Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Что такое кафе смерти и как они помогают жить

«Не хочется вас расстраивать, но когда-нибудь – надеюсь не скоро – вы умрёте» – примерно так начинаются встречи в кафе смерти. Первое такое кафе появилось в Великобритании в 2011 году. Сейчас их более 19 тысяч в 90 странах мира, включая Россию

«Poste Cafe» в Гилфорде (Англия), где регулярно проходят встречи участников Death Cafe. Фото: Gera Kazakov / echonewspaper.com.au
«Poste Cafe» в Гилфорде (Англия), где регулярно проходят встречи участников Death Cafe. Фото: Gera Kazakov / echonewspaper.com.au

Люди собираются за чаем и пирожными, чтобы поговорить о смерти, потому что, как выясняется, осознание, «что моя жизнь конечна», помогает жить. Например, 48-летняя Келли каждый год пишет собственный некролог – это необычная привычка, подаренная волонтером в хосписе, помогает ей справляться со страхом смерти.

Посетители кафе разные – кто-то смертельно болен, кто-то молод и здоров, но боится смерти, кто-то недавно похоронил близкого человека, а кому-то просто любопытно.

Хоронила только хомячка

Попробуйте с кем-нибудь поговорить о смерти. Просто так, без повода. В лучшем случае вы услышите «Ой…не будем о грустном».  Никто не хочет говорить об этом, живем, как будто бессмертны. Такое нездоровое отношение к «последнему великому неизвестному» часто приводит к тяжелым последствиям для психики.

Вот типичная история – женщина говорит, что видела мертвецов только в кино, никогда не хоронила близких, разве что мертвого хомячка в далеком детстве. От одной мысли о смерти ее охватывает животный ужас. Она вынуждена ходить к психотерапевту, чтобы жить и справляться с этой парализующей тревогой. Мы действительно постарались сделали все, чтобы дистанцироваться от мертвых и умирающих. Мы отдали их на откуп больницам, хосписам, похоронным бюро, и расплачиваемся за это страхом. Многим невыносима даже мысль о том, что когда-нибудь мы все умрем.

Врач паллиативной помощи и доцент кафедры медицины Калифорнийского университета Сунита Пури рассказывает о своей пациентке: та всю жизнь сидела на диете, думая, что в конце жизни сможет есть вкусности без ограничений, но в старшем возрасте заболела раком пищевода и теперь получает пищу через зонд. Другой мужчина мечтал на пенсии отправиться с женой в кругосветный круиз, работал, терпел и ждал, когда же наконец начнется лучшая часть жизни, а теперь умирает в хосписе. Эти люди не думали о смерти, отложили свои желания и не успели их исполнить…

Многие из нас не спрашивают себя, что значит жить полноценно, по-настоящему, пока смерть не подойдет вплотную. Приближение конца заставляет задуматься, так ли мы прожили свою жизнь, как мечтали когда-то, или склонили голову под напором обстоятельств, приспособились?  Развернуть вспять уходящую жизнь, чтобы воплотить когда-то похороненные желания, увы, не всегда возможно, поэтому не стоит ждать, когда мы начнем умирать, говорят паллиативные врачи. Подумайте о том, как вы провели последние шесть месяцев. Если бы это были последние месяцы вашей жизни, о чем бы вы сожалели?

Смех и слезы под сладкий пирог и сэндвичи

Джон Андервуд, портрет
Джон Андервуд. Фото: https://www.nytimes.com/

Ответить на эти и многие другие вопросы помогают встречи в «кафе смерти». Звучит жутковато.  Мы ведь привыкли, что смерть – то, от чего следует держаться подальше (на всякий случай), но такое отношение не приносит облегчения.     

Основателем движения «Death Cafe» называют британца Джона Андервуда, хотя это не совсем так. Однажды он наткнулся на статью швейцарского социолога Бернара Креттаза, который устраивал дискуссии о смерти – «Café Mortels» – в бистро по всей Швейцарии и Франции. Ему так понравилась эта идея, что он решил провести такую встречу у себя в городе. Андервуд предложил нескольким кафе в Лондоне собрать незнакомых людей и просто поговорить о смерти.    Желающих… не нашлось, кафе не хотели рисковать репутацией. Тогда Джон собрал гостей у себя дома.  Он сам придумал меню, чтобы гостям было вкусно и весело – сладкий финиковый пирог, сэндвичи с зерновым хлебом, мятный чай.                                                         

Это было необычно – страх, брезгливость, черный юмор, любопытство, боль – все смешалось, люди разговаривали, смеялись, плакали. Об этом написали все ведущие СМИ, постепенно встречи стали проводить у себя другие города и страны.

В 2017 году Андервуд скоропостижно скончался. Ему было 44 года. Друзья и семья осознали злую иронию произошедшего: человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы помогать другим осознавать хрупкость жизни и ценить каждую секунду, сам умер внезапно, без предупреждения. Жизнь конечна, никто из нас не знает, сколько ему отпущено, и поэтому мы должны жить достойно, любил повторять Джон. 

