками заставляют человека грамотнее и более осмысленно подходить к своей добровольческой деятельности. «Когда всего этого не было, в движении оставался один из десяти волонтеров, — констатирует он. — А сейчас — трое из десяти».

Не всем добровольцам нужно дополнительное развитие: большинству достаточно приезжать к детям и играть с ними в футбол
Крупных, актуальных на сегодняшний день исследований по развитию волонтерства в России, по данным «CAF Россия» (объявлен в РФ иноагентом), нет, однако интерес к добровольческой деятельности, требующей специальных знаний, растет, считает директор фонда «Большая перемена» Ирина Рязанова. «Чаще это разовые акции, — объясняет она. — Хотят программисты или фотографы провести мастер-класс в детском доме — обращаются за помощью к нашим педагогам. Большого потока нет, но последние пару лет обращений стало больше. С одной стороны, это объясняется тем, что в некоммерческом секторе стало больше профессионалов, и к их рекомендациям начали прислушиваться. С другой — сами люди, вовлекаясь в волонтерскую деятельность, со временем понимают: они могут не просто покрасить забор в детском доме, а сделать для этих детей что-то большее, но требующее особых знаний».

«Около года назад мы поняли, что нашим волонтерам не доступна информация, которой владеют сотрудники фонда — профессионалы, — говорит Владимир Хромов. — Но они лишены возможности обмена опытом с представителями других движений. Значит, волонтерскому движению в России пора переходить на качественно новый уровень и создавать площадку для общения. Мы были бы рады дать нашим добровольцам возможность стажироваться в других фондах, пусть даже кто-то решит после этого перейти в дружественную организацию». Для этого фонд «Подари жизнь» и несколько больших добровольческих сообществ — Клуб волонтеров, «Отказники.ру» и «Даниловцы» — недавно объединились в Союз волонтерских организаций и движений (СВОД, www.volontery.ru). Они уже проводят совместные еженедельные Дни открытых дверей для новичков, открытые тренинги и семинары по разным направлениям. «Этим летом провели в лагере под Истрой слет добровольцев, — говорит Хромов. — Было очень интересно!»

Внести разнообразие

Клуб волонтеров, объединяющий около 1500 человек для помощи воспитанникам детских домов и интернатов в Подмосковье и соседних областях, весной начал еженедельно проводить творческие мастер-классы: то валяют валенки, то делают оригами или деревянные игрушки с помощью детского коловорота. Благодаря руководителю направления Евгении Хайбуллиной редкие мастер-классы стали разнообразными и регулярными, несмотря на отсутствие помещения. «Когда на работе отменили командировки, — объясняет Хайбуллина, ведущий специалист отдела развития УК «Русь-Капитал», — у меня появилось больше свободного времени, и я решила разнообразить программу, которую мы предлагаем детям. Ведь в наше время так много новых видов творчества!»

По ее словам, далеко не всем добровольцам нужно дополнительное развитие: большинству достаточно приезжать к детям и играть с ними в баскетбол или футбол или проводить мастер-классы для девочек-подростков по уходу за кожей и основам макияжа. Желающие разнообразить жизнь себе и детям раньше нередко осваивали новые виды творчества на стороне: находили описание в интернете или посещали чужие мастер-классы, например, по мыловарению в специализированном магазине «Мама Мыла». «При таком количестве волонтеров, как у нас, — говорит Евгения, — оказалось несложно организовать разнообразные занятия собственными усилиями. Недавно, к примеру, к нам пришли две девушки, которые создают с детьми пластилиновые мультфильмы: лепят фигурки и фотографируют их». Хромов показывает снимки целых городков из картона, ваты и разноцветных стекляшек из «ИКЕИ», которые вместе с добровольцами «Подари жизнь» создают в больницах дети. «Это несложно и красиво, даже у меня получилось, — улыбается он. — Научиться творчеству из подручных материалов может почти каждый».

Учиться учить

Недавно Клуб волонтеров пригласил преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) провести занятие, посвященное общению и организации досуга детей разного возраста и разной степени развития. «Первый тренинг будет для кураторов, которые работают с волонтерами, — планирует Евгения Хайбуллина. — Если получится, хотелось бы продолжить образовательный проект с участием преподавателей МГУКИ».

