Бюджетная революция

В ближайшие год-два бюджетная сфера страны изменится до неузнаваемости. Традиционная «социалка» фактически может быть приватизирована Материал сайта «Перспектива»

В ближайшие год-два бюджетная сфера страны изменится до неузнаваемости. Традиционная «социалка» фактически может быть приватизирована.

По законам рынка

«Кликушествовать» по этому поводу вынуждает принятый Госдумой в третьем, окончательном чтении, закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В чём состоят «совершенствование»?

Все почти 350 тысяч учреждений социальной отрасли – школы, детсады, вузы, колледжи, поликлиники, больницы, дома престарелых, библиотеки, театры, музеи, интернаты – всё это скоро будет поделено на три категории.

На государственном полном обеспечении останется незначительная часть нынешних федеральных (казённых) учреждений – СИЗО, тюрьмы и колонии, ФСБ и силовики с «психушками», лепрозории… Авторы проекта при всей его радикальности всё-таки не рискнули отпустить эти структуры на «вольные хлеба» свободного рынка.

А вот две других группы учреждений – автономные и так называемые «новые бюджетные учреждения» получают свободу доселе невиданную.

Отличия одного от другого состоит в том, что автономные могут распоряжаться своим имуществом, а бюджетные – нет. Но зато и те, и другие вправе самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью и фактически становятся предприятиями предпринимательского типа.

Автономные учреждения даже избавляются от необходимости держать ответ перед государством за свою работу. В свою очередь и государство не отвечает за них никак. Таким образом, автономные организации получают свободу бизнес-структруы.

Оставшиеся бюджетники получат госзадание, под которое им должно быть обеспечено и соответствующее нормативное финансирование. Вся остальная деятельность, которая выходит за рамки госзаказа, может проводиться в таких учреждениях за счёт «внебюджетных источников».

Можно полагать, что у крупных библиотек, театров и музеев, каких-то медицинских центров появятся ещё и спонсоры и инвесторы, но все остальные будут вынуждены расширять платные услуги, и не только дополнительные, но вводить оплату и за профильную работу, если вы окажетесь за рамками профинансированного госзаказа.

СССР: спасай себя сам регулярно

Отношение к принятому без преувеличения революционному закону, в корне меняющему традиционные принципы работы бюджетной социальной сферы, неоднозначное.

Правительство в лице минфина настаивает на том, что это позволит улучшить качество услуг, расширить их спектр и уменьшит нагрузку на бюджеты всех уровней. Этот последний аргумент, по мнению многих, является определяющим при лоббировании этого законопроекта.

Здравоохранение, образование и культура действительно съедают львиную долю российского ВВП. За примерами далеко ходить не надо: в Архангельской области на 2010 года расходы на эти отрасли превышают 77 процентов всего бюджета!

В результате практически обнулены инвестиционные статьи главного финансового документа региона, дефицит достиг предельно допустимых 15 процентов собственных доходов казны.

Во внедрении новых форм хозяйствования заинтересованы многие муниципалитеты.

Для примера можно привести Архангельск, где мэрия является самым крупным владельцем недвижимости в городе – её в собственности у муниципалитета на миллиарды рублей! Это школы, больницы и клиники, учреждения культуры, музеи, доля в жилищном фонде города… А реальные доходы в бюджет приносит лишь толика муниципальной недвижимости от сдачи её в аренду коммерческим структурам.

Разумеется, хотелось бы иметь бОльшую отдачу от всего этого недвижимого богатства и разгрузить бюджет от безвозвратных затрат, вложить деньги в инвестиционные городские программы, оставив текущие расходы на плечех самих учреждениях.

За здоровьем – в кассу!

Новый закон вызовет всплеск дух противоположно направленных волн.

Первая – это широкий протест со стороны руководителей и сотрудников тех учреждений, которым очевидна невозможность развернуть хоть какую-то деятельность по извлечению дополнительных доходов из своей организации. Это практически вся сельская «социалка». Связано это и без того низким уровнем доходов в деревне и когда, например, за посетителей библиотеки ещё должен доплачивать не только местный бюджет, но и сам читатель, то использование культурного потенциала на местах резко пойдёт вниз.

Что касается здравоохранения то здесь пойдут по пути расширения платных услуг по тем направлениям, которые просто не будут профинансированы в рамках госзаказа, но потребность в которых остаётся.

К примеру, десять талончиков к врачу будут бесплатными, так как деньги за них поликлиника получит от бюджета, а за остальными талончиками – пожалуйста, в кассу!

Риск остаться вообще не удел при введении новаций для такой категории читалок, больничек и сельских начальных школ очень велик.

Другое дело учреждения в городах. Здесь любая школа может сдать спортзал для занятий йогой или групп здоровья, наделать отдельных входов со стороны улицы для офисов («детишек мало, вот и сдаём лишнюю площадь»), открыть курсы на базе пустующих по вечерам классов…

Любой руководитель такого коммерчески потенциального бюджетного заведения уже сегодня знает, где и на чём он может подзаработать. Если не для всего учреждения, то, по крайней мере, не обидеть себя и ближний круг подчинённых.

В больницах, например, можно будет на законных основаниях брать деньги за операции, отнеся их к платным, продавать те же талончики на приём к любым специалистам по своему усмотрению и так далее. Тем более, что медицина и так сегодня самая «продвинутая» с точки зрения коммерциализации отрасль социальной сферы.

Сложнее придётся детским садикам, но и здесь заведующие могут установить определённую планку «добровольного взноса» для родителей, желающих устроить своё чадо в садик поближе к дому. Если сегодня это можно сделать через уголовно наказуемую взятку, то с переходом на хозрасчёт практика взимания такой мзды станет легальной.

«Ползучая приватизация»-2012?

Принятый закон предусматривает ряд ограничений для деятельности учреждений социальной сферы, но они настолько не принципиальны, что фактически никак не могут ограничить предпринимательский пыл, появись такой.

Предшествующие три года с момента принятия закона об автономных учреждениях показали, что бизнес-всплеска не наблюдалось: на предложенную форму организации работы по всей России перешли единицы. Возможно, сказалось возрастающее год от года докризисное бюджетное финансирование всей «социалки» и никто тогда не хотел искать добра от добра.

Скукожившийся федеральный бюджет с дефицитом в три триллиона рублей и перспективой оставаться таковым ещё несколько лет и подтолкнул сегодня центр к радикальной реформе социальной сферы.

Одни считают, что при её реализации нас ожидает волна протестов доселе спокойных библиотекарей, учителей и врачей, другие почему-то полагают, что люди спокойно воспримут грядущую угрозу увольнения, сокращения зарплат и прочие радости «ползучей приватизации». А именно так уже окрестили предстоящие перемены некоторые политики.

Пока очевидно одно: никто из власть предержащих до сих пор не объяснил популярно, не привёл убедительных аргументов в пользу проталкиваемой реформы.

Это наталкивает на мысль о том, что таковых аргументов попросту нет. Кроме возможного сокращения бюджетного дефицита и снижение инфляции в результате кардинальной ломки, которая заденет миллионы людей, других объяснений пока не предлагается. Скажите честно, лично вас волнуют проблемы минфина? А он собирается их решить к середине 2012 года, когда закон полностью вступит в силу.

Возможно, имеет смысл сторонам поспешить с аргументами: ведь после мартовских выборов Президента-2012 повлиять на власть будет труднее.

Валентин ИВАНОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?