Церковь в условиях чрезвычайных ситуаций

Сегодня, 29 сентября, в Москве прошел круглый стол на тему «Социальное служение Церкви в условиях чрезвычайных ситуаций», в работе которого участвовали представители разных епархий России, а также МВД и МЧС. Комиссия Москвы по церковной социальной деятельности представила информацию о том, как Церковь может участвовать в помощи жертвам терактов

Сегодня, 29 сентября, в Москве прошел круглый стол на тему «Социальное служение Церкви в условиях чрезвычайных ситуаций». Он был организован двумя синодальными отделами Московского Патриархата: отделом по церковной благотворительности и социальному служению и отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
В заседании приняли участие представители разных епархий России (Ставропольской, Ростовской, Липецкой, Тульской, Костромской и др.), а также МВД и МЧС.
Главным вопросом, поднятым на заседании, был вопрос обеспечения безопасности приютов, богаделен, детских домов и других социальных учреждений Церкви. Но речь шла также и о том, что сама Церковь может сделать для жертв терактов и различных катастроф. Епархиальная Комиссия Москвы по церковной социальной деятельности представила участникам следующую информацию об опыте помощи жертвам терактов со стороны Церкви:

ЧТО ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ
ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ВО ВРЕМЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Трагедии, произошедшие в Москве и других регионах России в течение последних лет (теракт в «Норд-Осте» в октябре 2002 года, взрыв в туннеле метро «Павелецкая» 6 февраля этого года, катастрофа в аквапарке 16 февраля, взрыв возле станции метро «Рижская» 31 августа, теракт в Беслане), вызвали в обществе большой отклик и желание помочь пострадавшим. Русская Православная Церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приняла активное участие в помощи жертвам трагедий. В Москве координацией этой помощи занималась епархиальная Комиссия по церковной социальной деятельности.
Те функции, которые взяла на себя Церковь, не могли быть выполнены ни одной специальной службой. И это касается не только духовной помощи пострадавшим и их родственникам.
Помощь по уходу за больными. После терактов в московском метро, катастрофы в аквапарке, теракта в Беслане в московские больницы, куда были привезены пострадавшие, с предложением помощи обратились священники, прихожане московских храмов, а также сестры милосердия. У постели некоторых больных (как правило, тех, кто находился в шоковом состоянии) было организовано дежурство, в том числе – круглосуточное (в частности, в 1-й Градской больнице после катастрофы в аквапарке и после теракта у станции метро «Павелецкая»). После теракта в Беслане руководство некоторых больниц (например, 9-й ДКБ) само обратилось к Церкви за помощью – так как своими силами обеспечить постоянный тщательный уход в момент массовой доставки раненых больницам было трудно. А ведь пострадавшим во время терактов и катастроф требуется особое внимание, так как они испытывают не только физическую боль, но и тяжелейшие психические страдания. Особенно это было заметно после теракта в Беслане. Детей, привезенных в московские больницы, сопровождали родители или близкие родственники. Сменить их у постели больного ребенка было некому. Мамы говорили, что не могут ни на шаг отойти от своих детей – дети боялись оставаться одни.
Комплексный подход к больному позволяет сестрам милосердия обращать внимание на разные неудобства, которые причиняют страдания больному, его бытовые нужды. Например, машинист состава, в котором был совершен теракт у ст. «Павелецкая», попав в больницу, очень страдал от отсутствия сигарет. О том, чтобы купить ему сигареты, позаботились сестры милосердия. Пострадавшие в Беслане мать и дочь, лежавшие в ГКБ № 67, находились в палате, где было холодно. Сестры милосердия заклеили в палате окно и купили обогреватель.
Государственные службы просто не имеют возможности проявлять внимание к таким вещам, подробно опрашивать пострадавших, в чем они нуждаются (из Беслана многие были доставлены в Москву в окровавленной одежде, не имея смены белья и других необходимых вещей). Сестры милосердия в первые же дни провели опрос и составили список первостепенных просьб, после чего привезли все необходимое – от одежды до SIM-карт для мобильных телефонов, видеоаппаратуры и кассет с мультфильмами и сказками для детей (очень важно было отвлечь детей от пережитого).
Материальная помощь. Церковь имеет возможность привлекать внебюджетные средства. Так для пострадавших в Беслане, находящихся в московских больницах, на средства, пожетвованные частными благотворителями, было куплено одежды более чем на 100 тысяч рублей, теле/видео аппаратуры более чем на 200 тысяч рублей, каждому пострадавшему была выделена денежная помощь в размере 10 000 рублей. В общей сложности находящимся в Москве раненым из Беслана Церковь оказала помощь в размере более 1,5 млн рублей.
Духовная помощь. Известно, что в кризисных ситуациях, на грани жизни и смерти у человека обостряется религиозное чувство. Когда больше никто не может ему помочь, человек обращается к Богу. Практически после каждой трагедии к священникам, приходящим в больницы, обращались люди с просьбами поговорить, принять исповедь, отслужить благодарственный молебен, помолиться о здравии. Особенно много таких просьб было после трагедии в Беслане. Из 200 с небольшим человек, находящихся в московских больницах (пострадавшие и их родные) причастились 54 человека (25%), крестились 25 человек (12%). Бывшие заложники, находившиеся в ожоговом отделении НИИ им. Склифосовского – муж и жена – просили обвенчать их.
Священники постоянно сталкиваются с людским горем, страданием, смертью, и поэтому имеют уникальный опыт общения с людьми. Церковь всегда несла людям утешение и Любовь. Именно поэтому необходимо, чтобы рядом с пострадавшими и их родными находились православные священники. Их помощь нужна не только пострадавшим, но и их родственникам, особенно если трагедия растянута во времени. Родственники находятся в мучительном ожидании развязки, и помочь им в этой стрессовой ситуации никто не может. Когда же они участвуют, например, в молебнах о спасении их родных, то их тревога, беспокойство, мучительное ожидание перестает быть разрушительным для их психики. Во время захвата заложников в «Норд-Осте» в помещении, где находились родственники, постоянно служились молебны. В них участвовала примерно 1/3 родственников. Во время трагедии в Беслане, по свидетельству монахини Илларии, жительницы Беслана, в бесланском храме св. Георгия Победоносца родственники вместе с другими верующими и священником храма молились всю ночь, с перерывом всего в один час, о спасении заложников, о которых точно было известно, что они находятся в школе. Причем, все, о ком молились, остались живы.

Есть еще много примеров того, что помощь Церкви существенно облегчает положение жертв чрезвычайных ситуаций. Это свидетельствует о том, что участие Церкви, наряду со специальными подразделениями и службами, должно быть необходимой составляющей помощи жертвам чрезвычайных ситуаций. В этом случае помощь может быть более комплексной и оперативной.

Соб. инф.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?