Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Чему инвалиды учат школьников

В средней общеобразовательной «Пироговской школе» все обычно. Обычное здание, обычное расписание занятий, обычная программа. Только по утрам в школу спешат как обычные, так и особенные дети. Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок с ограниченными возможностями

В средней общеобразовательной «Пироговской школе» все обычно. Обычное здание, обычное расписание занятий, обычная программа. Только по утрам в школу спешат как обычные, так и особенные дети. Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок с ограниченными возможностями. Для детей, воспитание и образование которых требует специального подхода, был открыт класс коррекционно-развивающего обучения.

Что еще в «Пироговке» есть, так это доверительные и уважительные отношения между учителями, учениками и их родителями. «И в этом нет ничего особенного, это нормально, – утверждают они. – Ненормально, когда таких отношений нет».


Посвящения в «пирожки», т.е. первоклассники

Пирогов и «Пироговка»
Еще в «Пироговской школе» иногда едят пироги. Но школа названа не поэтому. Она носит имя знаменитого врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова. Он тут причем?

Такой вопрос задал сам себе и будущий директор «Пироговки» Михаил Васильевич Смола почти двадцать лет назад, когда спросил своего духовника священника Александра Меня, какой же должна быть школа, а тот ответил: «Почитайте Пирогова».

– К своему стыду я не знал, что Пирогов не только великий русский врач, но и великий русский педагог, – признается Михаил Васильевич. – В академических кругах именно Пирогова считают основоположником отечественной педагогики. Такие знаменитости, как Ушинский и Водовозов, – это его последователи.

В преклонном возрасте, оставив медицинскую практику, Николай Пирогов занялся воспитанием детей. Он был попечителем Одесского и Киевского учебного округа, то есть начальником управления образованием области. Он же выдвинул идеи, на которых до сих пор основывается российская педагогика: сотрудничество семьи с учителями для воспитания ребенка, преемственность школы и университета, упор на крепкое гуманитарное образование, несмотря на выбранную специальность. Пирогов считал, что важно хорошо знать историю, литературу, иностранные языки, которые и есть ключ к новым знаниям.

– Читая «Вопросы жизни» Пирогова, – говорит Михаил Смола, – я поразился тому, что все написанное сейчас еще более актуально, чем при жизни автора. В начале 90-х много говорили о технологии в образовании и совсем забыли о воспитании. Еще меня поразили в сочинениях Пирогова его тонкость, осторожность, обдуманность при решении любых вопросов, что свойственно врачу. Главная заповедь – не навредить.

«Пироговка» появилась в трудном 1989-ом, благодаря, наверное, чуду. Произошло все случайно. Михаил Васильевич в то время думал о создании школы, в которой бы были доброжелательные и уважительные отношения между учителями, учениками и их родителями, где и учителя и родители были бы по-настоящему заинтересованы в воспитании и образовании ребенка. Однажды, прогуливаясь по Старому Арбату, Смола оказался рядом со зданием Московского городского комитета народного образования, зашел и неожиданно для самого себя попал на прием Любови Петровны Кезиной, как раз в том году возглавившей столичное просвещение. Он высказал Кезиной свои предложения, и 22-го октября 1989 года в 1-ом Бабьегородском переулке, рядом с Большой Якиманкой была открыта негосударственная средняя общеобразовательная «Пироговская школа». Сначала она занимала один этаж в здании, потом отдали еще два. Среди учителей были в основном духовные чада отца Александра Меня, некоторые из них преподают до сих пор.

Семеро на одного
«Открыть мир во всей его широте», – сказал отец Александр на вопрос о задачах школьного образования. А мир полон не только прекрасного, но и уродливого, отталкивающего и несчастного.

Глеб Кузнецов из 6 класса играет на флейте. Мальчик учится в обычном классе

– Пятнадцать лет назад я поделился с пироговцами одной идеей, – рассказывает Михаил Васильевич. – Я сказал: ребята, представьте, что здесь недалеко живет какой-нибудь ваш ровесник, который болеет – он не может ходить. У него все есть: и книжки, и игры, и фильмы, – но ему скучно. Почему? Потому что у него нет друзей, ему не с кем пообщаться, он постоянно находится дома. Ребята, хотите, чтобы такой мальчик или такая девочка учился вместе с вами? Почти все ответили «да».

