Заикание – болезнь загадочная. Никто не знает наверняка, откуда оно приходит и почему проходит. Вот, например, такая история

Одна маленькая девочка лет трех начала заикаться после внезапного и сильного испуга. Два года родители водили ее по специалистам, пробовали разные терапии, но ничего не помогало. А потом ее повели на концерт любимой певицы – это была Алла Пугачева. За два часа маленькая зрительница ни разу не отвела взгляда от сцены, не проронила ни слова, а выйдя после концерта на улицу, заговорила абсолютно гладко, как будто никогда и не заикалась. Проблема ушла в прошлое навсегда, девочка выросла и стала пианисткой, а портрет Аллы Борисовны висит в квартире ее мамы на почетном месте.

Впрочем, несмотря на загадочность данного расстройства на многие связанные с ним вопросы медицина имеет ответы.

Что такое заикание, каков его механизм?

Это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, порождающими затруднения в устном общении.

Заикание возникает в результате периодических судорог мышц речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба и нижней челюсти.

При клоническом заикании происходят кратковременные сокращения мышц, приводящие к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов.

Тоническое заикание, то есть задержка речи, – результат сильного длительного сокращения мышц.

Часто имеют место оба нарушения, это называют смешанной формой заикания.

Итак, заикание обусловлено судорогами, а судороги – нарушением процессов, протекающих в нервных центрах коры головного мозга, отвечающих за речь. За работу мышц и связок отвечает центр Брока, за распознавание собственной речи и речи окружающих – центр Вернике, а ассоциативный центр анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше.

Слаженная работа этих центров формирует речевой круг, а при неодинаковой скорости работы этих трех центров возникают разрывы круга, которые и ведут к заиканию.

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой или страхом перед речью, при этом возможны непроизвольные движения, лицевые тики. В более тяжелых случаях наблюдаются разного рода фобии, например, социофобия, связанная со страхом перед речью.

Что мы знаем о причинах заикания?

Принято различать неврозоподобную и невротическую форму заикания. Дети, страдающие невроозоподобным заиканием, как правило, имеют выраженный неврологический дефект, нарушение моторики в целом и артикуляции в частности.

Они обычно поздно начинают говорить, нередко страдают дизартрией (нарушением произношения звуков вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), в целом развиваются несколько медленнее, их электроэнцефалограмма показывает отклонения от нормы.

Считается, что причинами неврологического дефекта у этих детей могут быть: наследственная предрасположенность, травма при родах, осложнения в течении беременности у матери, частые болезни в первые годы жизни.

При невротической форме заболевания речевое и моторное развитие ребенка идет нормально, а запинки в речи начинаются на фоне переутомления или стресса, однократного (испуг), либо хронического. У таких детей ЭЭГ, как правило, в норме, а выраженность заикания зависит от ситуации: оно усиливается в незнакомой обстановке, при общении с новым человеком. У таких больных отмечается логофобия (страх речи) и избегающее поведение.

Для невротической формы заикания часто употребляют термин «логоневроз». Риску возникновения логоневроза более подвержены изначально впечатлительные дети.

Каково течение заболевания и его прогноз?

Как правило, заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики страдают этим расстройством в три раза чаще, чем девочки. Нередко заикание проходит с возрастом, однако в 15-17 лет у подростка может случиться рецидив, что чаще всего связано с неврозом.

По статистике около 75% дошкольников, начинающих заикаться, через некоторое время полностью восстанавливают нормальное течение речи, и только 1-2% взрослых заикаются.

Раньше считалось, что при раннем заикании не стоит начинать терапии, так как чрезмерное внимание к речи ребенка может усилить его нервозность и иметь обратный эффект, однако в настоящее время от этого взгляда отказались. Тем не менее, нужно отметить, что неуверенная, неплавная речь дошкольника считается вариантом нормы, и не всегда является начальной стадией заикания. Однако если она сопровождается избегающим поведением, это может указывать на начало расстройства.