Это не единственное добровольческое движение, которое обращается к специалистам за лекциями и тренингами. В фонде «Подари жизнь» популярны встречи с разными врачами. А волонтеры компании DHL Express уже полгода учатся у педагогов. «Каждые выходные мы ведем уроки в неврологической больнице для детей из неблагополучных семей и сирот, — рассказывает менеджер по внешним связям и внутренним коммуникациям компании Мария Верномудрова. — Преподаватели фонда «Большая перемена» помогают разрабатывать программы, готовить занятия, дают советы по общению с детьми, помогают решать сложные ситуации, возникающие в процессе обучения». 9 октября сотрудники DHL Express проводили в детской больнице брейн-ринг по математике. «В целом все прошло замечательно, — делится участник проекта финансовый аналитик компании Вера Шевченко. — Ребята старались, и — что порадовало больше всего — не дрались практически внутри своей группы». Тем не менее добровольцы сформулировали выводы для своей дальнейшей работы и вопросы к педагогам, например, нужно ли задавать домашнее задание: «Некоторые ребята отказались его делать. Естественно, мы не настаивали. Но у меня возник вопрос к «Большой перемене» — стоит ли дополнительно поощрять ребят, которые выполняют домашнее задание?»

Благотворительная организация «Доктор-клоун» пускает к больным детям своих добровольцев только после пятинедельного курса «Школа клоунов», в ходе которого они учатся актерским приемам, общению с детьми разных возрастов и их родителями, узнают о санитарных нормах и базовых заболеваниях. В их задачах — облегчить физическое и психологическое состояние тяжелобольных детей, поэтому медицинские клоуны в отличие от цирковых умеют не только показывать фокусы и крутить фигурки из надувных шариков, но еще и разговаривать по душам. «Мы и с грудничками учились общаться, — рассказывает стажер Мария де Мило. — С ними тоже хорошо поговорить, спеть, мыльные пузыри хорошо идут. Дети в больнице настороженно относятся к любому новому человеку — вдруг сейчас опять больно будет делать? А пузыри пускаешь — он перестает бояться».

Руководитель фонда выпускник ГУ — ВШЭ Константин Седов не стремится привлечь в организацию побольше помощников (за три года из 63 выпускников в организации осталось 40 человек), более того, при поступлении и во время обучения идет жесткий отсев. «Во французскую «Школу клоунов» конкурс — 200 человек на место, — говорит Константин. — За 20 лет существования было всего 85 выпускников. Но в других странах врачей-клоунов обычно включают в штатное расписание больниц, а нас пока зовут на добровольных началах«. На спонсорские деньги организация пока может лишь покупать необходимые материалы: грим, шарики, реквизит и даже фокусы (»Доктор-клоун» официально закупает фокусы раз в три месяца на каждое отделение в 12 больницах, где работает).

Специальная подготовка

Добровольцы DHL Express пошли на тренинги к психологам из НКО «Большие братья. Большие сестры» сразу после запуска проекта DHL Charity Team летом 2009 года. «Общение с детьми в сложной жизненной ситуации, как правило, дается людям непросто, — считает Мария Верномудрова, — и психологическая помощь, советы — это необходимость, а не прихоть». Ей самой тренинги помогли отвечать на вопросы типа «ты будешь моей мамой?» и «ты привезла мне подарок? даже ручку не привезла? тогда отдавай свой мобильный». «Все время что-нибудь новенькое у детей происходит, — рассказывает Верномудрова. — В эти выходные постоянно пытались нам руки поцеловать — не знаешь, как себя вести в такой ситуации».

В фонде «Подари жизнь» есть штатные онкопсихологи, которые проводят семинары для волонтеров. «Одна из самых сложных ситуаций — смерть ребенка. Дети уходят, и нелегко это понять и принять, — говорит Хромов. — Человек привязывается к ребенку, к его семье, и его чувства в такой ситуации вполне понятны. Но в чем же будет заключаться помощь, если волонтер будет биться в истерике вместо того, чтобы поддержать маму ребенка?» Тему семинара психологи либо формулируют сами, либо предоставляют на выбор волонтерам.

Все это можно отнести скорее к элементам подготовки и повышения квалификации добровольцев. «В развитых странах существует обязательный отбор и подготовка волонтеров для работы с детьми, пожилыми людьми и пациентами больниц, — говорит директор по программной деятельности и отношениям с донорами фонда «CAF Россия» (объявлен в РФ иноагентом) Полина Филиппова. — Без этого вас просто не допустят к добровольческой деятельности, поскольку человек даже с самыми благими намерениями может серьезно навредить, не зная специфики работы». У нас пока нет общих стандартов отбора и подготовки, однако сформулировать их и создать полноценную систему хотя бы в собственных организациях, возможно, удастся Союзу волонтерских организаций и движений.

Дина ЮСУПОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?