Страх овладевает людьми, даже если теракт произошел далеко. Страх — это главное, на что рассчитывают террористы. Психолог Андрей Фомин объясняет, как понять свой страх и перестать бояться

Несколько простых советов для верующих и неверующих

Представьте, что мы летим в самолете. Мы не можем никак повлиять на состояние двигателей или опытность пилота. И если нам в полете будут каждые 10 минут показывать кадры авиакатастроф, то здоровыми долетят далеко не все. Какая польза вам будет от того, что вы в сотый раз увидите одни и те же кадры смерти и разрушения? Я советую в любом случае поменьше смотреть новости о теракте по телевизору. Верующий человек может молиться, и надеяться, что Господь его защитит. А неверующий может вспомнить, что вероятность попасть в теракт меньше, чем попасть в автокатастрофу.

Вообще первая реакция на любое событие – эмоциональная, и человек ей управляет плохо. Это будет или гнев или страх или что-то еще. Но если человеку объяснят, что и почему происходит, то реакция станет осознанной, и управлять ей будет легче.

Что произошло? Смысл теракта в том, чтобы взбудоражить общественное мнение, вызвать недовольство властями и заставить людей думать, что эта власть ничего кроме бед им не сулит, посеять панику и страх. Когда человек приходит к психологу и говорит, что чего-то сильно боится, то обычно психолог его спрашивает «а постарайтесь понять, что вы сделали для того, чтобы страх в вас поселился?»

Как понять свой страх и управлять им?

Что такое страх, по большому счету? Это потеря веры, потеря доверия к окружающему миру. Это ощущение того, что окружающий мир становится ненадежным. Мир становится зыбким и может проглотить человека. Но ведь это правда. Человек надеется на внешние обстоятельства, на внешнюю стабильность, на свои деньги или связи, но это как раз и является настоящей иллюзией.

Мы привыкли жить в некой среде, которая, как нам кажется, всегда будет к нам благоприятна, все всегда будет развиваться так, как мы хотим и как мы запланировали. А на самом деле это не так. И когда происходят такие события, для человека это повод задуматься о свой собственной «ненадежности». Если вся его жизнь привязана к материальным вещам, то потеря этой внешней реальности для него есть крах окончательный и бесповоротный. Поэтому стоит подумать о том, что настоящую опору надо искать не в деньгах, личной охране и спецслужбах, а в некоей высшей силе, высшем промысле, который в жизни каждого присутствует.

Можно подумать и вот о чем. Да, действительно, живем мы не самым лучшим образом. В целом у нас преобладает паразитический, потребительский образ жизни. Мы потребляем больше, чем отдаем. На самом деле очень многие из нас, я могу и про себя это сказать, могли бы приносить гораздо больше пользы другим людям.

Как управлять страхом верующему человеку

Верующему человеку стоит обратиться к самому себе, к своей совести. Посмотреть, насколько он живет по Воле Божией а не по своим прихотям. Наше общее ощущение безнаказанности совершенно ничем не оправданно. Если Господу будет угодно забрать нас завтра, то это будет Его Воля. И большинству из нас будет понятно, почему это произошло.

Можно вспомнить о своих долгах. Тех самых, о которых мы упоминаем в молитве «Отче наш», когда мы молимся «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Нам кажется, что долги можно копить бесконечно. Но не только на государственном уровне есть несправедливости и неправедные решения, но у каждого человека, у каждого хватает долгов, за которые можно привлечь к ответу самым неожиданным образом. Мы можем вспомнить эти долги и постараться их отдать. Если бы мы это сделали, может быть нам было бы не так страшно узнавать о терактах.

Если эти события кого-нибудь наведут на подобные мысли, то это возможность позитивного восприятия даже таких страшных событий. Я не имею ввиду конечно жертв теракта и их родственников, было бы кощунственно предлагать им подобное. Я имею ввиду людей, которые в результате поймут, что жить надо по совести, что надо жить так, как будто твой любой момент твои дни могут кончиться и ты можешь предстать перед Лицом Божиим.