Церковь способна влиять на СМИ

Понятие «патриотизм» все больше наполняется языческим содержанием и это иногда поддерживается церковными СМИ. Основные тезисы, на которых держится этот вид патриотизма, таковы: развитию России мешают козни врагов, величие страны исключительно в земном благополучии, для улучшения жизни необходимо вернуться к военизации общества и сворачиванию гражданских свобод и т.д.
Однако о христианских принципах речь не идет. В результате происходит
подмена церковного сознания имперским, в котором христианским принципам отводится отнюдь не первая роль. Между тем такой патриотизм поощряет ненависть и гордость

В мероприятии приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин председатель Издательского совета протоирей Владимир Силовьев, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи, игумен Петр (Мещеринов), ученые, представители общественности и СМИ.
Одна из серьезных проблем, препятствующая патриотическому воспитанию, по мнению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в том, что современное телевидение, достигнув апогея влияния на массовое сознание, успешно формирует у молодежи понятие греха как нормы жизни. «Столкнувшись с грехом на улице, ребенок воспринимает его как не соответствующее нормам нравственности, а тот же грех на телеэкране разрушает в нем шкалу ценностей»,- отметил владыка. На телевидении есть и хорошие патриотические программы, но у молодежи утрачен к ним вкус. Сейчас некоторые люди начинают объединяться и протестовать против телевизионного насилия и разврата. По мнению архиепископа, честные журналисты должны уловить этот импульс и максимально усиливать его в массовых средствах информации.
«Часто общаясь с представителями СМИ, я заметил, что в настоящее время среди журналистов все чаще встречается те, кто готов нести ответственность перед людьми за свои публикации, нам нужно использовать эту возможность», – добавил о. Всеволод Чаплин. О. Всеволод считает, что неправильно, когда обидевшись на какие-то публикации о себе, епархии полностью прекращают контакт с обидевшим их СМИ или журналистом без всяких объяснений. Правильно будет прежде чем разрывать отношения, публично объяснить в прессе свою позицию. Вместе с тем, церковные СМИ никогда не заменят светские, считает зам. председателя ОВЦС, поэтому отвоеванные (в силу актуальности тем и материалов) полосы в светских изданиях надо наполнять словом о Боге, словом о Церкви. СМИ часто интересуются жизнью Церкви и у нас есть возможность используя этот интерес, добиваться от них также создания православно-патриотических программ и передач.

Конкретный пример того, как Церковь способна оказывать влияние на СМИ привел архиепископ Димитрий. Тобольская епархия ежегодно проводит
конкурс-семинар среди областных и районных газет по тематике патриотического воспитания. От года к году число участников конкурса
возрастает. «В последнем конкурсе участвовали все районные газеты, потому что вопросы патриотизма волнуют и вдохновляют журналистов»,- сказал архиепископ.

В то же время непосредственно в церковных СМИ недостаточно аналитики, считает игумен Петр (Мещеринов). По его мнению, говоря о каком-то значимом событии или явлении жизни, православные журналисты должны более глубоко осмысливать и анализировать его, а не только описывать. В частности, понятие «патриотизм» все больше наполняется языческим содержанием и это иногда поддерживается церковными СМИ. Основные тезисы, на которых держится этот вид патриотизма, таковы: развитию России мешают козни врагов, величие страны исключительно в земном благополучии, для улучшения жизни необходимо вернуться к военизации общества и сворачиванию гражданских свобод и т.д.
Однако о христианских принципах речь не идет. В результате происходит подмена церковного сознания имперским, в котором христианским принципам отводится отнюдь не первая роль. Между тем такой патриотизм поощряет ненависть и гордость.
Истинный патриотизм нельзя возродить, если не дать трезвой и правдивой оценки своего прошлого, сказал в своем выступлении доктор исторических
наук, профессор МГИМО Андрей Зубов. Например, корни революции 1917 года, по мнению профессора, лежат еще в эпохе Петра Первого, когда Церковь, соборное мнение, были фактически порабощены единоличной государственной властью. Это стало причиной глубокого нравственного распада общества, считает профессор.
Чем же еще можно считать введение в России крепостного права? Большевики только воспользовались тем, что земельный вопрос так и не был решен до конца, сказал докладчик. Они пришли к власти обманным путем, грамотно использовав наболевший вопрос — посулив крестьянам землю. Правдивый, не приукрашенный, свободный от мифов взгляд на свою историю, трезвая оценка всех спорных моментов с христианских позиций и искреннее покаяние в неправедных поступках своих отцов — только это и может служить основой для возрождения в молодежной среде патриотизма, заключил Андрей Зубов.

Вместе с тем примером подлинного патриотизма может служить царская семья, считает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка привел известные выдержки из дневников супруги царя-страстотерпца, наглядно иллюстрирующие эти слова: «Любовь к родине близка любви к Богу».
«Православная вера для них лежала в основе патриотизма, предательство и отчуждение еще недавно преданных людей не вызвали в их сердцах ненависти, а только горькое сожаление и молитву к Богу о спасении нашей страны»,- сказал владыка Викентий.

Отечество нуждается в конкретных патриотических программах, заметил о.Владимир Силовьев, необходимо, чтобы слова подкреплялись конкретными
делами. Пример такого дела как раз и прозвучал из уст архиепископа Тобольского Димитрия. Ежегодно в летние каникулы Тобольская епархия
организует пароход, на котором дети — победители фестивалей и конкурсов с православно-патриотической тематикой отправляются в водное путешествие Иртышу и Оби. Эти конкурсы в течении всего года проводят благочиния. Группа победителей разделена на две части — девочек и мальчиков. Возраст от 7 до 18 лет. Сначала в путешествие отправляются девочки, а после их возвращения- мальчики. Среди них — учащиеся воскресных школ, православных гимназий и дети детских домов. Каждое путешествие длится 12 дней. В этом году в водном путешествии приняло участие 170 детей. Путешественники останавливаются в прибрежных городах и селах, где выступают с песнопениями и концертами перед местными жителями. И каждым годом, отметил архиепископ, число детей увеличивается. «Около 10% детей – невоцерковленные,- сказал владыка корреспонденту Милосердия.ru,- и в этом путешествии у ни появляется возможность больше узнать о Боге от своих сверстников».

Алексей РЕУТСКИЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?