Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Церковь и мир: ювенальная юстиция

И та и другая позиция мне, в общем-то, одинаково близки. Потому что они не противоречат одна другой. Совершенно справедливо говорится о том, что невозможно, чтобы семья жила в постоянном стрессе, под постоянным страхом, что придет вот какой-то опекун и отнимет детей

ВЛАДЫКА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире передача «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов.

СЕМЕНОВ: Здравствуйте. Свои вопросы митрополиту Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы http://vera.vesti.ru

ВЛАДЫКА: Мы получаем очень много вопросов от наших телезрителей по теме воспитания детей. И мы хотели бы сегодня посвятить нашу передачу этой теме.

СЕМЕНОВ: Владыка, часто в разных формулировках попадается такой вопрос: почему в Священном Писании так мало руководства для родителей? Священное Писание подробно рассматривает разные аспекты человеческой, духовной, нравственной жизни, а про детей не очень много. Ну, разве что история про Хама.

ВЛАДЫКА: В Священном Писании, конечно, есть места, где говорится о воспитании детей. Вот в посланиях апостола Павла говорится: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе. <...> И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:1,4). Или говорится «Отцы не раздражайте своих детей, чтобы они не унывали» (Кол. 3:31).

СЕМЕНОВ: Вот это «не раздражайте» тоже не очень понятно, что значит?

ВЛАДЫКА: Это, конечно, очень краткое изречение. Но смысл в том, что воспитательная система должна быть приспособлена к психологии ребенка. То есть, недостаточно просто требовать повиновения от ребенка. Нужно еще, чтобы он понимал, зачем ему нужно повиноваться родителям. То есть, не требовать какого-то автоматического повиновения ради повиновения, а так построить систему воспитания, чтобы ребенок сам понимал, что ему будет лучше, если он будет слушаться своих родителей.

СЕМЕНОВ: Но, все-таки, когда создавался корпус христианских священных текстов, отношение к детям было другое.

ВЛАДЫКА: В те времена, когда создавался Ветхий Завет, конечно, воспитательная система была построена исключительно на повиновении и поэтому те советы, которые содержатся в Священном Писании, в частности в Книге Притчей, в Книге Премудростей, в основном, направлены на то, чтобы дети подчинялись своим родителям, чтобы они слушались родителей. Психология, как наука, особенно психология применительно к детям, то, что мы сейчас активно используем – это, конечно, все уже феномены нового времени. Древняя эпоха этого не знала.

СЕМЕНОВ: Ну, и мы, таким образом, считаем, что это нечто чуждое христианскому отношению к детям или нет? Или психологический подход все-таки имеет право на существование?

ВЛАДЫКА: Нет, я не думаю, что это чуждо Священному Писанию. Просто нужно понимать, что какие-то культурные парадигмы меняются со временем. Есть какие-то незыблемые вещи. Ну, например, заповедь Господня «Чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20:12). Это то, что незыблемо. Это то, что сохраняется во всех культурах, то, что должно сохраняться на века. А есть какие-то парадигмы поведения или воспитания, которые меняются со временем. Это не значит, что наше поведение противоречит Библии. Это просто значит, что человечество живет, Церковь живет, развивается и соответственно возникают какие-то новые явления, новые принципы поведения и воспитания.

СЕМЕНОВ: Владыка, сейчас очень подробно и активно обсуждается в обществе введение такого комплекса законодательных мер, которые, общим словом называют «ювенальная юстиция». По этому поводу ломается много копий и публицистами, и просто людьми, и воспитателями, и педагогами. У нас есть мнение двух достаточно известных православных педагогов, которые работают с детьми, мнения эти противоположны. Предлагаю посмотреть и вы потом скажите, с кем вы более согласны.

Мнение: Татьяна Шишова VS Юлиана Никитина

СЕМЕНОВ: Чья вам позиция ближе, владыка?

ВЛАДЫКА: Вы знаете, Иван, и та и другая позиция мне, в общем-то, одинаково близки. Потому что они не противоречат одна другой. Совершенно справедливо говорится о том, что невозможно, чтобы семья жила в постоянном стрессе, под постоянным страхом, что придет вот какой-то опекун и отнимет детей. Причем, это же бывает не только из-за, скажем, плохого поведения родителей. А, например, из-за того, что у них маленькая зарплата и им не хватает на жизнь. Но, в то же время, ведь…

СЕМЕНОВ: Кстати на Западе, извините, что перебиваю, есть прецеденты изъятия детей из семьи из-за того, что уровень жизни не обеспечивает, как считается, потребности ребенка.

ВЛАДЫКА: Да. И потом уже органы опеки будут контролировать, сколько должно быть детей. Скажут, вот у вас такая зарплата, вам нельзя иметь больше чем одного ребенка. Или больше чем двух детей. Это недопустимо. Потому что люди должны иметь свободу, созидать свои семьи так, как они считают нужным. Совершенно справедливо говорится о том, что дети, которые совершают преступление, когда попадают в детские колонии, не получают там прививки от преступности. Наоборот, в очень многих случаях, может быть в большинство случаев, они уже из этого порочного круга никогда не выходят. Они, и становясь взрослыми, продолжают жить интересами преступного мира, они продолжают совершать преступления, они вновь и вновь попадают за решетку. И конечно, задача заключается в том, чтобы их от этого спасти. Чтобы ребенок, который совершил преступление, был изъят из криминальной среды и для него были бы созданы условия для воспитания и перевоспитания.

