23 британских скаута из Северного Уэльса приехали на неделю в Россию, чтобы красить стены в детском доме. Средства на поездку они копили в течение года, откладывая деньги, выданные родителями на карманные расходы. Лидеры британских скаутских групп и российские организаторы трудового лагеря рассказали о нем 23 августа на пресс-конференции в РИА Новости.
Российско-британское содружество скаутов было создано в 1992 году. Содружество проводит самые разные мероприятия, во время которых знакомятся и общаются скауты из Англии и России. Это международные лагеря в Англии и России, зимние экспедиции в Ленинградской области, где британцы могут освоить навыки выживания в непривычных для них климатических условиях, есть общая программы тренировки персонала. Об этом рассказал Билл Торнбулл, президент Российско-британского содружества скаутов.
Трудовая помощь российским детским домам – сравнительно молодое направление сотрудничества. Когда у британских скаутов появилось желание посещать Россию не просто так, а приносить пользу, они обратились к Марджери Прайс Джоунс, 80-летней неравнодушной женщине из Южного Уэльса, которая участвовала и до сих пор участвует в социальных проектах по всему миру. В России она помогла создать 6 детских домов, и тогда же познакомилась с директорами других детских учреждений, о которых рассказала скаутам. Сначала они собирали деньги, а потом поняли, что могут сделать больше.
Программа лагеря состояла не только из покраски стен, беседок, лесенок и горок во дворе. По российскому законодательству дети могут работать не более 4 часов, этой нормы и придерживались организаторы, сообщил Борис Черновол, 18-летний инструктор Братства православных следопытов (БПС), который с ноября прошлого года занимался подготовкой лагеря. В незанятое работой время участники – британская и российская молодежь 14–18 лет – общались, рассказывали о своих наработках, учили языки друг друга, обменивались тренчиками (держателями для галстуков). Русские скауты-следопыты научили гостей своим любимым играм – «Светляки» и «Леший». И в той и другой игре задача одной команды спрятаться, а задача другой, найти спрятавшихся. В светляков играют вечером, подавая через каждые 20-30 секунд сигналы фонариком, в леших играют днем – прячутся в траве, применяя маскировку из камуфляжа и прицепленной к нему травы. Англичане показали, как у них проходит костер. Правда, сам костер из-за пожароопасной ситуации не разводили, но программу продемонстрировали всю.
За 5 лет британцы побывали в 2 детских домах: в селе Большое Колычево Московской области (2 раза) и в селе Пятницком Тульской области (2 раза). Заместитель председателя БПС, которое помогает британским коллегам проводить эти трудовые лагеря, иеромонах Димитрий (Першин) так комментирует выбор мест: «Кончено, детских домов в России огромное множество. Мы идем по пути наименьшего сопротивления, у нас единственный критерий– детский дом должен находиться за МКАДом. Нас там, в немосковских детских домах, действительно, очень не хватает, не только скаутов, всех россиян».
«Скаутинг – это единственная педагогическая система, в которой есть установка на служение, – считает иеромонах Димитрий (Першин). – Каждый наш лагерь – это обучающий цикл. Там можно научиться рубить дрова или, как в прошедшем лагере понять, что уроки английского языка – это не школьная каторга. Но мы объясняем детям, что они приходят, чтобы получить, научиться и потом это отдать. Российские скауты выезжают в детские дома с программой выходного дня, устраивают там скаутское ралли – полосу препятствий. Дети счастливы, скауты умотаны».
Трое присутствовавших на пресс-конференции англичан: Билл Торнбулл, Пол Финдли и Грем Холл (лидеры скаутских групп) – поняли это на собственном опыте. Скаутами они являются с юности и хотя двое из них уже на пенсии, до сих пор занимаются этим. Им «нравится идея добровольной помощи детям», «нравится просто быть с детьми, помогать им взять старт в жизни».
Ирина РЕДЬКО