Первая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. Почему она появилась у современных женщин, объясняет иерей Андрей ЛОРГУС, клирик домового храма св. вмч. Трифона в психоневрологическом интернате № 30, декан факультета психологии Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова.
Хотят ли женщины уйти в леса?
— В чем настоящее призвание женщины? Сотворив ее «помощницей», Господь изначально ограничил сферу ее деятельности?
— Проблема состоит в том, что Господь дал человеку жизнь «с избытком»: больше, чем человек может освоить, больше, чем ему нужно, чтобы стать тем, кем призван, даже больше, чем ему нужно, чтобы спастись. И человек это интуитивно предощущает. И… мучается. Потому что надлежит выбрать, что принять и осуществить, а что оставить в себе. А ведь человек свободен, Господь не ограничивает человека, только призывает кротко «Блаженны нищие…». И выбор человеку труден.
Женщина ощущает в себе великий личностный потенциал. Ведь и она может стать «творцом» и сделать карьеру. Однако вот беда, сердце женщины всегда несчастно, если она не реализовала себя как жена и мать.
Сказать, что Господь ограничил сферу деятельности женщины, нельзя. Лучше сказать, что изначала Господь призвал женщину на особое служение: служение жены и матери. И в этом дал ей великое блаженство! А апостол прямо говорит, что через это служение женщина может спастись. Для того Господь дал ей большую эмоциональность, заботливость, нежность, но вместе с тем консервативность, осторожность. Именно женщина — хранительница дома, традиций семьи, обрядов на уровне своего дома. У женщин вся телесная природа на уровне генотипа является женской, это же касается психологической и интеллектуальной областей. Женщина сотворена и существует иным образом, ей дана иная в сравнении с мужской — женская сущность.
Да, у мужчины иное призвание. Он преимущественно созидатель, и потому ему нужны свобода, чтобы творить, и бесстрашие, чтобы утверждать свою веру и предстоять перед лицом Божьим. Женщина в своем служении обращена вся вовнутрь (она хранительница внутрисемейных ценностей, в том числе и материальных), мужчина — вовне. Он хранитель рода и общества, государства (вот почему он и политик, и начальник). Потому мужчина чаще альтруист, а женщина милосерднее.
Монашество — это риск, дерзновение, как и любое творчество, а к этому мужчина предназначен более, чем женщина. Хранители исихастской традиции, монахи-богословы, подвижники — это мужчины. Здесь мужчина имеет то же первенство.
— Поэтому у нас прославленных женщин-святых заметно меньше, чем мужчин?
— Кто по сути святой? Это — первооткрыватель, герой, человек, который идет в неизведанное. Эта не женская роль, простите. Женщине открывать новые земли не интересно. Видели вы женщину, которая мечтала уйти в леса? Я таких не встречал. А мужчину всегда тянет на асоциальность, в неизведанное, в духовный подвиг. А вот следом пойдут женщины-подвижницы.
Для мужчины проблема свободы и самореализации очень высока. Для женщины самореализация заключается в том, чтобы доказать что-то всему миру и прежде всего мужчине, а у мужчины — доказать самому себе. В основном женское монашество прославилось кропотливым ежедневным трудом, терпеливостью, преданностью, верностью. Молитвенность, именно домашняя молитвенность, — удел женщины. А мужское стремление — это уехать в глушь, где никто не помешает вершить свой собственный путь подвига.
— Почему женщина оставляет свое предназначение, почему ей становится «тесно» в семье? Это искажение Божьего промысла, следствие грехопадения?
— Исторически женщина запуталась. Вернее, мужчина запутал женщину. Феминизм своим девизом поставил достижение мужского, как будто оно, мужское, — общечеловеческое. А это не так. У женщины свои цели. Эмансипация должна была привести не к заполнению женщинами мужских мест, но к созданию собственных. Феминизм оказался ловушкой: женщины, занимая мужские должности, отдыхая как мужчины, доказывают только то, что ничего оригинального придумать не могут. Но посмотрите, как много женщин преуспели, развивая собственно женские занятия: лечение, домашние профессии, уход за детьми, заботу о слабых и больных. Вот хорошие примеры женских успехов. А когда женщины поднимают штангу или воюют в армии, возникает отвращение от них как от женщин. Ведь смешно, когда женщине говорят: «Вы очень мужественны!»