СЕМЕНОВ: Но Татьяна Львовна Шишова только что возражала Вам, что от этого дети, как, с ее точки зрения, свидетельствует западный опыт, только наглеют и считают, что с ними все должны носиться, как с писаной торбой.

ВЛАДЫКА: Я все-таки не думаю, что ребенок будет говорить: «Я совершу преступление для того, чтобы мной больше занимались, и чтобы меня возили за границу». Я думаю…

СЕМЕНОВ: Но, по крайней мере, нашей стране до этого, наверное, далеко пока еще…

ВЛАДЫКА: Я думаю, что и нам до этого далеко, и не будет такая логика действовать. А вот то, что мы могли бы и должны были сделать в отношении трудных детей – это, конечно, создать для них систему перевоспитания. И не ту систему, которая существует в так называемых исправительных трудовых колониях. Потому что эти колонии никого не исправляют.

А теперь, дорогие братья и сестры давайте посмотрим репортажи о событиях, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе.

Сюжет. Храм дальней авиации
В поселке Серышево завершилось строительство единственного на Дальнем Востоке воинского православного храма. Его возвели на пожертвования по инициативе летчиков с авиабазы «Украинка». Часть неба на земле – так в Серышево называют новую святыню. Храм, который строили почти 10 лет, возвышается на въезде в военный городок. Возводили, как водится, всем миром.
Игорь Баранников, командир авиационно-технической базы. «В общественных местах стояли так называемые кружки, где народ собирал деньги, вот на эти деньги и строили».
Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил по полному архиерейскому чину совершил освящение храма в честь митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).
На освящение пришли тысячи людей. Как и военные, жители поселка с нетерпением ждали этого события. По окончании богослужения Архиепископ Гавриил поблагодарил за труды военных, строителей и всех, кто помогал в возведении храма. Представители командования российской дальней авиации и федеральной службы безопасности вручили правящему архиерею и настоятелю воинского храма иконы митрополита Московского и первосвятителя Приамурья Иннокентия (Вениаминова), а также покровителя земли Русской преподобного Ильи Муромца с частицей мощей. Для лётчиков-«дальников» последнее особенно значимо, ведь первый российский бомбардировщик носил имя этого былинного героя.

Сюжет. Выставка современного искусства при храме
Художники устраивают перформансы, арт-критики закатывают глаза, публика демонстрирует экстравагантные наряды. Типичная обстановка для выставки современного искусства. Из привычных рамок выпадает место проведения мероприятия — церковь. В притворе храма св. Татианы при МГУ открылась экспозиция авангардистов под названием «Диалог-Двоесловие». Имеется в виду попытка установить неконфронтационные отношения между церковью и миром искусства.
Эта идея вызвала невероятный ажиотаж. Посмотреть на первую в своем роде выставку пришли как защитники такого рода диалога, так и те, кто настроен скептически.
Милена Орлова, главный редактор журнала «Артхроника»: «Если художник использует в творчестве сакральные символы, это может быть расценено, как кощунство и его могут привлечь к ответственности».
Диалог подразумевает, что обе стороны слышат друг друга. И готовы идти на уступки, уважая мнение другого — так смотрят на происходящее представители духовенства.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма при МГУ: «Некоторые художники добровольно согласны сузить рамки своего творчества, чтобы разместить свои работы под сводами храма».
Для художников эта выставка тоже значима. Их задевает то, что в церковной среде их воспринимают как нечто чуждое и враждебное. Между тем, многие из них — те, кто пропустил Евангелие через сердце и для кого вера стала движущей силой творчества.
Андрей Филиппов, художник: «Мы – верующие люди, и, конечно, нам бы хотелось, чтобы наше искусство не выносили за пределы церковной ограды».
Среди участников выставки – Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, Гор Чахал. Экспозиция продлится до 14 июня.
Ольга Глущенко, Анна Пальчева, Алексей Кудрявцев, специально для программы «Церковь и мир»

ВЛАДЫКА: Я не могу согласиться с тем, что говорила Милена Орлова, потому что Церковь никому не навязывает каноны. Каноны, вообще существуют для тех, кто работает в рамках церковного искусства. То есть, пишет иконы, или создает церковную музыку, или строит храмы. Вот для них существуют каноны. Что же касается светского искусства, то там все остается на усмотрение самого художника или артиста. Другое дело, что, действительно, существует понятие «оскорбление чувств верующих».

