В ходе обсуждения «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» и дискуссии о том, какой будет медицина в результате реформ, высказываются мнения, что в ней должна принять участие Русская Православная Церковь, взяв на себя «медицину для бедных», по примеру Католической Церкви, которая организует больницы для бедных в странах третьего мира. Может ли Русская Церковь помочь отечественной медицине? Отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, председатель Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
— Западная Церковь располагает большим количеством средств. Система получения пожертвований, например, Католической Церкви сложилась давно, эта традиция органично вошла в жизнь всего общества и действует очень четко. Во многих странах Церковь имеет крупную собственность. Например, Англиканской Церкви принадлежит треть земельных владений Великобритании. В России Церковь в свое время была достаточно богата. Но все это было украдено советской властью, разрушено, и до сих пор у нас нет своей земли, далеко не все храмы и церковные ценности возвращены Церкви. Прихожане нашей Церкви — в основном люди малообеспеченные. Конечно, есть небольшой процент богатых, но кризис лишил нас многих крупных благотворителей. Сегодня у Русской Церкви нет своей системы сбора денег на социальные проекты. Люди не воспитаны с детства в том, чтобы десятину доходов жертвовать на храм. В Польше, например, во время Великого поста, детям раздают копилочки, сделанные из бумаги, и говорят, чтобы они постарались сэкономить какую-то часть денег, которые им дают родители, на бедных. То есть там это воспитано с детства, а у нас должен пройти не один десяток лет, чтобы традиция милосердия восстановилась.
Поэтому сегодня Русская Церковь средствами, на которые можно было бы финансировать социальные программы, не располагает, и с этой стороны государству ничем помочь не может. Церковь сегодня бедна, но государство у нас очень богатое. (Например, в Москве на пожилых людей, находящихся в домах престарелых, государство тратит 50 тыс. рублей на каждого ежемесячно, а на детей-инвалидов и того больше.)
Церковь и медицина
Но свой вклад в организацию новой системы здравоохранения Церковь внести может. Здесь важнейшим я считаю восстановление нравственных традиций нашей медицины, восстановление человеческого подхода к больным. За семьдесят лет нашу медицину лишили духовной опоры, религиозной традиции, которая во многом определяла образ действия российского врача. И без ее возрождения, я считаю, невозможна успешная модель системы здравоохранения. Пациент должен быть главным человеком в больнице. И в этом воспитании нравственных основ в организации медицины Церковь помочь способна. И она это делает. Мы готовим сестер милосердия, для которых помощь больному, облегчение его состояния и сострадание — главная цель ее служения.
Одним из примеров сотрудничества Церкви и государства может быть московская больница святителя Алексия, митрополита Московского (Москва), в 1992 году переданная государством Церкви. Сегодня она управляется Церковью, а финансируется государством, по примеру, кстати, многих западных стран, где социальные программы церковных организаций финансируются государством. Недавно главврач одного московского хосписа рассказывал мне, что материально они ни в чем не нуждаются, у них медсестры получают 60 тыс. рублей и на своих машинах на работу приезжают. Но они каждый день сталкиваются со смертью и им нужна помощь в том, чем в духовном отношении помочь больному, что сказать ему, его родственникам! Им нужно, чтобы кто-то объяснил им про смерть! Поговорил с врачами. Потому что врачу, у которого умирает пациент, также необходима поддержка, даже если он не всегда это осознает. Ему нужно, чтобы и его кто-то утешил, поддержал, понял. Поэтому, я считаю, что пришло время возрождать не только институт военных священников, но и институт больничных священников, который раньше был в России, который сейчас есть во многих странах Европы — больничные капелланы. И вот за эту задачу Церковь возьмется. Кроме того, Церковь может организовать добровольческое движение. В Европе помощью добровольцев активно пользуются социальные службы, они есть практически во всех больницах. Важно, чтобы Церковь и государство каждый делали свое дело и были бы партнерами в делах помощи людям.