— С чем связана повышенная религиозная активность женщин? Почему в храмах их сейчас (и было до революции) большинство?
— Средневековая религиозность была мужской по преимуществу. Распад средневекового общества, его уклада и сознания, привел и к распаду мужской культуры. Теперь женственная эпоха, эпоха реализованного социализма (не только в большевистском варианте, но в шведском, японском, американском). Социализм женственен, как устройство, способствующее выживанию слабых. Здесь мужчина-герой не нужен. Это не мужская среда, за вычетом бизнеса и политики. Особенно это касается семьи и Церкви. И семья, и Церковь, как наиболее устоявшиеся институты общества, легко осваиваются женщинами. Когда нужно было Церковь защищать от еретиков, от сарацин, когда нужно было Ее утверждать, «создавать» (в плане земном и творческом), тогда нужен был мужчина. Теперь, когда церковное благочестие — устоявшееся и часто консервативное явление, оно ближе женщине.
Женское счастье
— Что должно измениться в Церкви, в мире, в сознании, чтобы женщины не обижались, не рвались в священницы?
— Наверное, трудно отказаться от преизбытка дарований, трудно не мечтать. Но когда женщина входит в меру своей человеческой полноты, думаю, ей уже не хочется в священство. Совершенно очевидно, что большего горя у женщины нет, чем ее одиночество. Без мужчины как бы ни старалась женщина показать, что она самостоятельная личность, она все равно обращена к мужчине и для него старается. Это видно особенно в Церкви. Скажем, церковные активистки, которые стараются ради некоего священника, которого очень почитают и многие десятилетия работают ради него, отказываясь подчас от семейной жизни. Подменяя тем самым свое главное предназначение — быть женой. Есть это и в женском монашестве.
Счастье для женщины — как можно раньше принять и познать, что ее существование без мужчины, без брака с ним, бессмысленно. Но это вовсе не означает, что ее существование с мужчиной сводится только к служению ему. Женщина не вспомогательная сила. Считать так — ошибка. Без мужчины нельзя, а вот с мужчиной можно все: и работать, и активно участвовать в церковной жизни.
Мы можем веровать, что Господь посылает нам супруга или супругу, а может –никого не посылает. Но мы не можем знать, почему одному человеку удалось вступить в брак, а другому нет. Возможно, для кого-то Господь промышляет иной, нежели семейный, путь. У таких людей иной путь и иная форма бытия.
Хотя безбрачие и нельзя назвать «вариантом нормы», но, конечно, это не проклятие. Грехом повреждена природа и культура человека, есть много причин безбрачия: биологические, религиозные, психологические. Среди последних могут быть и наследственные, не только генетические, но и семейно-психологические. И безбрачие — это далеко не всегда личная «проблема» человека.
В Америке сейчас одна из самых больших ценностей в обществе — семья, брак, 4-5 детей. Женщина возвращается в политику в бизнес после 45 лет, когда детям уже по 20, или как минимум по 14, когда они могут уехать в колледж. Перерыв в карьере женщины на 20-25 лет — это нормально, и она появляется после этого перерыва с большим потенциалом, в отличие от молодых девушек, потому что она мать, она уже матрона по римским понятиям, она носительница удивительного опыта. Во многих традиционных обществах женщину незамужнюю вообще не признавали. А замужняя женщина даже в мусульманском мире может быть, например, премьер-министром. Статус жены несоизмеримо выше статуса свободной женщины. В этом подлинное духовное раскрытие женщины — быть женой.
Я вижу, как преображается личность женщины, когда она выходит замуж и когда осознает, что теперь то она не просто женщина, а жена, и в этом ее не природный статус, не биологический, даже не социальный, а духовный, онтологический статус.
