Его считали невоспитанным, бесноватым, выгоняли из разных публичных мест, и даже родной отец стеснялся своего сына. Сопротивление всех и вся добавило Брэду Коэну азарта

В том, что человек с синдромом Туретта — постоянно издающий лающие звуки и дергающий головой — может работать учителем, засомневается каждый второй врач. Но жизнь нередко удивляет.

В подростковом возрасте Брэд Коэн поставил себе цель: стать учителем.

Но разве может работать с детьми человек, постоянно издающий лающие звуки и дергающий головой?

Неудивительно, что двадцать с лишним школ отвергли его кандидатуру. Но одна дала ему шанс.

Сегодня Брэд Коэн преподаватель, администратор школы, мотивационный оратор, автор книги и сценария к фильму «Перед классом», основатель фонда, помогающего больным с синдромом Туретта.

Когда болезнь учит

Когда знакомишься с этой истории ближе, кажется, что Брэд Коэн совершил невозможное. Синдром Туретта – заболевание нервной системы, сопровождающееся вокальными и моторными тиками. Проще говоря, человек издает непроизвольные звуки и делает неконтролируемые движения: дергает головой, руками, закатывает глаза, моргает.

Синдром Туретта не влияет на интеллект, люди могут прекрасно учиться и работать, но часто остаются социально невостребованными и закрываются дома. В случае Брэда Коэна все вышло наоборот.

И позже во всех выступлениях Коэн подчеркивал, что его самым строгим, настойчивым, верным и мучительным учителем была его болезнь.

А еще помогла мама. Именно она отвергла для сына путь надомного обучения, надомной работы, общения лишь по интернету или в группе поддержки.

«Не стану прятаться»

Долгое время Брэду не могли поставить диагноз, врачи не понимали, что с ним. Родители развелись, когда Брэд был дошкольником. Сначала психолог, к которому мама привела сына, посчитал, что тики — это реакция на развод. Отец считал поведение сына невыносимым и говорил, что ему не хватает дисциплины.

В итоге диагноз Брэду мама поставила сама, прочитав груду медицинских книг. Врач, который вел мальчика, подтвердить его.

Поворотным моментом для Брэда стало посещение группы поддержки, где он увидел взрослых и детей, которые спрятались от общества. А одна мама дала маме Брэда совет: «Я забрала своего сына из третьего класса только чтобы сохранить себе рассудок. Хотите совет? Сделайте так же».

Но мама с сыном не послушались. А Брэд понял, что не хочет быть таким. И именно тогда у 12-летнего ребенка родилось стратегия и тактика жизни – бороться.

Поддержка директора, смельчака и умницы

1992 год, окончание школы. Фото с сайта stltoday.com

Брэд всегда учился в обычной школе. Учителя считали его клоуном, требовали, чтобы он извинялся перед одноклассниками за то, что нарушает тишину на уроке. Учиться Брэду нравилось, но у него были проблемы с концентрацией внимания: то, что у других детей занимало час, он делал за два или три. И ненавидел читать, ему было сложно сосредоточиться.

Отрицательный школьный опыт опять помог Брэду.

За все годы учебы он не встретил хорошего учителя, понимающего и принимающего детей с особенностями. И он сам решил стать таким учителем, который поможет ребенку учиться, даже если он не такой, как все.

Несмотря на то, что Брэду не повезло с учителями, в средней школе ему встретился потрясающий директор, мистер Майер. Он помог ему не бояться говорить о своем синдроме.

Однажды на школьном концерте мистер Майер вызвал Брэда на сцену и перед всей школой стал задавать ему вопросы о том, — что там у него за синдром Туретта и как он проявляется?

То выступление стало шоковой терапией для подростка, отвечать перед всеми было мучительно, но школьники вдруг оценили мужество Брэда и встретили его слова овациями. С тех пор он научился рассказывать людям о синдроме Туретта без страха и стеснения.

«Всего несколько слов и немного пояснений, — но это словно распахнуло дверь в совершенно новый мир. И я понял – когда-нибудь, как-нибудь, с синдромом или без, я стану учителем».

24 отказа

В  1992 году Брэд Коэн успешно окончил школу и поступил в университет.

Поскольку он сам научился не стесняться своего синдрома, сокурсники его принимали и поддерживали. Хотя среди незнакомых с пониманием было сложнее.

Однажды Брэда выгнали из местного кафе, посчитав пьяным. Но после того, как остальные студенты объявили бойкот заведению, менеджер позвонил Брэду и лично принес извинения.

После университета (Брэд получил диплом с отличием) наступил самый сложный период его жизни. Теперь предстояло доказать окружающим, что он может быть хорошим учителем.

Он прошел 24 собеседования с директорами школ. И получил 24 отказа.

Всех пугал странный человек. Несколько раз Брэд был близок к отчаянию. Но, как он сам говорит, «перестать бороться означало согласиться со всеми, кто считает, что я выбрал не ту дорожку». Молодой учитель сказал себе, что проблема не в синдроме, а в том, что он пока не нашел нужную школу. Ту, в которой увидят его как специалиста, как человека, а не как больного.

Тогда Брэд составил карту всех школ штата Джорджия и стал методично объезжать их, везде оставляя резюме. Двадцать пятой по счету стала школа Mountain View. Ее директор решил, что нельзя учить детей толерантности только на словах, и дал шанс Коэну. Его взяли на должность учителя второго класса.

Чему учил мистер Коэн, кроме математики

Брэд с актерами фильма «Перед классом», сыгравшими его в детстве и во взрослой жизни. Очень похожи. Фото с сайта post-gazette.com

Коэн сразу решил, что синдром никогда не будет запретной темой для его учеников, они могут спросить его все, что захотят. Он видел свой плюс в том, что ему легко объяснить ребенку: «Нормально быть самим собой, нормально выражать себя по-разному».

И очень скоро необычный учитель завоевал любовь своих второклассников. Особенно хорошо он находил подход к тем детям, с кем не могли сладить другие преподаватели. Ведь благодаря своим особенностям он знал, как сложно быть не таким, как все.

А девочка, родители которой забрали ее из класса «ненормального учителя», сбегала к нему на уроки и хотела учиться только у мистера Коэна.

Брэд всегда был убежден, что детей надо учить не только математике и письму, но и тому, как не бояться быть самим собой, как уметь принимать любых людей, какими бы особенными они ни казались.

Самоотдача и талант Брэда Коэна не остались незамеченными.

В 1997 году Коэн был выбран лучшим учителем начальной школы в штате Джорджия.

В своей речи при награждении Брэд Коэн сказал, что любовь и поддержка многих людей привела его к победе. Но самый ценный урок, какой только можно представить, дала ему борьба с болезнью: ничему нельзя позволять остановить тебя на пути к мечте: ни в работе, ни в игре, ни в любви.

В 2005 году вышла книга Коэна «Перед классом: как синдром Туретта сделал меня таким учителем, которого у меня никогда не было», написанная в соавторстве с Лизой Высоцкой. После успеха книги Коэну предложили написать сценарий, и в 2008 году вышел фильм с таким же названием.

Сегодня Брэд Коэн, кроме преподавательской и административной работы, много ездит с лекциями, организовал летний лагерь для детей с синдромом Туретта и фонд помощи.

Брэд счастливо женат и воспитывает двоих сыновей.

Использованы источники:

Сайт Брэда Коэна

Фонд Брэда Коэна

Life.ru