Что нужно больным детям

Настоящую радость могут приносить обычные, вполне будничные вещи. Поэтому не обязательно приводить профессиональных оперных певиц или оркестры в больницы, гораздо большую пользу принесет искренний интерес волонтера к ребенку

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) прошел семинар для всех желающих под названием «Праздник или действие? Немедицинская помощь детям в больницах». Эксперты обсудили, как создать настоящий праздник для больных детей. Оказывается, для этого главное – не прийти в качестве клоуна в больницу, надуть шариков, показать фокусы и рассказать серию банальных шуток около елки. Это не настоящий контакт, а лишь его имитация, не то, что действительно нужно больным детям, считают эксперты. К сожалению, многие волонтеры думают, что детям нужно именно это, а не кропотливая, в чем-то занудная работа.

Больничные клоуны

В начале семинара всех пришедших попросили немного рассказать о себе и выбрать «либо действие, либо праздник». Как оказалось, многих из собравшихся думают о том, чтобы начать помогать больным детям в качестве волонтеров, другие – уже занимаются этой деятельностью и хотят больше узнать по теме. Из альтернативы «праздник-действие» кто-то из пришедших выбирал праздник, кто-то действие, а кто-то наотрез отказывался разделять эти понятия, объясняя это тем, что «праздник должен перерасти в действие». Наиболее правильный ответ давали люди с психологической подготовкой, понимая, что альтернатива эта искусственная.

Эксперты объяснили, чем было вызвано такое начало семинара. Они намеренно разделили эти понятия, чтобы ярче обозначить проблему, с которой они сталкиваются: иногда волонтеры считают, что именно праздник и только он нужен больным детям. «Праздник это ярко, это красиво. Во время его мы выводим детей на реагирование, на интерактив», – рассказал о своей деятельности в качестве больничного клоуна Константин Седов, руководитель АНО «Больничные клоуны». Однако, по его мнению, часто праздник – это лишь первый этап для начала взаимодействия и повод познакомиться. Невозможно удовлетворить потребности ребенка, приходя всего лишь раз в месяц или раз в квартал и неизменно принося подарки и проводя конкурсы. 12 Дед Морозов со Снегурочками в год не сделают для ребенка того, что может дать регулярная деятельность, например, еженедельные уроки английскому языку, которые раз в месяц просто не имеют смысла. «Столько Дед Морозов – это на грани патологии для ребенка. Они все время могут ожидать, что сейчас Дед Мороз придет и принесет подарки, придет один, придет другой и т.д.», – рассказывает эксперт, добавляя, что после всех пришедших пиратов, космонавтов и индейцев наступают будни. И тут уже нужен регулярный уход и забота.

Как рассказала Елена Базанова, координатор психологической службы проекта «Волонтерский уход в больницах» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», первая заявка, с которой многие люди приходят в проект, – это желание подарить детям праздник, радость, встретиться и пообщаться с больными детьми, запустить с ними в небо шарики или фонарики. «Новички-волонтеры иногда думают, что готовы общаться с детьми. Однако ребенок без ласки часто реагирует особенным образом, он может быть очень болен и ему не до этого, а волонтеры могут быть не готовы к этому», – говорит Елена Базанова. Она считает, что праздничный настрой иногда преграждают волонтерам настоящий контакт, который и нужен детям. «Праздник помогает установить контакт. Например, вы сходили в кино, теперь есть, что обсудить, а дальше из этого может что-то развиться», – приводит она пример из жизни.

Позитивным следствием праздника является возможность установить контакт с больницами. Когда волонтеры впервые приходят к ним с предложениями о помощи, часто слышат отказ, что ничего не надо. «Праздник сделайте и отстаньте», – описывает Константин Седов отношение, с которым в больницах встречают волонтеров. Однако после знакомства, уже завязав контакты и войдя в систему, можно начинать помогать учреждению на более регулярной основе, говорит Елена Базанова. И тут уже начинается основная работа. По ее словам, больницы часто негативно на первых порах реагируют на волонтеров, потому что боятся показать огрехи в своей системе, открыто признать, что им не хватает нянечек и другого персонала..

Константин Седов в свою очередь обратил внимание на то, что и во время праздников, и в будничной деятельности волонтерам необходима в целом профессиональная подготовка. Он привел в пример случаи, когда волонтеры приходят с желанием общаться, но как делать это с годовалым ребенком не знают и вообще не соблюдают правила больницы по поводу санэпидемнорм. Они просто не задумываются об этом. Они хотят устроить праздник, а их просят помыть полы или съездить за лекарствами, однако волонтеры воспринимают это в штыки, ведь не для такой работы они пришли. «Человек соглашается, как будто одолжение делают». Или бывает, что неумелые волонтеры обещают после праздника ребенку еще раз прийти, но не держат своего слова, а у него потом начинается истерика. И успокаивать его должны будут врачи.

Именно поэтому, по мнению эксперта, и нужен в том числе закон о волонтерской деятельности, который может обязать людей проходить обучение и только потом работать с детьми. «Мы учим клоунов не обещать конкретную дату прихода», – говорит Седов, добавляя, что сравнить приход клоунов в больницу можно с прилетом Карлсона, существа с другой планеты. Поэтому и надо учиться, как взаимодействовать с больничным миром и как проводить праздники.

При этом, по его мнению, стоит учитывать, что Карлсон прилетает в данном случае в больницу, к больному ребенку. Бывает, что обычные шутки не действуют и ребенок вообще не хочет общаться. Из этой ситуации Константин Седов предлагает выпутываться нестандартными методами: например, лечь рядом на больничную койку с ребенком или каким-то иным нестандартным образом пробудить его интерес. Константин не раз сам попадал в такие ситуации.

Ближе к концу семинара эксперты попросили собравшихся участников нарисовать картинки, на одной из которых был бы изображен праздник, а на второй – самое радостное событие из детства. И если на первом рисунке часто встречались флажки, шарики, фейерверки и прочие традиционные атрибуты праздника, то на второй — глубоко личные переживания из детства, более персонифицированные картинки. И на них уже были не флажки и гирлянды, а какие-то обычные вещи из повседневной жизни. Поездка на море, совместное приготовление картошки с родителями, семейные путешествие и так далее. По мнению экспертов, этот опыт свидетельствует о том, каким на самом деле должен быть праздник, что настоящую радость могут приносить обычные, вполне будничные вещи. Поэтому не обязательно приводить профессиональных оперных певиц в больницы или оркестры, во многих случаях гораздо большую пользу принесет искренний интерес волонтера к ребенку и желание помочь ему в социализации.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.