Вот признаки, на которые родителям следует обратить внимание:

– часто встречающиеся в речи ребенка повторы слов;

– пролонгированные звуки;

– мышцы лица и шеи напряжены;

– неожиданные подъемы громкости голоса;

– ребенок избегает ситуации общения, сообщает о том, что он не может чего-то сказать;

– ребенок часто выглядит расстроенным.

Специалисты при диагностике учитывают следующие факторы риска:

– наличие семейной истории заикания;

– заикание длится уже 6 месяцев или дольше;

– наличие других речевых проблем;

– сильный страх заикания у ребенка либо у его родителей.

Ни один из этих факторов сам по себе не является свидетельством того, что заикание будет продолжаться и станет устойчивым, однако сочетание этих факторов, как правило, указывает на то, что ребенку необходимо лечение.

Как лечат заикание?

Способы лечения заикания многообразны, однако очень непросто объективно оценить их эффективность, так как заикание может пройти с возрастом и без вмешательства, как и наоборот, достаточно интенсивные меры в ряде случаев могут оказаться неэффективными.

Следует отметить, что целью терапий является не полное преодоление заикания, но достижение большей плавности речи, повышение у пациента чувства уверенности в себе, снижение напряжения и логофобии. Наряду с основным вмешательством – занятиями с логопедом – применяется медикаментозное лечение (используются успокаивающие и противосудорожные препараты), гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры.

По заключению Американской ассоциации экспертов по проблемам речи, языка и слуха, у большинства пациентов с заиканием наблюдаются улучшения практически в любом возрасте после занятий с логопедом, направленных на изменение техники речи.

Два основных приема – это изменение темпа (замедление речи, растягивание звуков) и снижение напряжения органов речи во время говорения. Чтобы затормозить центр Брока, также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирижирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

В последнее время стали активно применяться специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Они позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, слышать себя с задержкой на доли секунды, заглушают голос фоновыми шумами, позволяют на экране «увидеть» собственную речь, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

При лечении заикания важен целостный подход, который подразумевает вместе с использованием технических приемов повышения плавности речи работу с пациентом, направленную на то, чтобы снизить негативное влияние заикания на его жизнь, помочь ему сделать общение с людьми более желанным и успешным.

Как целый ряд терапий, связанных с психологией и поведенческими навыками, занятия с логопедом сами по себе могут быть успешными, но не иметь долгосрочных последствий, если не происходит генерализация навыка.

Пациент может спокойно и плавно говорить в кабинете логопеда один на один со своим наставником, однако опять начать заикаться в школе, на работе, при разговоре по телефону. Именно поэтому человеку, лечащемуся от заикания, так важна поддержка родных и близких, а также доброжелательная среда.

Что может сделать каждый, чтобы облегчить заикающемуся человеку процесс общения

Очень часто люди теряются, не зная, как правильно реагировать на речь человека с заиканием. Кто-то смотрит в сторону, кто-то перебивает заикающегося человека, вставляя за него слова или договаривая фразу до конца. Такая реакция вряд ли поможет.

Следует помнить, что люди, страдающие заиканием, хотят того же, что и остальные: чтобы к ним относились с уважением и выслушивали их до конца.

Ощущая ваше нетерпение, человек будет стремиться говорить быстрее, что усугубит его заикание. Не помогут и поощрительные фразы, вроде «Не волнуйтесь», «Не торопитесь» и так далее, потому что они звучат как простой рецепт преодоления заикания, в то время как в реальности простого рецепта нет, и это тоже может вызвать у человека фрустрацию.

Лучше всего воздержаться от комментариев и просто дать ему высказаться до конца в удобном для него темпе.

Если же речь идет о человеке, с которым вам придется общаться постоянно, например, по работе, то желательно понять, расположен ли он обсуждать свою проблему. Некоторые люди испытывают неловкость, и не хотят говорить на тему своего заикания, другие вполне спокойно ее обсуждают. В таком случае лучше всего спросить человека, как ему удобней всего вести беседу, и непременно дать ему понять, что для вас гораздо важнее, что он говорит, чем как он это делает.

Источники:

Treatment efficacy summary

Stuttering

Заикание