Если какое-то произведение искусства является богохульным, оскорбительным, то конечно, это будет вызывать неприятие. Конечно, какие-то действия, как например, перформанс, в ходе которого иконы разбивают об пол или сжигают на костре – естественно будут восприниматься как разжигание антирелигиозных настроений и может подлежать и суду…

СЕМЕНОВ: Но тут имеются в виду опасения другие. Что вот, например, я пойду, напишу заявление в суд, что художники цитировали Священное Писание и исказили одну букву: там было с большой буквы написано, а они написали с маленькой. Это оскорбляет мои чувства верующего, потому что я считаю, что это слово должно писаться с большой буквы. Наш суд, который в этом ничего не понимает, он испугается и осудит такого художника.

ВЛАДЫКА: Это, по-моему, какой-то перебор. Вот была выставка «Осторожно, религия», которая была откровенно богохульной, откровенно антицерковной. Это был какой-то рецидив воинствующего безбожия. И она получила должный отпор в нашем обществе. А если художники просто работают и, в том числе, допустим, пишут на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто никогда им этого не запретит.

Дорогие братья и сестры, на прошедшей неделе церковь праздновала память Святой равноапостольной царицы Елены. Очень многие православные христианки носят имя этой святой. Давайте посмотрим наш православный календарь.

Православный календарь. Св. Елена.
Просто чудеса какие-то – разводят руками священники – Великая царица Елена погребена не в Иерусалиме, не в Риме и даже не в Константинополе. Это было бы естественнее, чем громкий центр столицы Франции. В 15-ти минутах ходьбы от Собора Парижской Богоматери. На маленькой улочке красных фонарей. На фоне броских витрин и завлекал видео-салонов для взрослых церковь Сен Лё Сен Жиль буквально теряется.

Как были потеряны или забыты и мощи святой Елены – матери римского императора Константина Великого.

На всех иконах Святую Елену рисуют с крестом в руке. В 326-м году царица предприняла паломническое путешествие в Иерусалим. Елена была активна и настойчива, несмотря на свои преклонные годы – ей было за 70. И труды были вознаграждены – она нашла Крест, на котором распяли Иисуса. Елена разрушила языческие капища и построила на Святой Земле несколько храмов: на Голгофе – знаменитый храм Гроба Господня, где в пасхальную ночь сходит благодатный огонь, на Елеонской горе, где Господь вознесся в Небо. В Вифлееме, где Иисус родился.

Церковь Святых Елены и Константина находится и в Новом Иерусалиме – в Подмосковье – буквальной копии храма гроба господня. На русской земле тоже не обошлось без чудес. Церковь углублена в землю на 6 метров. По преданию, именно на такой глубине Елена нашла Крест. При разрытии котлована для церкви в Подмосковье – начал бить источник – как в Иерусалиме. За святой водой из него – под сводами с крестом – по сей день приезжают на Истру паломники со всего мира. Но в этом храме нет мощей Елены.

Несколько столетий – до середины 9-го века – царица покоилась в Риме. Пока не приехал за исцелением французский монах. Он вскрыл саркофаг и увез мощи к себе на родину. Иерей Николай Никишин: «Конечно, представьте, украсть тело Ленина из мавзолея – уже мы плохо представляем… Нет-нет, на то была воля Господня, потому что мощи продолжают быть мощны. Это с нашей точки зрения было желание самой Елены».

Чудесами сопровождался путь монаха в монастырь в Реймсе. И потом – во Франции. К примеру, в этом же монастыре жил монах, которого звали Дон Периньон. Разве не чудо, что он изобрел такую сложную технологию приготовления шампанского – говорят священники. Чудо и то, что мощи святой Елены сохранились во времена гонения на церковь. Их перевезли в Париж – как раз в тот костел, где находятся и по сей день. И где в конце прошлого века их обнаружили православные священники.

Ларец с мощами святой Елены долгое время был подвешен под сводами. Поэтому о нем и забыли. По просьбе православных в церкви была оборудована часовня. В ней теперь проводятся божественные литургии. Это священники считают еще одним чудом. Елена примирила церкви. Иерей Николай Никишин: «Именно после нее у нас как бы упала пелена с глаз. И оказалось, что во Франции есть не только шампанское, духи, а вдруг оказалось, что на этом Западе … он переполнен величайшими святынями или памятниками».

Вильфрид Мари, монах: «Сегодня мы наблюдаем процесс восстановления отношений между двумя различными церковными течениями, я говорю об ортодоксальном и католическом. Я считаю, что неважно, к какому из этих движений относится человек, в первую очередь мы все остаемся христианами. И здесь в церкви каждый верующий может, независимо от своей идеологии, прибегнуть к благодатной силе мощей прославленной святой.

За кадром: Когда остановились часы на церкви Сен Лё Сен Жиль – никто уже не помнит. О царице напоминают таблички в храме – с благодарностями святой. Так что чудеса продолжаются. Елена Зверева, Илья Бернацкий и Алексей Кудрявцев. Вести. Париж – Москва.

ВЛАДЫКА: Дорогие братья и сестры, на этом мы заканчиваем нашу передачу, посвященную теме воспитания детей. И я хотел бы закончить ее словами Иисуса Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Всего вам доброго, да хранит вас всех Господь.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?