Так в школе появился класс коррекционно-развивающего обучения (КРО), в котором сейчас занимаются семеро ребят от семи до двадцати лет. У них различные диагнозы: начиная от задержки психического развития, заканчивая интеллектуальной недостаточностью. В этом году в школу приняли дети с аутичными чертами.

У каждого ребенка класса КРО индивидуальное расписание. Только на некоторых предметах дети садятся парами, но русский, математику, литературу они изучают отдельно друг от друга, так же занимаются и физкультурой. Ребята поочередно посещают различных учителей, причем с одним ребенком индивидуально занимаются до семи специалистов, включая психолога и логопеда. Урок для детей коррекционного класса длится не более тридцати минут, потому что дети быстро устают и их внимание рассеивается. Некоторым из этих ребят нужно больше отдыхать, поэтому у них есть еще один выходной.

Дети с «пограничным» состоянием здоровья и интеллектуальных возможностей индивидуально изучают только базовые предметы, а на такие, как труд, музыка, изо, природоведение, их приводят к обычным детям, в класс, который подходит им по возрасту. Это важно для социальной адаптации ребят. Кроме того, дети из коррекционного класса принимают участие в неурочной жизни. Каждую весну в школе проходят театральные фестивали, на которых каждый класс представляет свой спектакль. Среди детей с отклонениями у нас есть мальчик и девочка с абсолютным слухом и хорошим голосом.

Если в «Пироговку» попадают дети с незначительными затруднениями, но по каким-то причинам они не могут ужиться в обычном классе, – в таком случае их индивидуальная программа будет направлена на реабилитацию: побыв некоторое время в коррекционном классе, эти ребята возвращаются в обычный. Например, одной девочке из патронатной семьи с диагнозом «умственная отсталость» сняли этот диагноз после того, как она провела один учебный год в классе КРО.

Учителя этики
– Никогда не было таких случаев, чтобы кто-то из здоровых детей обидел ребенка-инвалида, – говорит Михаил Васильевич. – Наоборот, однажды в один класс пришел новенький и никак не мог влиться в их среду. Так они все думали, как найти к нему подход, как его включить в свою компанию. А в другом классе учится инвалид-колясочник, и здоровые дети с радостью помогают и ему, и его маме. Правда, непонятно, кто кому больше помогает. Дети-инвалиды учат нас милосердию, о котором сейчас все почти забыли. А такое обучение может происходить на любом предмете. Помоги слабому: слабый – не значит только физически немощный, он, может, просто плохо разбирается в математике… У нас ведь нет уроков «Основ нравственности» или «Этики». Дети-инвалиды лучше всех преподают этику.

«Пироговская школа» рада, когда в ее стены приходят новые «учителя этики». При поступлении с ребятами проводят собеседования психолог, дефектолог, логопед и другие педагоги, которым предстоит работать с ними. Но сейчас школа не имеет возможности принимать ее детей-инвалидов: не хватает помещений для занятий, специалистов и средств на выплату им заработной платы. Обучение ребенка с психическими или физиологическими недостатками обходится в несколько раз дороже, чем обучение здорового ребенка, потому что с ним работают индивидуально разные специалисты и для них нужны специальные развивающие материалы. Сейчас класс КРО нуждается в техническом оснащении (телевизор, музыкальный центр, DVD проигрыватель, проектор), в методическом оснащении необходимыми пособиями, способствующими более успешному усвоению учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные таблицы, плакаты, карты). Также необходимы средства, которые пошли бы на качественное питание детей и организацию досуга (концерты, экскурсии, спектакли, кружки).

Помощь классу КРО осуществляет благотворительный фонд «София», но в условиях кризиса никакая помощь не будет чрезмерной. Если вы хотите помочь детям-инвалидам «Пироговской школы», вы можете перечислить средства на счет школы:

НОУ «Средняя общеобразовательная «Пироговская школа»
Донское ОСБ 7813 СБ РФ г. Москва
р/сч 40703810638110100129
к/сч 30101810400000000225
БИК 044525225
Сбербанк Россия ОАО г. Москва
ИННКПП 77060691340601001

ОГРН 1037700009357
ОКПО 17320312
ОКАТО 45286596000
ОКВЭД 80.22
ОКОНХ 92310

Сайт школы: http://www.pirogovka.info/

Софья ПУЧКОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?