К сожалению, приоритет онтологической и духовной природы брака в нашем современном православном богословии звучит не отчетливо. С одной стороны, потому что оно питается еще пережитками средневекового традиционного сознания, даже не уклада, укладов давно нет, а сознания. Средневековый уклад, т.е. «Домострой», унижает женщину. Это типичный средневековый перекос, в котором отсутствует понимание женской личности.
Феминизм начался именно как реакция на такое, мужское и несправедливое средневековое сознание, но он пошел сразу в перехлест, сразу не туда, как это часто бывает в истории. Это отразилось и в русской философии XX века, когда возникли идеи Софии, розановской женственности, когда возникли особая философия Павла Евдокимова («Женщины и спасение мира») и движение Брюсова-Мережковского, извратившее вообще все, что возможно, когда возникла «Этика преображенного эроса» Вышеславцева. Это была другая крайность, в которую качнулся маятник истории культуры. Христианство, давшее женщине сознание свободы и равноправия, оказалось врагом эмансипации и феминизма. Духовные корни феминизма языческие, восходящие к матриархату. «Феминизмом» болеют женщины, которые стремятся не к свободе, а к тому, чтобы занять место мужчины. Но счастлив человек может быть только в своем истинном предназначении.
У нас есть подлинный источник понимания женской сущности — это прежде всего учение о семье и браке, основанное на Библии, на Шестодневе, где говорится о сотворении женщины и семьи. Бог сотворил изначально не «свободную женщину», но жену. У Евы даже не было никакого девического периода. При этом Адам не просто мужчина, а муж. Мужчина и женщина не были свободными. Не блуждали они, и это очень важно.
— Но у Адама есть бытие до Евы.
— Да, но об этом бытии Сам Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному». Адам не сам просил у Бога себе помощницу. Именно Господь сказал: «не хорошо». И это «не хорошо» указывало на неполноту его бытия, значит, оно было неугодно промыслу Божьему, а в промысле была полнота и эту полноту Бог довершает созданием Брака. Первозданное бытие Адама и Евы есть бытие брачное. Они были созданы как брачная пара, причем, обратите внимание, они не выбирали друг друга, не заключали друг с другом брачного договора, они просто оказались мужем и женой.
— Но и выбирать было не из кого.
— Бог не дал им «поблуждать» по Эдемскому саду, поискать друг друга, Он не дал им даже свободно встретиться. Господь их просто поставил лицом к лицу, более того, он одну создал из недр другого. Увидев друг друга, они не могли представить двух разных существ, поскольку представляли собой в предыдущее мгновение единое существо, природу мужа. Но личности не сливаются в браке. «Одна плоть» — надприродное, психологическое единство, но не слияние личностей. Они были свободны, потому что были созданы по образу и подобию Божию. Все св. отцы говорят, что женщина так же создана по образу и подобию Божию, как и мужчина, и что для ее спасения нет никаких природных преград. Именно в этом смысле апостолом Павлом сказаны слова, что «во Христе нет не мужеского пола ни женского». Мы все являемся наследниками Христа: и иудеи и эллины, и раб и свободный, и мужчина и женщина.
Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА
В патриархальных семьях у девушек так же как и у Евы не всегда была возможность выбора – вступать ли в брак, и с кем. Сейчас подобные порядки в Европе (в т.ч. – европейской части России) – редкость. Хорошо это или плохо – однозначного мнения нет
Священник Валентин Уляхин: Брак — дело десятое
Если человек по-настоящему воцерковлен, переживания, что не удалось вступить в брак, отходят на десятый план. Верующая женщина независимо от семейного положения не может чувствовать себя ущербной. В этом убежден священник Валентин УЛЯХИН, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ.
— Отец Валентин, мнение многих православных людей о бессмысленности жизни женщины вне брака основывается на том, что Господь изначально сотворил Еву как жену, установив и благословив брак. Получается, что незамужние — второй сорт?