Уныние – это состояние тяжелейшей тоски и апатии, при котором человек теряет интерес к жизни, веру в будущее и силы для действий. В христианской традиции оно считается тяжким грехом, потому что не просто подрывает в человеке желание идти к добру, но и отдаляет от Бога. Впавший в уныние человек теряет главное: надежду и упование на Господа, веру в то, что Он поможет даже в самой безвыходной ситуации.
Есть много советов современных психологов и коучей о том, как бороться с унынием, но мы предлагаем нечто иное: давайте вместе обратимся к вековому опыту христианских святых, которые прекрасно знали, как бороться с этим грехом и излечить душу. Собрали для вас три полезных и вдохновляющих текста.
Гнать дурные мысли и позволять себе небольшие утешения: советы Серафима Саровского

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии», – так описывал уныние преподобный Серафим Саровский. Сохранилось много воспоминаний о том, как святой помогал приходившим к нему людям, страдавшим от этой страшной духовной напасти, причем для всякого находил свой рецепт и утешение. В материале «Как преподобный Серафим лечил уныние» об этом подробно рассказывает Ксения Орабей.
Удивительно, но опыт святого, который жил два столетия назад, актуален и сегодня. Ведь кроме духовных рекомендаций батюшка Серафим давал и вполне житейские советы: например, он предлагал унывающим сестрам Дивеевской общины есть вволю, а еще – немного баловать себя, когда совсем невмоготу. Например, брать с собой на трудные послушания хлеб (тогда, пожалуй, главное лакомство для тех, кто тяжело трудился) и класть небольшой кусочек под подушку. Такие маленькие утешения святой Серафим считал вполне допустимыми, если они давали пользу душе.
А в других случаях он, напротив, был непреклонен: например, явившись одной из дивеевских сестер, которая страдала от сильных головных болей, святой Серафим хоть и утешил страждущую, но не исцелил ее до конца, сказав, что голова все-таки будет иногда ее беспокоить: «Нет, матушка, не на пользу нам. Все будем немножко болеть».
А вот еще один действенный совет от батюшки Серафима: иногда нужно просто запретить себе гонять в голове дурные мысли, особенно если унываешь от осознания некогда совершенного греха, который, кажется, нельзя исправить. Именно так произошло с одним монахом, которого смущали мысли о том, что грех его никогда не будет прощен и что он никогда не сможет его исправить. Пришло уныние, а потом и отчаяние. Но тут вдруг монах словно увидел, как его ум заполоняют отчаянные мысли, резко прервал их ход. Уныние тут же отступило.
В нашем материале вы найдете 10 советом святого Серафима Саровского о том, как бороться с унынием. Наверняка хотя бы один из них вам подойдет!
Вспоминать то, что поддерживает, и заботиться о здоровье: советы Иоанна Златоуста

Старец Амвросий Оптинский считал, что после Священного Писания для скорбной души нет лучшей и наиполезнейшей книги, как письма Иоанна Златоуста к Олимпиаде-диакониссе. Написанные в IV веке нашей эры, они содержат советы, которые актуальны и сегодня. О том, как святитель утешал женщину, унывавшую настолько, что это даже привело к тяжелой болезни, в материале «Лечение депрессии словом на примере писем Иоанна Златоуста к диакониссе Олимпиаде» рассказывает Ирина Шевцова.
Для начала важно понимать контекст: кому и зачем Иоанн Златоуст пишет свои письма. Олимпиада была знатной византийской девушкой, которая выбрала путь девства и служила диакониссой. Она не только помогала женщинам перед крещением и на пути воцерковления, но и много занималась благотворительностью, за что ее особо отличал святитель. Когда Иоанна Златоуста по ложному обвинению отправили в ссылку, Олимпиаду, известную своей финансовой помощью и поддержкой Златоуста, вызвали на допрос, присудили выплатить огромный штраф и выслали из Константинополя, а затем и вовсе заточили в тюрьму. Туда-то и посылал святой свои утешительные письма – всего их было 17.
«Уныние, – пишет свт. Иоанн, – тягостнее всех бедствий. Оно – вершина и глава несчастий. Подлинно, уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения». Но он тут же находит возможность поддержать страждущую, напоминая – беды и страдания не приходят просто так: «Таков у Бога обычай: не сначала удаляет бедствия, но, когда они достигнут наибольшей высоты, когда усилятся, когда враждующие изольют почти всю свою злость – тогда, наконец, все сразу изменяет в состояние тишины и производит неожиданные перемены». Унывать, говорит святитель, рано: нужно дождаться момента, когда весь замысел Божий будет явлен до конца.
Вот еще один простой и действенный совет: заботиться о своем здоровье и в тяжелые моменты вспомнить о том, что радует и поддерживает. А еще, рекомендует святитель, стоит положить предел своему унынию и размышлениям обо всем плохом и тяжелом, что есть в жизни: «Болезнуй так, чтобы твоя печаль имела меру», – так просто формулирует эту идею св. Иоанн.
В материале вы найдете 9 советов, которые актуальны уже почти 17 столетий, ведь ни люди, ни то, что приводит их к унынию, за это время ничуть не изменились.
Быть стойкими и бороться со «сном души»: советы святых отцов Церкви

Сегодня любую печаль и тоску часто называют депрессией и советуют обратиться к психологу. Но у этих состояний есть и другая, духовная сторона – о ней много писали и знали – да-да, не понаслышке, святые отцы. Изучить их труды и найти в них простые советы и важные мысли в материале «Чего расслабла ты, душа моя?..» Как святые отцы помогают справляться с печалью и унынием» попыталась Елена Тростникова.
Для начала разберемся в терминологии. Оказывается, древние святые и отцы Церкви очень четко разделяли уныние и печаль. Печаль – это боль и обида из-за того, что мир не соответствует нашим ожиданиям (меня обидели, все идет не так). Это грех, потому что в его основе лежит несогласие с волей Бога о нас. Уныние же – это духовная лень и «сон души». Когда человек в унынии, ему лень молиться, читать что-то серьезное и вообще заниматься своей душой. Он ищет легких отвлечений, постоянно зевает, смотрит в окно в ожидании гостей – лишь бы не оставаться наедине с собой и своими мыслями.
Что же делать, если охватывает печаль, уныние или сразу оба врага нападают одновременно?
Во-первых, помнить, что Бог никогда не дает испытаний сверх меры. Очень образно пишет об этом Ефрем Сирин: «Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обожженные отвердели, то не бывают они годными к употреблению людям. Но и полагая их в печь, знает он, сколько времени должно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтоб, перегорев, не истрескались; и опять не вынимает прежде времени, чтоб не остались недоделанными и негодными к употреблению…»
Во-вторых, бодрствовать, потому что именно «сон души» чрезвычайно опасен в такой ситуации. Вот как это формулирует преподобный Иоанн Кассиан: «И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время».
Наконец, в-третьих, нужно быть стойкими и терпеливыми. «От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия», – учит преподобный Нил Синайский. Эти и другие ценные и чрезвычайно современные мысли святых отцов вы найдете в нашем материале!