Полежать в гробу, чтобы успокоиться

На сегодня разговоры о смерти проводят не только в кафе – это могут быть библиотеки, общественные центры и даже красивые старинные кладбища. Это некоммерческие, бесплатные, открытые мероприятия, которые проводят волонтёры.

Здесь можно поделиться своими страхами, тревогами, задать вопросы про горевание или старение, обсудить любимые фильмы, книги, узнать, как эти темы отражены в искусстве. Такие посиделки предлагают разные программы. Участники группы «Скорбь и Творчество», например, любят вязать на таких собраниях и обсуждать тактильные и кинестетические (через движение) способы переживания горя – они помогают найти утешение в реальных физических действиях, в творчестве, а не только в словах и чувствах.

Кому-то переосмыслить свои отношения со смертью помогает изучение ритуалов других культур и религий, кто-то пишет собственный некролог, кому-то необходимо полежать в гробу, чтобы успокоиться, а кому-то очень хочется узнать о новых способах экологического захоронения, чтобы не нанести ущерб природе.

«Разговор о смерти, по крайней мере для меня, – высшее упражнение в расстановке приоритетов», – говорил Джон Андервуд. «Вы знаете, что ваше время на Земле ограничено, и возникает вопрос: «Что мне важно успеть сделать?». Многие говорят, что чувствуют себя более живыми, настоящими после таких встреч.

В крематорий на День открытых дверей

Кафе «Циферблат» в Лондоне, встреча участников кафе смерти
Кафе «Циферблат» в Лондоне, встреча участников кафе смерти . Фото: https://www.washingtonpost.com/

Когда журналистке Эмме Чесворт было всего 4 года, ее мама неожиданно умерла. Им с братом сказали, что она отправилась на небеса. В общем-то вполне разумное объяснение для двух маленьких детей. Но, узнав, что их мама на небесах, они собрали свои вещи, взяли медвежонка и решили поехать к ней. На автобусе.

Эту историю Эмма рассказала на встрече в кафе смерти, которая была посвящена теме «Как рассказать ребенку о смерти близкого». Как Эмма попала в кафе?  У нее никогда не было ни патологического интереса к этой теме, ни страха смерти. Просто увидела объявление, заинтриговало название. Стало ясно, что это не сеанс психологической помощи, она в ней не нуждалась, а скорее возможность открыто поговорить о смерти.

Все услышанное на встрече, заставило вспомнить: ее мать умерла совсем молодой, и Эмми поклялась себе прожить жизнь с максимальной пользой, относиться к старению как к привилегии. Проживает ли она каждый день как последний? Конечно, нет. Еще она поняла, что люди не хотят говорить о смерти, бояться, думая, что это станет проклятием.

На встрече она узнала, что в местном крематории бывают дни открытых дверей. Сотрудники крематория готовы сделать все, чтобы развеять страхи и неизвестность. Она собирается пойти.

Держать смерть поблизости, чтобы полнее жить

Писательница Келли Макмастерс с детства думает о смерти и призывает всех последовать ее примеру. Когда ей было 12 лет, ее мама проходила обучение на волонтера в местном хосписе и получила задание написать свой собственный некролог – так ее готовили к работе с неизлечимо больными пациентами. Это задание было настолько шокирующим, что некоторые волонтёры бросили обучение, но мама не отступила.

Келли вспоминает, как они всей семьей собрались за обеденным столом и начали рассуждать о смерти, устроили мозговой штурм, чтобы помочь маме выполнить задание. Требовалось написать факты, включая возраст и место жительства; достижения на работе или учёбе; и, наконец, главное – как вас запомнят люди?  Мама, сама того, возможно, не понимая, привнесла в дом другое отношение к смерти. Ведь большинство людей, за пределами их дома, не выносили разговоров о смерти, особенно о своей собственной. Сегодня Келли 48 лет, и она каждый год пишет собственный некролог.

За годы она поняла, что некрологи – это про жизнь, со смертью у них очень мало общего. В ее версии это отчет о прошедшем годе. Благодаря этой практике Келли обнаружила, что о многих достижениях, которые кажутся невероятно важными сегодня, в следующем году ты просто забываешь. 

Мы часто пытаемся измерить свои успехи дипломом престижного вуза, карьерой, но это почти не влияет на то, как вас запомнят люди. Написание собственного некролога может прояснить вашу жизнь, и, к счастью, если вы обнаружите, что в чем-то ошиблись, у вас ещё будет время всё исправить. Это дает уверенность в завтрашнем дне. Мама проработала в хосписе 20 лет, она каждый день общалась с неизлечимо больными людьми и открыла дочери простую истину – важно держать смерть поблизости, чтобы полнее жить.

Смерть – это не то, от чего следует бежать или что нужно игнорировать. Это то, что нужно принять. Разговоры о конце жизни позволяют нам в каком-то смысле обрести свободу, почувствовать свою силу. В конце концов, смерть — это то, что произойдёт с каждым из нас. И когда это произойдёт, наша жизнь сведётся к тому, что действительно имеет значение – к Любви и Смыслу.

Источники

The founder of Death Cafe has died

Why I Write My Own Obituary Every Year

Living to Die Well

Death Cafes Are Alive!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен